Леонид Филатов
Персона

Леонид Филатов

Годы жизни:
24 декабря 1946 — 26 октября 2003
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
,
Режиссер

Свобода и несвобода — главная филатовская тема, над которой, как над общим знаменателем, помещаются все сыгранные артистом роли. Его странные герои, появившиеся на экране в конце 70-х, не укладывались ни в какие схемы: они вырывались, выламывались из признаков классовой принадлежности; независимость была их отличительным знаком. Герои безгеройного времени. После «Экипажа» Филатова называли чуть ли не первым советским секс-символом, хотя он этого слова терпеть не мог и, разумеется, никаким секс-символом не был. Он просто был «другим», непохожим на тогдашних красавцев-героев. Он никогда не играл Гамлета, но, в сущности, все его персонажи, будь то летчик, режиссер, ученый или криминальный элемент, решали один и тот же гамлетовский вопрос: быть или не быть.

Леонид Филатов вырос в послевоенном Ашхабаде — городе многонациональном и благодаря близости к границе достаточно вольном. На рынке почти свободно можно было купить анашу и гашиш. Рос драчливым мальчишкой, но уже с 12 лет писал стихи. Ему очень нравились фотографии Тарковского и Вайды в «Советском экране» — все в свитерах с воротником под горло, темных очках и модных кепочках. Примерно в таком виде Филатов и прибыл в столицу поступать на кинорежиссера. Но оказалось, до вступительных экзаменов во ВГИК еще два месяца, а денег в кармане всего на полмесяца. Кто-то посоветовал попробоваться на артиста. «Какой из меня артист с таким лицом?» — «Артисты разные бывают». Филатов спросил, где учатся Михалков и Вертинская, и отнес документы в Щукинское училище.

Умный герой, интеллектуал. В советском кино такого амплуа не было. Кино нуждалось в героях социальных, иногда нервных. Правда, вошел в кино Филатов героем-любовником, соблазнителем и суперменом, покорив страну квартирной цветомузыкой и первой в истории нашего кино эротической сценой.

Из сегодняшнего дня кажется удивительным: поначалу он отпугивал режиссеров кино, казался слишком серьезным и вдумчивым. Когда заболел и отказался от роли в «Экипаже» Олег Даль, Александра Митту всячески отговаривали брать Филатова. «Он, конечно, интеллектуал, — говорили режиссеру доброжелательные коллеги артиста, в том числе и из Театра на Таганке, — но с ним ты будешь только вести умные беседы между съемок, а сыграть он тебе ничего не сыграет». К счастью, Митта никого не послушался. Хотя и эта роль Филатову не подходила. Человек стеснительный, умный, глубокий, он, видимо, чувствовал, что ему отпущен судьбой срок короткий. И торопился жить. Выкуривая горы сигарет, снимался, играл в театре, увлекся режиссурой, стал секретарем Союза кинематографистов.

Потом началось «Чтобы помнили», и это было трудно назвать телевизионным проектом. Передачи об ушедших актерах отнимали силы, вынимали душу, но до последних лет, уже тяжело, безнадежно больной, похудевший, постаревший, он появлялся в кадре. Считал это своим долгом, трагическим предназначением, судьбой.

От первой звездной роли в кино до болезни, оборвавшей его актерский путь, — чуть больше 10 лет. Но это десятилетие в нашем кино можно назвать филатовским. Потому что именно этим героям выпало выразить на экране все сомнения и комплексы эпохи — последней спокойной эпохи накануне исторической бури.

Не то чтобы Филатов во всех ролях играл самого себя — конечно, нет. На его лице трудно увидеть грим. Его герои одевались так же, как он. Он будто пропускал жизнь через себя: через свои нервы, через свое сердце. Сжигал себя — возможно, поэтому жизнь оказалась такой короткой.

В самом начале пути его звал к себе в театр Аркадий Райкин, но Леонид Алексеевич связал свою судьбу с Театром на Таганке. Дважды Таганку покидал. Первый раз — когда руководителя театра Юрия Любимова лишили советского гражданства и главным режиссером назначили Анатолия Эфроса. Эфрос вскоре умер, а Филатов до последних дней считал свою болезнь «платой за Эфроса». «Не нужно было хлопать дверью, не нужно было писать про него обидные стихи». Чувство вины и наличие совести тоже признак свободного человека. Именно поэтому Филатов ушел из любимовской Таганки второй и последний раз — когда начался дележ театра, который казался ему несправедливым и невыносимым.

Именно историю Таганки Филатов рассказал в фильме «Сукины дети» — единственном своем режиссерском опыте. Хотя написанные им пьесы — тоже опыт режиссуры. Не имея сил и возможности ставить и играть, он разыгрывал на бумаге свои ненастоящие, сказочные веселые истории, в которых легко угадывалась жизнь настоящая.

Последние 10 лет его жизни назвали «хроникой объявленной смерти и хроникой ее преодоления». Публичность профессии сделала свое дело: вся страна в течение многих лет знала о страшном диагнозе, поставленном любимому актеру. Каждый месяц, каждый день был тихим подвигом.

В жизни, как и в фильме «Забытая мелодия для флейты», предсказавшем филатовскую судьбу, его тоже однажды спасла любовь близких людей — жены, друзей. Можно говорить, что все они продлили эту короткую, трудную и временами мучительную, но достойную жизнь.

Кинокритик Александр Колбовский

Фильмы и спектакли

Успех
Драма
1984
87 мин
Экипаж
Приключения
1979
135 мин

Смотрите также

Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1994
Михаил Чехов
Актер кино
Режиссер
Актер театра
Россия
1891–1955
Фаина Раневская
Актер кино
Актер театра
Россия
1896–1984
Николай Мордвинов
Актер кино
Художественный руководитель
Художник-постановщик
Актер театра
Россия
1901–1966