Элина Быстрицкая
Персона

Элина Быстрицкая

Годы жизни:
04 апреля 1928 — 26 апреля 2019
Страна рождения:
Украина
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

С детства Элина Быстрицкая мечтала стать актрисой. Но до того как поступить в театральный институт, она служила в военном госпитале, закончила акушерскую школу и один курс филологического факультета. Позже в театре и кино Быстрицкая сыграла десятки ролей, но известность ей принесла роль казачки Аксиньи в экранизации романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Ее отец Авраам Быстрицкий был военным врачом-инфекционистом, капитаном медицинской службы. Мать будущей актрисы Эсфирь Быстрицкая работала в школе. Она назвала свою дочь Эллиной в честь героини пьесы «У врат царства» норвежского драматурга Кнута Гамсуна. Однако паспортистка ошиблась и записала имя с одной буквой «л».

С детства Элина Быстрицкая мечтала стать актрисой. С другими детьми она устраивала представления для соседей. Сестра артистки София Шегельман так описывала их любительский театр: «Мама, папа, любящая бабушка, школа, подружки, игры в доктора или в Чапая. Самодельная сцена на лестничной площадке, занавес — бабушкина юбка, зрители — соседи, артисты — дети, дружная компания».

В 1941 году отец Быстрицкой получил назначение на санитарно-эпидемиологическую станцию города Нежина. На летние каникулы к нему из Киева приехала семья. После начала войны Авраам Быстрицкий работал в полевом госпитале, который создали в Нежине в конце июня. Туда же записалась добровольцем Элина Быстрицкая. Она ухаживала за ранеными — читала им газеты, разносила почту, писала под диктовку письма.

В том же году Быстрицкую с матерью и младшей сестрой эвакуировали — сначала под Харьков, а затем в казахстанский город Актюбинск. В 1942 году будущая актриса закончила курсы медсестер. Она работала лаборанткой в передвижном полевом госпитале сначала в Актюбинске, а затем — в разных городах на Украине.

Втихомолку я гордилась, когда раненые в палатах говорили то ли в шутку, то ли всерьез: «Пусть придет вот та лаборантка, что с косичками, тогда я дам кровь, а другим — нет, не дам». Может, они думали, что это к ним приходит дочка или младшая сестричка. А я изо всех сил старалась сделать укол так, чтобы им не было больно. <...> Кто-то научил меня микроскопировать, потом я стала самостоятельно делать все анализы. Словом, я стала хорошей лаборанткой военного госпиталя, мою работу ценили и перестали делать скидку на возраст.
Элина Быстрицкая. Из книги мемуаров «Встречи под звездой надежды»

После войны Быстрицкую наградили орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.».

Во время войны дом Быстрицких в Киеве был разрушен, поэтому они поселились в Нежине. Там в 1945 году Элина Быстрицкая поступила в трехгодичную фельдшерско-акушерскую школу. Из-за работы в полевых госпиталях во время войны ее зачислили сразу на второй курс.

В 1947 году Быстрицкая с отличием окончила школу. Она хотела поступить в театральный институт, но родители были против. Будущая актриса вспоминала: «Мои родители решили, что я пойду по стопам отца. Он был очень уважаемым военным врачом широкого профиля. <...> Когда я впервые заговорила о театральном институте, они и слышать об этом не желали».

Однако Элина Быстрицкая подала документы на филологический факультет Нежинского педагогического института. В свободное от учебы время она посещала балетный класс, занималась вокалом.

В 1948 году Элина Быстрицкая сыграла в своем первом спектакле — постановке «Маруся Богуславка» Нежинского музыкально-драматического театра. Для роли прислужницы в гареме султана она выучила и исполнила восточный танец.

В институте Быстрицкая создала и возглавила танцевальный кружок. На конкурсе творческих коллективов в 1948 году ее группа получила первое место. За победу артистку наградили путевкой в дом отдыха. Там Быстрицкая участвовала в вечерах самодеятельности. В одном из любительских спектаклей артистка Киевского государственного театра Наталия Гебдовская посоветовала ей поступить в Киевский институт театрального искусства (сейчас — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения).

В этом же году Элина Быстрицкая забрала документы с филологического факультета и отправилась в Киев.

Родители не узнавали свою послушную дочь. Я слушала их с большим почтением, но, когда они исчерпали все доводы, заявила, что решение свое не изменю и очень прошу понять меня. Мама была настолько против, что заперла всю мою одежду. Это меня не остановило. «Все равно поеду», — заявила я твердо.<...> Это были для меня поворотные дни. Еще можно было отступить, смириться. Но я понимала, что тогда моя мечта стать актрисой так и останется просто красивой мечтой… Я ни минутки не сомневалась, что поступлю в институт.
Элина Быстрицкая. Из книги мемуаров «Встречи под звездой надежды»

Быстрицкая подала документы на два отделения института — кино и русского театрального искусства. Однако артистку не приняли ни на одно. Ей предложили стать студенткой украинского отделения. Быстрицкая вспоминала: «Думаю, это произошло потому, что среди абитуриентов было немного таких, кто чисто и свободно говорил по-украински, а я владела им так же, как и русским». Актрису зачислили в мастерскую Ивана Чабаненко и Леонида Олейника.

Но за несколько дней до начала занятий она лишилась и этого места. Дело в том, что по законам тех лет выпускники медучилищ могли учиться не на врачей только по специальному разрешению. А Быстрицкая забыла забрать этот документ из Нежинского педагогического института. Актрисе пришлось вернуться в Нежин за разрешением. В первых числах сентября ее восстановили.

Элина Быстрицкая училась на отлично. Она писала в своих мемуарах: «Училась я с наслаждением. Обожала занятия по актерскому мастерству, по сценической речи, по движению. По пластике я была впереди других студентов. И даже вокал мне нравился». В свободное от учебы время она подрабатывала в цирке — выступала в номерах иллюзиониста Эмиля Кио.

Изображение: kino-teatr.ru

В кино Элина Быстрицкая начала сниматься еще в студенческие годы. Впервые она появилась на экране в эпизодах — в картинах «В мирные дни» и «Тарас Шевченко».

В 1953 году Элина Быстрицкая окончила театральный институт, и ее пригласили в Вильнюсский русский драматический театр. Артистка сыграла в спектаклях «Повесть о настоящем человеке» и «Годы странствий».

В следующем году Быстрицкая получила свою первую главную роль в кино. Ей предложили сыграть участкового врача Елизавету Муромцеву в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Быстрицкая согласилась — она вспоминала, что хотела исполнить роль врача, потому что сама работала в военном госпитале во время войны.

Партнером актрисы в «Неоконченной повести» стал Сергей Бондарчук. Во время одной из сцен они поссорились. Позже Элина Быстрицкая вспоминала: «Я обиделась на Бондарчука, но все-таки мне пришлось понять простую истину: создавать что-то действительно ценное можно, лишь переступая через обиды и прочие эмоции. Входи в роль и делай то, что должен делать персонаж. Требуется время, чтобы к этому привыкнуть».

Премьера «Неоконченной повести» состоялась в октябре 1955 года. Его посмотрели около 30 миллионов человек. По результатам опроса читателей газеты «Советская культура» Элину Быстрицкую признали лучшей актрисой года. Показали «Неоконченную повесть» и за границей. Иностранные критики писали о «пронзительной» игре Быстрицкой и называли «русской Джиной Лоллобриджидой».

«Неоконченная повесть» — это очень хороший фильм, с замечательными красками. Он в замедленном ритме показывает нам лучше, чем любой репортаж, жизнь простых людей советской России. Мы видим Ленинград ночью и днем, его утро, его школьников в белой форме, а вечером мы видим на его улицах студенток в белых платьях. Но «Неоконченная повесть» — это также и очень глубокое психологическое переживание, замечательно исполненное молодой актрисой Быстрицкой.
Французская газета «Libération», 1955 год

В 1958 году Быстрицкая сыграла в экранизации «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Ее снял режиссер Сергей Герасимов. Актриса исполнила роль казачки Аксиньи. Быстрицкая мечтала сыграть ее со студенческих лет, а «Тихий Дон» был одним из ее любимых романов.

На роль Аксиньи пробовались Нонна Мордюкова и Эмма Цесарская. Цесарская играла эту героиню в первой экранизации романа в 1930 году, а Мордюкова — в своем дипломном спектакле во ВГИКе. Исполнительницу Аксиньи вместе с Сергеем Герасимовым выбирал автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов. Именно он утвердил на эту роль Элину Быстрицкую. Актриса Людмила Хитяева, которая играла в фильме Дарью Мелехову, вспоминала: «Элина поразительно соответствовала описанию героини, данному в романе… Шолохова: она была красива, большеглаза, крутолоба».

Для роли Аксиньи Быстрицкая набрала пятнадцать килограммов. Актриса писала в своих мемуарах: «Я готова была на любые мучения, лишь бы не сойти с роли, стать если не Аксиньей, то хотя бы ее правдивым подобием. А для этого надо было быть казачкой…» Чтобы походить на свою героиню, Быстрицкая проводила много времени с профессиональным казачьим ансамблем. Его солистки научили артистку народным танцам и песням. Быстрицкая подражала их речи, манере двигаться. Режиссер Сергей Герасимов несколько раз переснимал одни и те же сцены с участием актрисы, чтобы добиться достоверности.

Премьера «Тихого Дона» прошла в 1958 году. Фильм стал популярным: в прокате его посмотрели 47 миллионов зрителей. На Всесоюзном кинофестивале СССР картина получила четыре приза: первую премию, приз за лучшую режиссуру, операторскую работу и главную мужскую роль. Отметили ленту и на зарубежных конкурсах. На кинофестивале в Карловых Варах фильм Сергея Герасимова удостоился «Хрустального глобуса». А Гильдия режиссеров США признала «Тихий Дон» лучшим иностранным фильмом.

За роль в «Тихом Доне» зрители называли Быстрицкую «Аксиньей Донской». Актриса вспоминала: «Я получила письмо… с просьбой-предложением сменить фамилию «Быстрицкая» на «Донская». А совет старейшин казаков наградил актрису званием почетной казачки и полковника казачьих войск.

В 1950-х Элина Быстрицкая снялась еще в одном фильме — картине «Добровольцы» о судьбе комсомольцев 1930-х годов. Актриса вспоминала: «Я еще жила образом казачки Аксиньи, а уже играла роль простой, искренней, обаятельной работницы-метростроевки Лели Тепловой. Говорят, она мне удалась. Я даже знаю почему: мне были близки по духу молодые герои фильма, их убеждения и поступки».

В 1960-х Быстрицкая сыграла в пяти картинах, среди которых «Русский сувенир» и «Все остается людям». В 1966 году «за заслуги в области советского киноискусства» ей присвоили звание народной артистки РСФСР.

В 1967 году Элина Быстрицкая снялась в биографической ленте Семена Туманова «Николай Бауман». Следующие 23 года актриса не играла в кино. Она считала, что все роли, которые ей предлагают, несерьезные. Вновь сниматься в фильмах она начала только в 1990-е.

В 1956 году Быстрицкая ушла из Вильнюсского театра и переехала в Москву. Она сменила много театральных коллективов, прежде чем попала в Малый театр, о котором мечтала в детстве. Актриса писала в своих мемуарах: «За возможность работать в Малом театре я отдала бы все сокровища мира».

В Малом театре Элина Быстрицкая дебютировала в 1958 году в постановке «Веер леди Уиндермир». Изначально актриса хотела сыграть в спектакле миссис Эрлин. Однако режиссер Виктор Комиссаржевский считал, что Быстрицкая слишком молода для этой роли. Вместо нее актриса сыграла главную роль — леди Уиндермир. Спустя пять лет она все же исполнила роль миссис Эрлин в этом спектакле.

В 1962 году Быстрицкая исполнила роль баронессы Штраль в постановке драмы «Маскарад» Михаила Лермонтова. На спектакле присутствовал композитор Игорь Стравинский, который в том году приехал в СССР из США. Он назвал Быстрицкую «музыкально звучащей актрисой».

В 1970-х Элина Быстрицкая играла в комедиях по произведениям Александра Островского. О ее роли в спектакле «Бешеные деньги» театральный критик Борис Алперс писал: «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие. В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».

В Малом театре Быстрицкая служила больше 50 лет. Она играла в 30 спектаклях, среди которых «Долгий день уходит в ночь», «Горе от ума» и «Любовь Яровая».

Элина Быстрицкая была замужем один раз. Ее супругом стал сотрудник Министерства внешней торговли СССР Николай Кузьминский. Актриса встретилась с ним в 1958 году в гостях у общих друзей. В мемуарах она писала: «Свою личную жизнь я не хочу делать темой отдельного разговора, скажу лишь одно: я вышла замуж по любви. <...> Влюбилась я тогда со всей пылкостью своей натуры. Любовь буквально обрушилась на меня…»

Николай Кузьминский сделал Быстрицкой предложение через четыре дня после знакомства. Артистка согласилась, и в том же месяце они сыграли свадьбу. Вместе Кузьминский и Быстрицкая прожили 27 лет. Однако в 1985 году они развелись.

Быстрицкая увлекалась спортом. Артистку часто приглашали на сборы советских команд. Она помогала спортсменам подготовиться к выступлению — настраивала и подбадривала их. Тренеры по художественной гимнастике считали, что Быстрицкая приносит их команде удачу. По их просьбе в 1975 году артистку назначили президентом Федерации художественной гимнастики СССР. Эту должность она занимала до 1992 года.

Я очень старалась быть хорошим президентом. Старалась добиться, чтобы наши гимнастки вышли на первые места в этом очень красивом виде спорта. <...> Художественная гимнастика мне была близка по своей природе, я ее рассматривала даже не как вид спорта, а как искусство. <...> Я поставила перед собою и моими новыми подопечными амбициозную цель: добиться, чтобы наши гимнастки вышли в мировые лидеры. <...> Решила взяться за художественную гимнастику всерьез.
Элина Быстрицкая. Из книги мемуаров «Встречи под звездой надежды»

Чтобы поднять популярность гимнастики, Быстрицкая обратилась за помощью к космонавту Юрию Романенко. Она писала: «Авторитет космонавтов тогда был очень высоким, героика космических полетов еще не угасла». Романенко стал вице-президентом Федерации художественной гимнастики. Вместе с Быстрицкой они организовывали новые соревнования по этому виду спорта в СССР. Вскоре художественную гимнастику включили в программу Спартакиады народов СССР, а затем и Олимпийских игр.

С 1978 года Элина Быстрицкая преподавала в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина, а затем и на актерском факультете Государственного института театральных искусств им. А.В. Луначарского (сейчас — Российский институт театрального искусства, ГИТИС).

В 1990-х Быстрицкая вернулась в кино. Она снялась в картинах о перестройке «Московский полицейский Каминский» и «Семь дней после убийства». В 2004 году актриса сыграла княгиню Ольгу в ленте режиссера Булата Мансурова «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко». Элина Быстрицкая писала: «Играть эту роль мне очень интересно. У меня долго не было цельного представления об этой картине, но я ясно видела свою героиню, ее мудрость, осторожность и… хитрость. <...> И мне глубоко симпатичны действия и поступки моей героини, превыше всего ставившей интересы своего княжества». В 2005 году артистка сыграла в следующей части картины «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой».

Элина Быстрицкая продолжила играть в Малом театре. Ее последней ролью там стала Леди Китти Чемпион-Ченей в постановке «Любовный круг» по пьесе Сомерсета Моэма. Несколько сезонов актриса играла в спектакле «Перекресток» Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой.

В 2000-х Быстрицкая ездила с концертами по российским городам. На них актриса читала стихотворения, пела русские народные песни и романсы.

В 2010-х она работала над автобиографическими книгами «Встречи под звездой надежды» и «Звезды на небе», которые вышли в 2017 году. В предисловии в одной из них артистка писала: «Я не стремилась написать свою автобиографию. В этой книге — лишь фрагменты, «кусочки» моей судьбы, рассказ о памятных событиях и дорогих мне людях».

Элина Быстрицкая умерла 26 апреля 2019 года. Прощание с актрисой прошло в Малом театре, а похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.

Спектакли