Николай Сличенко

Годы жизни: 27 декабря 1934 - 02 июля 2021
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Исполнитель, Актер театра, Театральный режиссер
Содержание
В 16 лет Николая Сличенко приняли в труппу единственного в мире цыганского театра «Ромэн»
. Сначала артист играл в массовке, затем стал получать главные роли, а в конце 1970-х даже стал главным режиссером и художественным руководителем коллектива. Прославился Сличенко и как певец: он исполнял русские и цыганские романсы, эстрадные композиции.

«К искусству я тянулся с детских лет»: детство Николая Сличенко

Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде
. Его мать и отец были оседлыми цыганами и работали в одном из колхозов. Кроме Николая в их семье было еще четверо детей — три дочери и сын. Позднее Сличенко вспоминал: «Семья наша была обыкновенная, многодетная <…>, со своими обычаями, традициями, укладом жизни, со свойственной цыганской среде строгостью во взаимоотношениях между ее членами».
Когда Сличенко исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война
. Прямо на глазах будущего артиста его отца расстреляли. В книге «Родился я в таборе» Сличенко писал: «Мои первые впечатления, точнее потрясения, связаны с войной. <…> Немцы на моих глазах расстреляли отца. <…> Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда на глазах умирали люди, — это впечатление детских лет осталось со мной на всю жизнь».
После войны семья Сличенко переехала в Воронежскую область. Там они работали в колхозе «Красный Октябрь». В свободное время Сличенко занимался музыкой, он выступал на праздниках с танцами и народными песнями.
Знакомые посоветовали Николаю Сличенко поехать в Москву — там располагался единственный в мире профессиональный цыганский театр «Ромэн»
. Деньги на билет для артиста собирали его родственники и друзья, и летом 1951 года он смог отправиться в столицу.
«Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет, как тянутся к прекрасному люди всю свою жизнь. <…> Чем больше постигал я этот волшебный мир музыки, тем взволнованнее были мысли о той далекой звезде. Как ни казалась она мне тогда недосягаемой, я все же в какой-то момент решился идти ей навстречу. Что подтолкнуло меня в этом решении? Может быть, то, что во время вечеринок, часто устраивавшихся после работы, слышал в свой адрес: «В театр бы тебе, в «Ромэн»! А может, постепенно укреплявшаяся вера в себя. Только однажды собрался, <…> получил благословение мамы и дедушки — и отправился в путь. Ехал с мыслями лишь о театре. Не думал о том, где буду жить, как встретит столица, не пугала неизвестность»
Николай Сличенко, книга «Родился я в таборе»

«Я называюсь теперь артистом»

Николай Сличенко в молодости. Фотография: gctm.ru
Николай Сличенко в роли цыгана и Маргарита Шумская в роли цыганки Насти в художественном фильме Леонида Лукова «Олеко Дундич» (1958)
Николай Сличенко и Любовь Василькова в спектакле Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн». Москва. Фотография из архива Н. Бессонова / pinterest.ru
Сразу после того, как поезд Николая Сличенко прибыл в Москву, начинающий артист отправился в «Ромэн». Его принял главный режиссер театра Петр Саратовский. Он дал Сличенко один день на подготовку к прослушиванию. Режиссер посоветовал ему выступить с отрывком из прозы, басней и стихотворением.
Сначала театральной комиссии не понравилось выступление Сличенко. Наизусть он знал только стихотворение Михаила Лермонтова
«Парус»
, а выучить басню и отрывок из прозы за один день не смог. Однако в конце прослушивания Сличенко начал петь и танцевать. Его голос высоко оценил актер «Ромэна» Сергей Шишков. Он назвал Сличенко своей будущей заменой и предложил Саратовскому взять начинающего артиста в труппу.
Николаю Сличенко долго не давали ролей — он играл только в массовке. Актер вспоминал: «Мои представления об искусстве тогда были такими, что, если приняли в театр и я называюсь теперь артистом, хотя и вспомогательного состава, должен непременно начать играть роли. <…> Просмотрев все спектакли из репертуара, я выбрал для начала несколько ролей, разумеется, главных. Это, пожалуй, было основное, что меня в них прежде всего привлекало». Всего за месяц Сличенко выучил все мужские роли в спектаклях «Ромэна». Артист несколько раз просил Саратовского дать ему сыграть в любой постановке театра. Однако режиссер считал, что у начинающего актера мало опыта.
Свою первую роль Сличенко получил в 1952 году в спектакле «Четыре жениха». Актеру помог Сергей Шишков. Во время поездки труппы «Ромэна» в Загорск (сейчас — Сергиев Посад
) по просьбе артиста он притворился больным. Никто, кроме Сличенко, не знал роль наизусть, поэтому ему разрешили сыграть цыгана Лекса, главного персонажа постановки. Актер писал: «Я не помнил себя от радости, что наконец исполнилась моя мечта. Роль Лексы в «Четырех женихах» я потом играл долго и, судя по отзывам, небезуспешно. <…> В спектакле <…> было много музыки, песен, танцев. И это оказалось выигрышным для меня — петь и танцевать я умел».
После премьеры «Четырех женихов» Сличенко часто подменял других актеров театра, когда те болели. Он играл Дмитрия в постановке повести «Очарованный странник»
Николая Лескова
, советского офицера Чанго в «Сломанном круге». Первой самостоятельной работой артиста стала роль Василя в спектакле «Цыганка Аза».
Сличенко не только играл в театре, но и снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года «Олеко Дундич» Леонида Лукова. Затем актер снялся в картинах «Трудное счастье» и «В дождь и в солнце». Как киноактер Сличенко стал известен благодаря фильму «Свадьба в Малиновке»
, который вышел в 1967 году. В ленте он исполнил роль Петри Бессарабца, красного кавалериста.

«Его пение было художественным событием»: песни Николая Сличенко

Николай Сличенко в молодости. Фотография: kulturologia.ru
Николай Сличенко в молодости. Фотография: tunnel.ru
Николай Сличенко в молодости. Фотография: ekogradmoscow.ru
Еще в 1950-х на концертах в театре «Ромэн» Николай Сличенко выступал с цыганскими песнями и романсами. А в 1962 году актер отправился на гастроли в Рязань
. Он посетил музей Сергея Есенина
в Константинове
и решил исполнить на концерте песню на стихи поэта
. Сличенко выбрал «Письмо матери»
. Позднее он писал: «Долгое время ничего не получалось. Как только начинал фразу: «Ты жива еще, моя старушка…», к горлу подкатывал ком, и я не мог дальше петь. <…> Мама, родной дом, знакомое с детства дерево — понятия для всех близкие и родные, но в стихах Есенина слова эти и то, что в них скрыто, у каждого вызывают особую неповторимую гамму чувств, свои, навеянные воспоминаниями переживания». Артист так спел «Письмо матери», что многие зрители плакали.
Когда Сличенко вернулся с гастролей, он записал на стихи Есенина цикл песен. В газете «Советская культура» писали о концерте, где артист исполнил эти композиции: «Сличенко <…> поет с такой внутренней отдачей, с какой можно спеть только раз в жизни. Каждую песню в каждом концерте он поет «в первый раз».
В репертуар Сличенко вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек», «Гитара семиструнная», «Очи черные». Артиста часто приглашали на телевидение — он пел на «Голубом огоньке», праздничных концертах. Музыкальные критики писали о искренности и эмоциональности его исполнения.
«Я слушал Николая Сличенко множество раз: в спектакле и концерте, в гигантском спортивном зале и у себя дома, в самой интимной, задушевной обстановке. И всегда, в любой обстановке, его пение было художественным событием. Секрет, наверное, в том, что исключительная вокальная одаренность певца, развивающего песенные традиции своего народа, подкрепляется трепетным отношением к песне как святыне духа народа, его культуры. Отсюда бескомпромиссность в художественном отношении, потрясающая самоотдача, глубокая радость сопереживания прекрасного вместе со слушателями, образность исполнительского решения каждой песни»
Философ и литературный критик Владимир Разумный
В 1970-х Николай Сличенко часто давал концерты в СССР, Польше, Чехословакии. Он был любимым исполнителем Леонида Брежнева. Однажды артисту даже пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который планировал посетить политик.

«Она — моя вечная муза и ангел-хранитель»: личная жизнь

Актриса Сетара Казымова — первая жена Николая Сличенко. Фотография: stuki-druki.com
Николай Сличенко со второй женой — актрисой Тамиллой Агамировой и дочерью Тамиллой. Фотография: uduba.com
Николай Сличенко со второй женой — актрисой Тамиллой Агамировой. Фотография: stuki-druki.com
Николай Сличенко был женат дважды. Его первой супругой стала Сетара Казымова. С ней актер познакомился в одном из московских кинотеатров в декабре 1951 года. Казымова тогда заканчивала школу. Уже через год они поженились. Вскоре Казымова, как и Сличенко, стала играть в «Ромэне». В браке артисты прожили восемь лет, у них родился сын Алексей.
Со своей второй женой — актрисой Тамиллой Агамировой — Сличенко познакомился еще в 1950-х, когда она присоединилась к труппе «Ромэна». Артисты несколько раз вместе играли в спектаклях. Ухаживать за Агамировой Сличенко начал, когда театр был на гастролях в Грузии. В начале 1960-х артисты поженились. В 1963 году у них родилась дочь Тамилла, а еще через несколько лет — сын Петр.
В браке Николай Сличенко и Тамилла Агамирова живут более шестидесяти лет. О жене артист писал: «Она — моя вечная муза и ангел-хранитель».

Режиссер, педагог, художественный руководитель

Художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко на вечере, посвященном 75-летию актрисы Алисы Фрейндлих в ЦДА. 2009. Москва. Фотография: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
Художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко с супругой, актрисой Тамиллой Агамировой на праздновании 25-летнего юбилея театра «Шалом» в театре Эстрады. 2013. Москва. Фотография: Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС
Николай Сличенко (в центре) в своем спектакле «Мы — цыгане». 2006. Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн», Москва. Фотография: Александр Саверкин / ИТАР-ТАСС
В 1960-х Николай Сличенко стал работать в театре и как ассистент режиссера. В свободное время актер занимался в вечерней школе: он хотел получить аттестат и поступить в институт. Вскоре Сличенко зачислили на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе
в мастерскую Андрея Гончарова.
«Конечно, поначалу я не смел даже и думать о том, чтобы стать режиссером. Это мне казалось совершенно непостижимым делом. Было просто почтение, трепет, волнение перед профессией режиссера. Но постепенно в работе, в стремлении как можно больше узнать, научиться подсознательно все же готовил себя к тому, чтобы, может быть, через много лет <…> замахнуться на то, что когда-то казалось недостижимым, и всерьез посвятить себя изучению и практическому освоению этой трудной профессии. <…> Чтобы поставить спектакль, мало только специальных знаний по режиссуре. Работа режиссера — это не набор технических средств, с помощью которых можно создать нечто единое, цельное, а прежде всего твое мировосприятие, твоя гражданская и творческая позиция»
Николай Сличенко, книга «Родился я в таборе»
Высшие режиссерские курсы Сличенко окончил в 1972 году. Дипломной работой артиста стал спектакль «Грушенька» по повести Николая Лескова «Очарованный странник». Он хотел показать в постановке «родство душ цыганского и русского народов». В спектаклях Сличенко по произведениям русской классики играли цыганские артисты. Иногда он специально добавлял в постановки танцевальные и вокальные номера.
В 1970-х Сличенко ставил в «Ромэне» собственные спектакли. Вместе с актером и драматургом Иваном Ром-Лебедевым он даже написал пьесу «Мы — цыгане». В театре ее премьера состоялась в 1976 году. А через год Сличенко стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна». В театре он поставил спектакли «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Огненные кони». О театре артист писал: «Цыганский народ всегда был романтичным и музыкальным. И искусство театра «Ромэн» должно соответствовать этому народному настрою, быть театром музыкально-романтическим. Его спектакли мы пытаемся приподнимать над бытом, где эмоциональное звучание доводится до высшей точки состояния человека, до открытого проявления чувств».
В Музыкальном училище им. Гнесиных
по инициативе Николая Сличенко в 1978 году открыли студию, где готовили артистов для театра «Ромэн». Преподавал там и сам актер.
За «большие заслуги в развитии советского театрального искусства» в 1981 году Сличенко удостоили звания народного артиста СССР. Актер стал первым и единственным цыганом, который этого добился. Через несколько лет за постановку «Мы — цыгане» он получил и Государственную премию СССР.
В 1990-х и 2000-х Николай Сличенко продолжил играть в театре, выступать с концертами. Он побывал на гастролях во Франции, США, Великобритании. Иностранные критики назвали артиста «легендарным цыганом».
В Театральном институте им. Б. Щукина
в 2005 году Сличенко открыл Цыганский национальный курс. Как и в Музыкальном училище им. Гнесиных, там начали готовить артистов для «Ромэна».
До конца жизни Сличенко ставил спектакли в театре, выступал с песнями и романсами. В 2020 году за «выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» артист получил орден «За заслуги перед Отечеством».
Весной 2021 года из-за проблем со здоровьем Николай Сличенко попал в больницу. Через несколько месяцев, 2 июля 2021 года, он умер. Церемония прощания с артистом состоялась в театре «Ромэн». Похоронили Сличенко на Троекуровском кладбище в Москве.
В публикациях
Спектакли
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна