Алексей Смирнов

Годы жизни: 28 февраля 1920 - 07 мая 1979
Страна: Россия
Сфера деятельности: Актер кино
Содержание
Алексей Смирнов известен, как исполнитель комедийных ролей в советском кино. Актеру доставались амплуа добродушных и неуклюжих здоровяков. Роль тунеядца Феди из гайдаевской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» сделала Смирнова по-настоящему популярным. А благодаря фильму «В бой идут одни «старики»
его признали и как талантливого драматического актера.

Ленинградское детство и служба на фронте

Будущий актер родился 28 февраля 1920 года в городке Данилов Ярославской области. Кроме него в семье был еще младший брат Аркадий. Когда Смирнову было шесть, семья переехала в Санкт-Петербург. Отец Макар Степанович рано ушел из жизни, поэтому о мальчиках заботилась мать Анна Ивановна. Они скромно жили втроем в одной из комнат коммунальной квартиры по улице Петра Лаврова (сегодня Фурштатская улица).
С самого детства Алексей Смирнов увлекался искусством. В школе он посещал драматический кружок. На школьных спектаклях играл Фамусова, Мефистофеля, а также участвовал в постановках «Маскарада»
Лермонтова
, «Ревизора»
Гоголя
. В 1937 году, после выпуска из школы, он пошел учиться в актерскую студию при Ленинградском театре музыкальной комедии
. В 1940 году, окончив учебу, Смирнов остался служить в этом же театре. Но на его сцене он успел выступить лишь один раз — в роли Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари». Почти сразу юношу призвали на срочную службу в Армию — начиналась Великая Отечественная война.
В 1941-м году 21-летний Смирнов отправился на фронт. Сначала он служил химинструктором, а позднее командиром огневого взвода артиллерийской батареи. Сражался на Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, ходил в разведку и много раз бывал в тылу врага. Старший сержант Алексей Смирнов участвовал в ликвидации подразделений противника и освобождении украинского города Староконстантинова. Вместе с минометным полком он дошел до Одера, но в одном из боев его сильно контузило взрывом снаряда. После лечения в госпитале Смирнова комиссовали, за свои подвиги он получил медаль «За отвагу», орден Красной звезды, два ордена Славы II и III степеней, а также медаль «За боевые заслуги». Великую Победу
актер встретил в звании гвардии старшины в запасе.
«Алеша Смирнов — фронтовик. Вырос на юмористических агитках, солдатских концертах, где потешались над гитлеровскими дурачками и всякими прочими «гадами», высмеивали пьянство, всякие бытовые недостатки. Лешенька был Королем мужской аудитории. Хохочущей, курящей, дымной. Но мало кто знал, что Леша Смирнов служил в разведке и со временем стал полным кавалером ордена Славы, а три этих солдатских ордена фронтовики ставили выше одной звезды Героя Советского Союза»
Из книги Сергея Капкова «Эти разные, разные лица»
И на фронте Смирнов не забывал об искусстве. Он устраивал концерты для красноармейцев, участвовал в смотрах творческих коллективов. В 1943-м и 1944-м годах художественная самодеятельность полка, в котором служил артист, заняла первое место среди частей дивизии.

Первые фильмы

Алексей Смирнов в роли тунеядца Феди в художественном фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Алексей Смирнов в роли Валентина Кныша в художественном фильме Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961)
Алексей Смирнов в роли пирата в художественном фильме Ролана Быкова «Айболит-66» (1966)
После войны Алексей Смирнов вернулся в театр Музыкальной комедии, где он играл второстепенных героев. Денег было недостаточно, а ему нужно было обеспечивать себя и мать, которая осталась на его попечении после гибели младшего сына на фронте. Вскоре он ушел из театра.
С 1952 года артист стал выступать в Ленгосэстраде (сегодня «Петербург-концерт»). Со временем ему начали давать роли добродушных и неуклюжих здоровяков, которые сразу же полюбились зрителю. Многие специально приходили в Ленгосэстраду, чтобы посмотреть, как играет Смирнов. Самому актеру не очень нравилось это комическое амплуа. Лишь однажды он исполнил серьезного персонажа — царя Петра I
в постановке «Табачный капитан».
«К тому времени, как вышел первый фильм с его участием, Смирнов уже покинул Театр музкомедии и работал на ленинградской эстраде. Тем, что на него обратили внимание, он обязан случаю, причем из прошлой, военной жизни. Однажды высшие офицерские чины устроили рейд, в котором участвовали пехота и танки. Один из приятелей Смирнова, танкист, пожаловался ему на плохую видимость из своей машины. Тогда будущий артист нашел выход из положения. Он влез на танк и устроил нечто вроде вожжей. Когда он откидывал их вправо — это означало поворот направо. И наоборот. Танкист видел эти перемещения и ориентировался на них. Так Алексей Смирнов и подъехал к месту назначения на танке, как на коне»
Из книги Сергея Капкова «Эти разные, разные лица»
В кино 36-летний Смирнов пришел уже известным театральным актером. Дебютом стала военная драма 1957 года «Балтийская слава». Через два года он сыграл эпизодическую роль в исторической картине «Кочубей», где также снимались Николай Рыбников
и Людмила Хитяева. Это был единственный комедийный персонаж в фильме. После этой ленты комические роли стали основными в кинокарьере Смирнова.
Профессиональный успех и признание актера пришли в начале 1960-х после выхода фильмов «Полосатый рейс»
Владимира Фетина, «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Александра Роу
и «Деловые люди»
Леонида Гайдая
. В последнем Смирнов появился в новелле «Вождь краснокожих» в роли добряка Билла Дрисколла. Через три года он снова снялся в гайдаевской комедии
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
. Роль тунеядца Феди по-настоящему сделала его популярным, а фразы стали символом эпохи.
«А ты давай, бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр…».
«Сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше».
«Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай: у тебя учет в рублях, у меня — в сутках».
Фразы Феди из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» из новеллы «Напарник»
Позднее в коллекцию ярких ролей Смирнова вошли пират из «Айболита-66»
Ролана Быкова
, Сметана в «Свадьбе в Малиновке» Андрея Тутышкина, Масленников в мюзикле «Семь стариков и одна девушка» Евгения Карелова. На одной съемочной площадке он работал с уже популярными тогда артистами: Натальей Варлей, Александром Демьяненко
, Михаилом Пуговкиным
, Георгием Вициным
, Юрием Никулиным
и другими.
«Алексей Макарович был хороший человек, общительный, справедливый, честный, обаятельный. Этакий крепкий, мускулистый мужик. Терпел любые издевательства режиссера, ни на какие трудности не обращал внимания. Сказалось, наверное, военное прошлое. В то же время, Алеша был горячий. Если чувствовал несправедливость — открыто возмущался, возражал. Может, такая его открытость и честность кому-то на студии не нравилась»
Георгий Вицин, актер

«Свой» режиссер

Алексей Смирнов в роли механика Макарыча в художественном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» (1974)
Леонид Быков в роли Алексея Титаренко и Алексей Смирнов (слева) в роли механика Макарыча в художественном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». 1973 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Леонид Быков в роли Алексея Титаренко и Алексей Смирнов (справа) в роли механика Макарыча в художественном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» (1974)
Несмотря на популярность у зрителей Смирнова-комика, он хотел быть драматическим актером. В 1964 году на съемках фильма «Зайчик» он познакомился с актером и режиссером Леонидом Быковым
. Через четыре года они снова вместе снялись в фильме «Разведчики». Совместная работа очень быстро переросла в крепкую дружбу.

В 1973 году Быков пригласил Смирнова исполнить роль механика Макарыча в собственной картине «В бой идут одни «старики». Этот персонаж стал любимым и у зрителей, и у самого актера, а Леонида Быкова он считал «своим» режиссером. Финальный эпизод у могилы погибших летчиц признали одним из самых драматических в советском кинематографе. В конце 1976 года Смирнов получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
«Часто уединялся с Быковым — мы с завистью наблюдали издалека: режиссер слушал, заливисто хохотал, актер то и дело подскакивал, размахивал руками. Их объединяла не только дружба — переживания неудач в личной жизни, чувство нереализованности. Встретив родственную душу, Быков подарил Смирнову шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Хорошо знавший и понимавший людей, он разглядел в эксцентрике Гамлета»
Из интервью Владимира Талашко, организатора Фонда Леонида Быкова газете «Культура»

«…женщины были к нему несправедливы»: личная жизнь

Алексей Смирнов в роли тунеядца Феди в художественном фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Алексей Смирнов в роли тунеядца Феди в художественном фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Алексей Смирнов в роли завхоза в художественном фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
Алексей Смирнов никогда не был женат. Еще во время работы в Ленинградском театре музыкальной комедии он познакомился с Лидией Масловой. Узаконить отношения молодым помешала война. После тяжелой контузии Смирнов не мог быть отцом, поэтому, вернувшись с фронта, он расстался с девушкой. Актер очень любил детей. Он часто навещал воспитанников детского дома, дарил им подарки. Смирнов даже хотел усыновить одного ребенка-инвалида, но из-за актерской профессии, которая занимала много времени, этого так и не случилось. До конца жизни артист жил в ленинградской коммуналке с болезненной матерью.
«Семьи Лешенька так и не создал — женщины были к нему несправедливы. Мечты об отцовстве так и не реализовал, а детей любил безумно. В перерывах между съемками его можно было найти только в окружении ребятишек, которые липли к нему, как к Деду Морозу
, а он с огромной радостью, самозабвенно вырезал для них деревянные фигурки…»
Ролан Быков, актер и режиссер

«Будем жить, Макарыч!»

Алексей Смирнов в роли Валентина Кныша в художественном фильме Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961)
Алексей Смирнов (слева) в роли бандита Сметаны в художественном фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» (1967)
Алексей Смирнов в роли Масленникова в художественном фильме Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка» (1968)
В последние годы жизни приглашений сниматься в кино Алексею Смирнову почти не поступало. Он вёл замкнутый образ жизни, часто болел. Осенью 1978 года из-за сердечного приступа он на полгода попал в больницу. В марте артиста приехал навестить Леонид Быков и подбодрил словами своего героя из фильма «В бой идут одни «старики»: «Будем жить, Макарыч!». В этот день друзья-актеры встретились в последний раз: 11 апреля Быков погиб в автоаварии.
Смерть друга потрясла Смирнова, и он начал злоупотреблять спиртным. Алкоголь дал осложнения на сердце, и в 1979 году актер снова оказался в больнице. 7 мая Алексея Смирнова не стало — причиной смерти назвали разрыв сердца.
В 2011 году в Харькове актеру и герою Великой Отечественной войны установили памятник. Его открыли на территории университета Воздушных сил имени И. Кожедуба в честь 70-летия факультета авиационных инженеров. Смирнова изобразили в образе механика Макарыча из его любимого фильма о «поющей эскадрилье» — «В бой идут одни «старики».

Интересные факты

Алексей Смирнов (справа) в роли пирата и Фрунзик Мкртчян в роли пирата в художественном фильме Ролана Быкова «Айболит-66» (1966)
Кадр из художественного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» (1974)
Алексей Смирнов в роли главного пожарного в художественном фильме Александра Роу «Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
1. Алексей Смирнов был лично знаком с маршалом Советского Союза Георгием Жуковым. В 1954 году во время гастролей в городе Капустин Яр Астраханской области актеры театра отдыхали в поле. Рядом располагались военные вместе с самим главнокомандующим. Смирнов строевым шагом направился к ним и сказал: «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!». Жуков знал о военных заслугах артиста. Этим же вечером он пришел на его спектакль в местный Дом Культуры, а затем пригласил актера на банкет. Только тогда коллеги узнали о подвигах Смирнова, о которых он не любил распространяться и всегда отвечал: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды — так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал».
2. У актера было несколько разных коллекций. Он собирал насекомых: сначала сушил их, а потом вклеивал в альбом. В еще одном альбоме Смирнов хранил вырезки из газет с публикациями о себе. Также у него была огромная библиотека, которая состояла в основном из редких книг и изданий мировой литературы. Они занимали почти целую комнату в коммунальной квартире.
3. Еще одним из любимых увлечений Смирнова было чтение. «Однажды, на съемках «Айболита-66», он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии. Мы сидели ночью на берегу моря, у костерка, и Леша читал и читал стихи», — рассказывал актер Илья Рутберг.
4. В Смирнове все видели только комедийного актера. Задумав снять его в роли фронтовика в фильме «В бой идут одни «старики» Леонид Быков получил отпор у местных чиновников, которые твердили: «Не бывать этому! У него же тупое лицо!». Быков настоял на своем, в противном случае, готов был отказаться снимать фильм. Режиссер доказал состоятельность актера-фронтовика, который по-настоящему прошел не одно сражение и вернулся с фронта полным кавалером орденов Славы. Специально для Смирнова Быков сохранил его отчество и для героя — Макарыч.
5. В 2016 году в родном городе Смирнова, Данилове, в доме культуры открыли кинотеатр и назвали его «Макарыч». На территории местного аэродрома актеру установили памятник, скульптора Елены Пасхиной.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна