Виктор Павлов
Персона

Виктор Павлов

Годы жизни:
05 октября 1940 — 24 августа 2006
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

Виктор Павлов был достойным воспитанником Щепкинского училища, ярким и многоплановым актером. За свою долгую карьеру артист снялся в 164 картинах, исполнил роли в спектаклях четырех театров Москвы. Павлов выразительно играл отрицательных и положительных персонажей, охотно брался за небольшие и эпизодические роли и не оставил сцену даже после болезни.

Виктор Павлов. Фотография: Georg Ter-Ovanesov / tvc.ru

Виктор Павлов родился 5 октября 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать работала гинекологом в городской больнице. Детские годы будущего актера пришлись на военное время. Отец мальчика ушел на фронт, и до 1945 года его воспитанием занималась одна мать. После войны семья воссоединилась. Жили Павловы небогато, но дружно, много времени уделяли воспитанию сына, водили в театры и музеи. С юных лет Виктор много времени гулял по старой Москве, интересовался искусством.

Как ни парадоксально, но, несмотря на войну, время было прекрасное. Я счастлив, что мое детство пришлось именно на него. Наше поколение не было избалованным. Нам не покупали игрушек, мы сами делали самокаты, мячи из тряпок. Играли во дворе в футбол, в казаков-разбойников, лапту, в пристенок. У меня в крови это дворовое братство.
Виктор Павлов о детстве (очерк Светланы Овчинниковой, Малый театр)

Любовь к театру будущему актеру привил отец. Павел Павлов водил его на спектакли в расположенные неподалеку МХАТ, Центральный дом актера и Театр Вахтангова. После школы Виктор Павлов ходил на занятия в драматический кружок и детский хор. Педагоги предложили ему исполнить роль негритянки в ученическом спектакле. Павлов сыграл так, что одноклассники смеялись до слез.

В то же время Виктор Павлов был проблемным ребенком. Он много времени проводил во дворе, дрался, хулиганил, задирал сверстников. В восьмом классе из-за кражи он чуть не попал в тюрьму. За сына вступился отец — к тому моменту заместитель министра сельского хозяйства РСФСР, и Виктор Павлов не попал в колонию. Однако ему пришлось уйти из дневной средней школы и перейти в вечернюю. Параллельно Павлов устроился на работу на завод, где вскоре стал радиомонтажником. В то же время юноша не забывал о своем увлечении и мечтал об актерской карьере. Он посещал театральный кружок при Московском городском доме учителя. Занятия там вел режиссер МХАТа Вадим Богомолов, который посоветовал ему учиться на актера. В 1959 году Павлов получил аттестат о среднем образовании и подал документы в Школу-студию МХАТ, Щепкинское и в Щукинское училища. На вступительных испытаниях он читал стихотворения Сергея Есенина и Игоря Северянина и получил от приемных комиссий только отличные оценки — будущего актера приняли во все вузы. Павлов остановил свой выбор на мастерской Веры Пашенной и Николая Анненкова в Щепкинском училище. Вместе с ним на курсе учились Олег Даль, Михаил Кононов, Виталий Соломин и другие.

Тот курс — первый набранный Николаем Александровичем Анненковым — оказался ошеломляюще звездным: на нем учились Олег Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин, Михаил Кононов. <…> Семь выпускников его курса были приглашены в Малый театр — случай исключительный.
Театральный критик Борис Поюровский, «Звезды Малого театра»
Слева направо: Виктор Павлов в роли Шута и Михаил Царев в роли Короля Лира в спектакле Леонида Хейфеца «Король Лир». 1982. Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: staroeradio.ru

Во время учебы воспитанники мастерской Пашенной и Анненкова играли эпизодические роли в спектаклях Малого театра. Виктора Павлова, помимо этого, приглашали в кино. Еще студентом он снялся в фильмах «Когда деревья были большими» и «На семи ветрах».

В 1963 году актер окончил училище, и вскоре его пригласили в театр «Современник». Там он играл два сезона — появлялся в спектаклях «Вечно живые», «Старшая сестра», «Белоснежка и семь гномов» и «Голый король». В 1965 году артист перешел на работу в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Здесь у Павлова сложились хорошие отношение с коллективом, и актеру стали доверять главные роли. Он играл в спектаклях «Время и семья Конвей», «Бал воров» и других. За роль Аркаши Счастливцева в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского Виктор Павлов получил приз Международного фонда К.С. Станиславского. Артист называл эту награду самой ценной в своей карьере: ее присудили не театральные критики, а коллеги-актеры. Он писал: «Это диплом моей любви к актерам». В Театре Ермоловой он познакомился с актрисой Татьяной Говоровой. В 1966 году они поженились, вместе супруги прожили больше 30 лет.

В конце 1960-х актер заинтересовался режиссерскими работами Андрея Гончарова. Виктору Павлову были близки его работы: он, как и режиссер, одобрял театральные эксперименты и выступал за свободу творчества. Чтобы играть в спектаклях Гончарова, в 1969 году Павлов перешел в Театр им. Владимира Маяковского. В его репертуаре присутствовали и комедийные, и трагические роли. Артист участвовал в постановках «Разгром», «Дети Ванюшина», «Человек из Ламанчи». В последнем спектакле он сыграл Санчо Пансу. До него эту роль исполнял Евгений Леонов, поэтому Павлову было тяжело создать собственный образ героя. Однако спектакль стал популярным — билеты на него было тяжело достать. Театровед Петр Алалыкин писал: «После спектакля, когда они выходят втроем на авансцену — триумфатор Лазарев, Санчо Панса — Павлов и Доронина — буря оваций, крики «браво!».

В 1975 году Павлов получил приглашение от руководства Малого театра. В то время там еще работали его учителя — Николай Анненков, Михаил Царев. Они хорошо знали возможности актера и доверяли ему большие роли в спектаклях. Здесь он сыграл Шута в «Короле Лире», Репетилова в «Горе от ума» и другие роли.

Виктор Павлов (справа) в роли Сергея Левченко в художественном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979)

В 1965 году Леонид Гайдай пригласил Виктора Павлова на небольшую роль студента Дуба в картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Позднее режиссер еще не раз звал его в свои фильмы.

У Павлова есть острое чувство юмора. Он безошибочно определял ту золотую середину, когда без наигрыша, без старания рассмешить, оставаясь серьезным и сосредоточенным, можно вызвать понимание и смех зрителя…
Леонид Гайдай о Викторе Павлове

Всесоюзная слава пришла к Павлову после выхода в 1968 году на экраны картины «Майор Вихрь» по одноименному роману писателя Юлиана Семенова, где он сыграл одну из главных ролей — разведчика Коли. После этого Виктора Павлова стали приглашать не только на эпизодические роли: в том же году он снялся в картине «На войне как на войне».

В 1970-х фильмография актера пополнилась более чем 30 фильмами. В 1972 году он сыграл бандита Мирона Осадчего в телефильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». После выхода картины на экраны Павлова стали узнавать на улице. Он вспоминал: «После премьеры фильма стою я в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка без очереди лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: «Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь».

В 1979 году актер снялся в пятисерийной картине режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в ней Павлов сыграл Сергея Левченко. Актер признавался, что работа над картиной потребовала от него больших усилий. В определенный момент он даже хотел отказаться от роли, но вскоре передумал. Владимир Конкин, который сыграл в фильме Владимира Шарапова, признавался, что именно Павлов поддерживал и подбадривал всех коллег. Он вспоминал: «Ему удалось вырвать меня из атмосферы всеобщей агрессивности, поддержать и успокоить».

В 1980-х Виктор Павлов был уже известным актером. В кино у него сложилось амплуа отрицательного героя. Он сыграл Котова в мини-сериале «Гардемарины, вперед!», Людоеда в «Лиловом шаре». Такие роли хорошо удавались артисту, даже если они были эпизодическими и второстепенными. Однако Павлов хотел быть многоплановым актером — такую возможность он получил на театральной сцене. Об умении Павлова играть даже самых сложных и противоречивых персонажей писали его коллеги.

Есть много ярких, серьезных, многоплановых актеров. Среди них и Павлов. Но особенность его в том, что он и по состоянию души, и по ощущению жизни весь — актер. Его невозможно представить в другой области человеческой деятельности. Иногда за него бывает страшно: настолько щедро он выплескивает свой талант в жизни, кажется, что для работы у него уже не останется энергии. Но это напрасные страхи. Он неисчерпаем.
Слева направо: Александр Филиппенко в роли Коровьева-Фагота и Виктор Павлов в роли кота Бегемота в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994)

Во время перестройки Виктор Павлов мечтал отойти от классического репертуара и поучаствовать в экспериментальных постановках. Ради этого он в 1985 году вернулся в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Там Павлов сыграл в инсценировке пьесы Александра Буравского «Говори…», спектакле «Последний посетитель». В 1986 году он исполнил одну из главных ролей в постановке Валерия Фокина «Спортивные сцены 1981 года» по одноименному произведению драматурга Эдварда Радзинского. Спектакль был очень популярен — его премьеру в 1986 году посетил даже Борис Ельцин.

Личная история, про которую я писал, в спектакле ушла на второй план. Зал хотел слушать обличения «гнилого режима». <…> И режиссер не мог, не смел не чувствовать этого. <…> И вместе с залом он и актеры творили новый спектакль. О прогнившем жалком советском high society [высшем обществе]. О деловых людях, которые только начинали называться «новыми русскими». О ненависти к наступавшему на всех фронтах первобытному русскому капитализму. <…> И зал радостно смотрел пьесу как некую «перестроечную» публицистику.
Эдвард Радзинский о спектакле «Спортивные сцены» (из книги «О себе»)

Виктор Павлов продолжил сниматься в кино. В 1987 году он сыграл помещика Спицына в картине «Благородный разбойник Владимир Дубровский». В 1990 году артист вернулся в Малый театр, где работал до конца жизни. Даже после распада СССР, когда представители творческих профессий испытывали трудности, почти не получали зарплату и мало играли, Павлов не оставил актерскую карьеру. Его приглашали сниматься в фильмах и сериалах, среди которых «Колечко золотое, букет из алых роз», «Крестоносец» и другие. В 1994-м Павлов сыграл кота Бегемота в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары. Съемки этой картины, по словам актера, были самыми запоминающимися в его карьере. Он говорил, что «на съемках фильма испытал сильнейшее за всю жизнь чувство».

В 2000-х Виктор Павлов появлялся на телеэкранах. Он был ведущим телеигры «Ваш билет». Однако работе помешала болезнь: актер перенес сначала инфаркт, а затем и инсульт. 24 октября 2006 года Виктор Павлов скончался. Причиной смерти актера стал сердечный приступ. Его похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.

Виктор Павлов в гримерке. Фотография: maly.ru

1. В детстве Виктор Павлов получил травму уха: он занимался борьбой, и на одной из тренировок его партнер неудачно выполнил бросок. Ухо на всю жизнь осталось оттопыренным. Во время вступительных испытаний в театральные институты Павлов очень переживал из-за этого, но члены приемной комиссии ничего не заметили.

2. У актера было необычное хобби — он разводил почтовых голубей. Его птицы жили на чердаке Малого театра. Павлов вспоминал: «Белые голуби, которые взлетают над Малым театром, мои. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка — Гоголева, а этот любвеобильный — Царев, самый веселый голубь — Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть».

3. Виктор Павлов много рисовал — создавал портреты своих родственников и друзей, всегда брал на съемки краски и кисти. Такое увлечение появилось у актера на третьем курсе Щепкинского училища. Тогда он простудился и потерял голос. Встал вопрос об отчислении. Павлов не отчаялся и пошел на курсы гримеров, которые закончил с отличием. Голос к актеру вернулся после операции. С тех пор Павлов мог работать и как гример.

4. Павлов был любимым актером Бориса Ельцина. В 1994 году актер был удостоен звания народного артиста России и награду получил лично из рук президента.

5. Виктору Павлову часто делали необычные подарки, поэтому в его гримерной в Малом театре было много памятных вещей. После премьеры спектакля «Горячее сердце» к нему подошел один из зрителей — пожилой мужчина. Он подарил Павлову антикварный шкаф ручной работы.

Фильмы

Спектакли