Бешеные деньги
Телеспектакль

Бешеные деньги

Государственный академический Малый театр

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
150 мин.
В ролях:
Элина Быстрицкая, Юрий Васильев, Виталий Игаров, Владимир Кенигсон, Никита Подгорный, Юрий Каюров, Ирина Ликсо, Сергей Харченко
Режиссёры:
Николай Александрович, Леонид Варпаховский, Владимир Бейлис

Фрагмент статьи Константина Фрумкина «Террор и насилие в зеркале искусства», опубликованной в журнале «Знамя» (2002 г.):

<...> «В русской литературе есть два известных произведения, крайне сходных по своей композиции и имеющих прямое отношение к нашей теме. Это пьесы А. Островского «Бешеные деньги» и М. Горького «Васса Железнова». В обоих произведениях моделируется сходная ситуация – противостояние способного к созиданию одиночки всеобщему хаосу. <...>

Васильков, главный герой «Бешеных денег», со своим рационализмом и практичностью выглядит белой вороной на фоне других персонажей пьесы – патологических мотов и бездельников. Это разделение имеет у Островского и географическое измерение: главный герой «Бешеных денег» – провинциал среди москвичей, «говорит, как матрос волжского пароходства», то есть окает, в то время как Москва акает.

Больше всего хлопот Василькову доставляют его жена и теща (Лидия и Чебоксарова), для которых тратить деньги так же необходимо, как порция зелья для наркомана, которые тратят вопреки всякому расчету и во вред себе. Жена сбегает от Василькова, ибо он не дает ей расходовать деньги безрассудно и неограниченно. Но затем, дойдя чуть ли не до долговой тюрьмы, женщины вынуждены отдаться на милость Василькова, и тот собирается взять их, что называется, «в оборот». <...>

В «Бешеных деньгах» фигурирует разорившийся аристократ Кучумов, который «забыл, что его состояние давно прожито», и поэтому обещает всем несуществующие тысячи. Есть еще Телятев, живущий роскошно, но в долг. Он советует Василькову, как взять много денег взаймы, а на его вопрос, как отдавать, отвечает: «Это дело предоставьте кредиторам». Когда Васильков выражает недоумение, Телятев замечает: «Вы еще молоды, дойдете и до наших расчетов». <...>

Московские представления о богатстве резюмируются тещей Василькова Чебоксаровой: «Состояние можно только получить по наследству, да еще при большом счастье выиграть в карты». На что Васильков мизантропически замечает: «Нет, есть еще средство: ограбить кого-нибудь». <...>

В самом конце пьесы Васильков произносит странную фразу: «Бюджета только бешеные деньги не знают». В контексте пьесы, да к тому же учитывая, что эта реплика финальная, несомненно, что перед нами не финансовая мудрость, а нравоучение. Обычно «бешеными» называют просто очень большие деньги, но из содержания пьесы видно, что в данном случае имеется в виду смысл, более близкий к первоначальному, психиатрическому значению слова. <...>

Бешеные деньги – это деньги взбесившиеся, потерявшие вменяемость, забывшие, кто их отец (труд, производство), и поскакавшие по дорогам хаотического перераспределения; это деньги, полученные внезапно – по наследству, от карточной игры или грабежа. Они легко достаются и так же легко растрачиваются». <...>

В подборках

Большая актриса Малого театра
Подборка ролей Элины Быстрицкой.
Абсолютно наш Островский
Русский драматург, творчество которого легло в основу национального театра.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин