Виктор Павлов
Персона

Виктор Павлов

Годы жизни:
05 октября 1940 — 24 августа 2006
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра

Виктор Павлов был достойным воспитанником Щепкинского училища, ярким и многоплановым актером. За свою долгую карьеру артист снялся в 164 картинах, исполнил роли в спектаклях четырех театров Москвы. Павлов выразительно играл отрицательных и положительных персонажей, охотно брался за небольшие и эпизодические роли и не оставил сцену даже после болезни.

Хулиган, начинающий актер и радиомонтажник

Виктор Павлов. Фотография: Georg Ter-Ovanesov / tvc.ru

Виктор Павлов родился 5 октября 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать работала гинекологом в городской больнице. Детские годы будущего актера пришлись на военное время. Отец мальчика ушел на фронт, и до 1945 года его воспитанием занималась одна мать. После войны семья воссоединилась. Жили Павловы небогато, но дружно, много времени уделяли воспитанию сына, водили в театры и музеи. С юных лет Виктор много времени гулял по старой Москве, интересовался искусством.

Как ни парадоксально, но, несмотря на войну, время было прекрасное. Я счастлив, что мое детство пришлось именно на него. Наше поколение не было избалованным. Нам не покупали игрушек, мы сами делали самокаты, мячи из тряпок. Играли во дворе в футбол, в казаков-разбойников, лапту, в пристенок. У меня в крови это дворовое братство.
Виктор Павлов о детстве (очерк Светланы Овчинниковой, Малый театр)

Любовь к театру будущему актеру привил отец. Павел Павлов водил его на спектакли в расположенные неподалеку МХАТ, Центральный дом актера и Театр Вахтангова. После школы Виктор Павлов ходил на занятия в драматический кружок и детский хор. Педагоги предложили ему исполнить роль негритянки в ученическом спектакле. Павлов сыграл так, что одноклассники смеялись до слез.

В то же время Виктор Павлов был проблемным ребенком. Он много времени проводил во дворе, дрался, хулиганил, задирал сверстников. В восьмом классе из-за кражи он чуть не попал в тюрьму. За сына вступился отец — к тому моменту заместитель министра сельского хозяйства РСФСР, и Виктор Павлов не попал в колонию. Однако ему пришлось уйти из дневной средней школы и перейти в вечернюю. Параллельно Павлов устроился на работу на завод, где вскоре стал радиомонтажником. В то же время юноша не забывал о своем увлечении и мечтал об актерской карьере. Он посещал театральный кружок при Московском городском доме учителя. Занятия там вел режиссер МХАТа Вадим Богомолов, который посоветовал ему учиться на актера. В 1959 году Павлов получил аттестат о среднем образовании и подал документы в Школу-студию МХАТ, Щепкинское и в Щукинское училища. На вступительных испытаниях он читал стихотворения Сергея Есенина и Игоря Северянина и получил от приемных комиссий только отличные оценки — будущего актера приняли во все вузы. Павлов остановил свой выбор на мастерской Веры Пашенной и Николая Анненкова в Щепкинском училище. Вместе с ним на курсе учились Олег Даль, Михаил Кононов, Виталий Соломин и другие.

Тот курс — первый набранный Николаем Александровичем Анненковым — оказался ошеломляюще звездным: на нем учились Олег Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин, Михаил Кононов. <...> Семь выпускников его курса были приглашены в Малый театр — случай исключительный.
Театральный критик Борис Поюровский, «Звезды Малого театра»

Артист четырех театров

Слева направо: Виктор Павлов в роли Шута и Михаил Царев в роли Короля Лира в спектакле Леонида Хейфеца «Король Лир». 1982. Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: staroeradio.ru

Во время учебы воспитанники мастерской Пашенной и Анненкова играли эпизодические роли в спектаклях Малого театра. Виктора Павлова, помимо этого, приглашали в кино. Еще студентом он снялся в фильмах «Когда деревья были большими» и «На семи ветрах».

В 1963 году актер окончил училище, и вскоре его пригласили в театр «Современник». Там он играл два сезона — появлялся в спектаклях «Вечно живые», «Старшая сестра», «Белоснежка и семь гномов» и «Голый король». В 1965 году артист перешел на работу в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Здесь у Павлова сложились хорошие отношение с коллективом, и актеру стали доверять главные роли. Он играл в спектаклях «Время и семья Конвей», «Бал воров» и других. За роль Аркаши Счастливцева в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского Виктор Павлов получил приз Международного фонда К.С. Станиславского. Артист называл эту награду самой ценной в своей карьере: ее присудили не театральные критики, а коллеги-актеры. Он писал: «Это диплом моей любви к актерам». В Театре Ермоловой он познакомился с актрисой Татьяной Говоровой. В 1966 году они поженились, вместе супруги прожили больше 30 лет.

В конце 1960-х актер заинтересовался режиссерскими работами Андрея Гончарова. Виктору Павлову были близки его работы: он, как и режиссер, одобрял театральные эксперименты и выступал за свободу творчества. Чтобы играть в спектаклях Гончарова, в 1969 году Павлов перешел в Театр им. Владимира Маяковского. В его репертуаре присутствовали и комедийные, и трагические роли. Артист участвовал в постановках «Разгром», «Дети Ванюшина», «Человек из Ламанчи». В последнем спектакле он сыграл Санчо Пансу. До него эту роль исполнял Евгений Леонов, поэтому Павлову было тяжело создать собственный образ героя. Однако спектакль стал популярным — билеты на него было тяжело достать. Театровед Петр Алалыкин писал: «После спектакля, когда они выходят втроем на авансцену — триумфатор Лазарев, Санчо Панса — Павлов и Доронина — буря оваций, крики «браво!».

В 1975 году Павлов получил приглашение от руководства Малого театра. В то время там еще работали его учителя — Николай Анненков, Михаил Царев. Они хорошо знали возможности актера и доверяли ему большие роли в спектаклях. Здесь он сыграл Шута в «Короле Лире», Репетилова в «Горе от ума» и другие роли.

«Актер по состоянию души»: роли в кино

Виктор Павлов (справа) в роли Сергея Левченко в художественном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979)

В 1965 году Леонид Гайдай пригласил Виктора Павлова на небольшую роль студента Дуба в картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Позднее режиссер еще не раз звал его в свои фильмы.

У Павлова есть острое чувство юмора. Он безошибочно определял ту золотую середину, когда без наигрыша, без старания рассмешить, оставаясь серьезным и сосредоточенным, можно вызвать понимание и смех зрителя...
Леонид Гайдай о Викторе Павлове

Всесоюзная слава пришла к Павлову после выхода в 1968 году на экраны картины «Майор Вихрь» по одноименному роману писателя Юлиана Семенова, где он сыграл одну из главных ролей — разведчика Коли. После этого Виктора Павлова стали приглашать не только на эпизодические роли: в том же году он снялся в картине «На войне как на войне».

В 1970-х фильмография актера пополнилась более чем 30 фильмами. В 1972 году он сыграл бандита Мирона Осадчего в телефильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». После выхода картины на экраны Павлова стали узнавать на улице. Он вспоминал: «После премьеры фильма стою я в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка без очереди лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: «Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь».

В 1979 году актер снялся в пятисерийной картине режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в ней Павлов сыграл Сергея Левченко. Актер признавался, что работа над картиной потребовала от него больших усилий. В определенный момент он даже хотел отказаться от роли, но вскоре передумал. Владимир Конкин, который сыграл в фильме Владимира Шарапова, признавался, что именно Павлов поддерживал и подбадривал всех коллег. Он вспоминал: «Ему удалось вырвать меня из атмосферы всеобщей агрессивности, поддержать и успокоить».

В 1980-х Виктор Павлов был уже известным актером. В кино у него сложилось амплуа отрицательного героя. Он сыграл Котова в мини-сериале «Гардемарины, вперед!», Людоеда в «Лиловом шаре». Такие роли хорошо удавались артисту, даже если они были эпизодическими и второстепенными. Однако Павлов хотел быть многоплановым актером — такую возможность он получил на театральной сцене. Об умении Павлова играть даже самых сложных и противоречивых персонажей писали его коллеги.

Есть много ярких, серьезных, многоплановых актеров. Среди них и Павлов. Но особенность его в том, что он и по состоянию души, и по ощущению жизни весь — актер. Его невозможно представить в другой области человеческой деятельности. Иногда за него бывает страшно: настолько щедро он выплескивает свой талант в жизни, кажется, что для работы у него уже не останется энергии. Но это напрасные страхи. Он неисчерпаем.

Последние годы: «перестроечная публицистика» и работы для телевидения

Слева направо: Александр Филиппенко в роли Коровьева-Фагота и Виктор Павлов в роли кота Бегемота в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994)

Во время перестройки Виктор Павлов мечтал отойти от классического репертуара и поучаствовать в экспериментальных постановках. Ради этого он в 1985 году вернулся в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Там Павлов сыграл в инсценировке пьесы Александра Буравского «Говори…», спектакле «Последний посетитель». В 1986 году он исполнил одну из главных ролей в постановке Валерия Фокина «Спортивные сцены 1981 года» по одноименному произведению драматурга Эдварда Радзинского. Спектакль был очень популярен — его премьеру в 1986 году посетил даже Борис Ельцин.

Личная история, про которую я писал, в спектакле ушла на второй план. Зал хотел слушать обличения «гнилого режима». <...> И режиссер не мог, не смел не чувствовать этого. <...> И вместе с залом он и актеры творили новый спектакль. О прогнившем жалком советском high society [высшем обществе]. О деловых людях, которые только начинали называться «новыми русскими». О ненависти к наступавшему на всех фронтах первобытному русскому капитализму. <...> И зал радостно смотрел пьесу как некую «перестроечную» публицистику.
Эдвард Радзинский о спектакле «Спортивные сцены» (из книги «О себе»)

Виктор Павлов продолжил сниматься в кино. В 1987 году он сыграл помещика Спицына в картине «Благородный разбойник Владимир Дубровский». В 1990 году артист вернулся в Малый театр, где работал до конца жизни. Даже после распада СССР, когда представители творческих профессий испытывали трудности, почти не получали зарплату и мало играли, Павлов не оставил актерскую карьеру. Его приглашали сниматься в фильмах и сериалах, среди которых «Колечко золотое, букет из алых роз», «Крестоносец» и другие. В 1994-м Павлов сыграл кота Бегемота в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары. Съемки этой картины, по словам актера, были самыми запоминающимися в его карьере. Он говорил, что «на съемках фильма испытал сильнейшее за всю жизнь чувство».

В 2000-х Виктор Павлов появлялся на телеэкранах. Он был ведущим телеигры «Ваш билет». Однако работе помешала болезнь: актер перенес сначала инфаркт, а затем и инсульт. 24 октября 2006 года Виктор Павлов скончался. Причиной смерти актера стал сердечный приступ. Его похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.

Интересные факты

Виктор Павлов в гримерке. Фотография: maly.ru

1. В детстве Виктор Павлов получил травму уха: он занимался борьбой, и на одной из тренировок его партнер неудачно выполнил бросок. Ухо на всю жизнь осталось оттопыренным. Во время вступительных испытаний в театральные институты Павлов очень переживал из-за этого, но члены приемной комиссии ничего не заметили.

2. У актера было необычное хобби — он разводил почтовых голубей. Его птицы жили на чердаке Малого театра. Павлов вспоминал: «Белые голуби, которые взлетают над Малым театром, мои. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка — Гоголева, а этот любвеобильный — Царев, самый веселый голубь — Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть».

3. Виктор Павлов много рисовал — создавал портреты своих родственников и друзей, всегда брал на съемки краски и кисти. Такое увлечение появилось у актера на третьем курсе Щепкинского училища. Тогда он простудился и потерял голос. Встал вопрос об отчислении. Павлов не отчаялся и пошел на курсы гримеров, которые закончил с отличием. Голос к актеру вернулся после операции. С тех пор Павлов мог работать и как гример.

4. Павлов был любимым актером Бориса Ельцина. В 1994 году актер был удостоен звания народного артиста России и награду получил лично из рук президента.

5. Виктору Павлову часто делали необычные подарки, поэтому в его гримерной в Малом театре было много памятных вещей. После премьеры спектакля «Горячее сердце» к нему подошел один из зрителей — пожилой мужчина. Он подарил Павлову антикварный шкаф ручной работы.

В публикациях
Трагический гений с манией совершенства

Фильмы

Одиноким предоставляется общежитие
Комедия
1983
84 мин
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
Комедия
1965
90 мин
О бедном гусаре замолвите слово
Комедия
1980
76 мин
Обыкновенная Арктика
Драма
1976
75 мин
Гамлет Щигровского уезда
Драма
1975
80 мин
Кольца Альманзора
Сказка
1977
64 мин
Проверка на дорогах
Драма
1971
97 мин

Спектакли

Смотрите также

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.