18+

Молодая гвардия

Военный
1948
161 мин
СССР
2 части
Начать просмотр
Часть 1

Художественный фильм Сергея Герасимова, созданный по одноименному роману Александра Фадеева. Это история о группе молодых комсомольцев, которая ведет подпольную войну против немецко-фашистских захватчиков.

Отрывок из статьи Юрия Ханютина «Вторая жизнь «Молодой гвардии»:

«Молодая гвардия» сразу и прочно завоевала массового зрителя. Это было естественно. Картина воскресила реальную, совсем недавнюю и глубоко пережитую всей страной историю краснодонского подполья и притом показала подвиг иначе, чем в ряде фильмов тех лет. <…>

На экране предстали живые люди, они ходили, а не выступали, говорили, а не вещали. Совсем обычные юноши и девушки. Легкий, взрывчатый, не знающий дистанции между решением и действием Сережка Тюленин — С. Гурзо, задумчивая, временами уходящая в себя Уля Громова — Н. Мордюкова, очень серьезный, высказывающий своим глуховатым голосом лишь то, что продумано досконально, Ваня Земнухов — Б. Битюков, Любка — Инна Макарова с ее истовым отношением к подпольной работе, с ее жаждой жизни и готовностью к смертельному риску. <…>

Герасимов избегает результативных эпизодов и кадров. Вся композиция фильма подчинена постепенному развитию бытовых, психологических мотивов, которые лишь в итоге своего развития дают некий художественный вывод. Так и здесь — девушки просто отвлеклись на минуту от тревожной действительности войны, отдались беззаботному порыву, и тут же кто-то услышал звук мотора вражеского самолета — заговорил о войне. Но война тоже уже стала бытом. И можно обсуждать — на Миллерово или на Каменку полетел немец бомбить переправу, и подумать о будущей жизни, пока это еще легкомысленное представление о войне не раскалывает грохот взрыва… <…>

Основная особенность «Молодой гвардии» заключалась в том, что в ее художественном мире действовала другая «система отсчета». Другая мера событий и людей.

В фильмах «Сталинградская битва» и «Рядовой Александр Матросов» человек представал лишь боевой единицей, одной из многих столь же безликих единиц. В системе отсчета «Молодой гвардии» человек занимал первое и главное место. С такой точки зрения судьбы героев картины, их жизни режиссер рассматривал как движение времени. <…>
Значение «Молодой гвардии» было серьезнее, чем это кажется на первый взгляд. В нелегкое для нашего кинематографа время она сохраняла, продолжала лучшие традиции кино 30-х годов и подготавливала будущий взлет нашего искусства».

Сергей Герасимов «О моей профессии»:

«Вместе с Фадеевым мы просматривали сцены прямо в мастерской, и он сам утверждал исполнителей. Кое-что поменял. Так именно он определил на роль Любы Шевцовой Инну Макарову. И решение это к нему пришло после того, как он увидел ее в школьной постановке «Кармен» Проспера Мериме. Она играла главную роль, и после просмотра Фадеев решительно определил: «Так вот она же и есть Любка Шевцова! Уж не знаю, такая ли была Кармен, но что Любка была именно такой».

И вопрос был решен. <…>

Но прежде чем эта картина увидела своего зрителя, ей привелось выдержать немало испытаний. Первая редакция фильма была забракована и послужила началом для пересмотра концепции не только фильма, но и самого романа, несмотря на то, что роман и поставленный по нему Н. Охлопковым спектакль были уже отмечены Государственной премией. И, однако, именно фильм, где я стремился сохранить каждую страницу книги, включая наиболее драматические сцены, такие, как сцена эвакуации или провала краснодонского подполья, — именно фильм послужил поводом для пересмотра книги. Об этом я немало горевал, так как менее всего хотел этой своей дотошностью экранизации подвести под удар любимый роман и его такого дорогого мне автора. И все же это случилось».

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Молодая гвардия»

Лекторы: кинокритик Петр Багров, режиссер Сергей Мокрицкий, актриса Ингрид Олеринская

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна