Родня
Художественные фильмы

Родня

Год выхода:
1981
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
92 мин.
В ролях:
Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Фёдор Стуков, Павел Лебешев
Режиссёр:
Никита Михалков
Производитель:
«Мосфильм»

«Родня» — первый фильм Михалкова о современности. В сценарии Виктора Мережко режиссера привлекла актуальная тема освоения городов выходцами из села. За историей отдельно взятой семьи он увидел массовое явление, ощутимо изменившее нашу страну.

В «Родне» Михалков чередует вполне традиционное киноповествование с внезапными выпадениями из сиюминутности, паузами-отстранениями, в которых камера вдруг бросает героев и обращается то к самолету в небе, то к бегуну, монотонно кружащему по стадиону. Эти «отъезды» разряжают густое бытописание, дают картине философский объем, а историю семейства Коноваловых превращают в ту самую каплю, в которой отражается океан. Тут как нигде велика роль верных соратников Михалкова — оператора Павла Лебешева и композитора Эдуарда Артемьева. В музыке к «Родне» преобладает электронный звук, олицетворяющий урбанистический мир будущего, где люди становятся массой. А раскованной камере Лебешева поражался критик Виктор Дёмин: «То длиннофокусный объектив сплющивает, сжимает длинный поезд, буквально вминая вагон в вагон, то широкоугольник раздвигает на глазах стены тесной малогабаритной кухоньки» («Советский экран», 1982, № 20).

Роль деревенской женщины Марии Коноваловой в «Родне» стала по большому счету последней значительной ролью великой актрисы Нонны Мордюковой. Ее героиня приехала в город навестить дочку, внучку, ну и зятя. Застала в их доме полное непотребство: зять ушел из семьи, дочь явно водит шашни с каким-то женатым мужчиной, а предоставленная самой себе внучка творит что хочет. Грубоватая, шумная и решительная Мария Васильевна решает по-деревенски засучить рукава и навести порядок в делах детей. Но ее патриархальные представления о том, что есть правильно, совершенно не работают в городских условиях... Вместо благодарности она получает обидную отповедь дочери Нины, которую сыграла Светлана Крючкова. «Нина — человек, потерявший свои корни: от одного берега она оторвалась, к другому не пристала, — рассуждает Михалков на страницах сборника «О своих фильмах». — Городскую жизнь она приняла как жизнь настоящую и все наносное, мишурное, уродливое, что есть в ней, тоже — как правильное и разумное. Это и саму ее искалечило как личность». Зять Стасик (Юрий Богатырёв) деревенскую тещу презирает, но и побаивается: та может садануть не по-женски, прилюдно опозорить. Обиженная Мария уходит скитаться по городу, встречает своего попутчика — интеллигентного и расположенного к ней командировочного-инженера. Забредает в дом своего бывшего мужа, отца Нины. Но видит неутешительную картину: Вовчик (когда-то первый парень на деревне) спился, превратился в шута горохового. «Вовчик, которого играет Иван Бортник, — человек, вырванный из села, глотнувший городского воздуха, но так и не нашедший близкого себе дела, которое могло бы сделать органичным его существование на асфальтовой почве», — рассказывал Михалков.

Кризис (а то и распад) института семьи, вызванный тектоническими социальными сдвигами, грозно обозначился в михалковской «Родне». Тем сильнее финал картины: уходящую из города по шпалам Марию догоняют дочь и внучка. Все трое застывают в объятиях, плачут одновременно от взаимных обид, раскаяния и от любви друг к другу, которая и делает их семьей — несмотря ни на что.

В подборках

«Органичный артист» Юрий Богатырев
Вспоминаем фильмы с участием актера.
5 фильмов со Светланой Крючковой
Картины, в которых актриса сыграла после «Большой перемены».
Топ-5 киноизменников
«Ты пойдешь к этой горгоне?» — «Не, я к жене».

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин