Москва слезам не верит
Художественные фильмы

Москва слезам не верит

Год выхода:
1979
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
150 мин.
В ролях:
Александр Фатюшин, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Виктор Уральский, Валентина Ушакова, Алексей Баталов, Борис Сморчков, Раиса Рязанова, Юрий Васильев, Наталья Вавилова
Режиссёр:
Владимир Меньшов
Производитель:
«Мосфильм»

Один из самых успешных фильмов советского кино. В год выхода на экраны его посмотрели в СССР 90 миллионов зрителей! В 1981-м картина Владимира Меньшова была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Москва слезам не верит» и сегодня остается одним из самых востребованных фильмов на отечественном телеэкране. На примере этой картины мастера в киновузах разбирают механизм создания потенциального хита. Критики немало иронических, ехидных строк посвятили «Москве», но никто не мог отрицать тот факт, что драматург Валентин Черных и режиссер Владимир Меньшов нашли прямой и кратчайший путь к зрительскому сердцу.

«Вольно было коллегам кривиться, а критикам упражняться в остроумии: советская женщина, отплакав на одном сеансе и купив билет на другой, с замиранием сердца входила в вагон пригородной электрички — в робкой надежде встретить такого вот слесаря Гошу. Она даже была согласна на нечищеные ботинки, — пишут киноведы Елена Плахова и Дмитрий Савельев («Новейшая история отечественного кино). — «Оскар», который присудили фильму никому не известного режиссера и за которым его не выпустили, достался Москве… не по воле слепого случая: сказка про Золушку из страны победившего социализма — ложилась спать простой ткачихой, пробуждалась директором комбината — идеально соответствовала канону американской мечты. Катя Тихомирова являла собой классическую self-made womаn, выбившуюся из грязи в совкнягини».

Действительно, в основе сюжета — история одной карьеры. Провинциалка Катя Тихомирова приехала в Москву, работала на фабрике, училась на вечернем отделении института, стала хорошим специалистом, а потом — директором крупного комбината. Только в личной жизни у нее какая-то пустота, невнятица. Когда-то ее, юную провинциалку, обольстил московский телевизионщик, Катя родила от него дочь Сашу и воспитывала ее одна. Теперь Саша уже студентка, сама невеста. А Катя в редкие моменты досуга встречается с женатым мужчиной. И вот однажды в электричке, возвращаясь с дачи подруги, она знакомится со странным слесарем Гошей (Алексей Баталов). Больно он умен, начитан, интеллигентен для слесаря… Но постепенно лед недоверия тает в Катиной душе, она понимает, что Гоша — именно тот, кто ей так нужен.

Целеустремленную Катю сыграла Вера Алентова — актриса сдержанной, несколько даже холодноватой манеры. Несмотря на то что именно ее героиня — главная, ей не уступали Ирина Муравьева и Раиса Рязанова в роли Катиных подруг — амбициозной, шустрой Людмилы и скромной домовитой Тоси. Их трио было прекрасно выписано сценаристом — очень разные, но все такие узнаваемые, героини прекрасных актрис проживали свои жизни рядом, но каждая абсолютно по-своему. За терпеливость и умение довольствоваться малым Тося оказалась награждена хорошей, крепкой семьей. Людмила, чей вроде бы блестящий брак начался с обмана, оказалась у разбитого корыта. Катя смирила свою гордыню и научилась подчиняться мужу-слесарю. В одном они схожи — им покорилась-таки Москва, которая слезам не верит.

В подборках

Что смотреть в отпуске
Отечественные фильмы — триумфаторы мирового кинематографа.
Бунтари и романтики
Пересматриваем комедии и драмы, посвященные молодежи.
Что им стоит дом построить
Вспоминаем, какой была стройка в советском кино.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин