Александр Демьяненко

Годы жизни: 30 мая 1937 - 22 августа 1999
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Всенародный любимец и обаятельный остряк Александр Демьяненко прожил половину жизни в тени своего героя Шурика из комедий
Леонида Гайдая
. Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино.

Свердловск. Юность

Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец был выпускником ГИТИСа
, участником знаменитой театрально-агитационной группы «Синяя блуза», гастролировавшей в СССР в 1920-е годы. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен — авторитет отца был огромным.
В юности Александр Демьяненко не только часто ходил на спектакли (его отец работал режиссером в оперном театре), но и занимался в кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры. Здесь, в «народном театре», актер и сыграл свои первые роли. Также молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасным поставленным низким баритоном.
В 1954 году в Свердловске работала приемная комиссия МХАТа
. Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Поэтому он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Однако уже через год Демьяненко вместе с друзьями отправился в Москву — снова поступать в театральный. На вступительных экзаменах он читал стихотворение «Хорошая девочка Лида»
Ярослава Смелякова — то самое, которое позже декларировал в новелле «Наваждение» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
).
Из Москвы родители Демьяненко получили телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское
. Остаюсь в ГИТИСе»
. Так Александр Демьяненко стал москвичом на непродолжительное время и актером — уже на всю жизнь.

Москва. ГИТИС

Александр Демьяненко в роли Димы Горина в художественном фильме Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» (1961)
Александр Демьяненко в роли Шуры Ивлева в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961)
Александр Демьяненко в роли Мити в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (1959)
Прилежанием в учебе Демьяненко не отличался. Давали о себе знать две уникальные черты его характера — крайняя необщительность и эксцентричность. В сочетании они сформировали человека, который, оставаясь закрытым к окружающим, был всегда способен на дерзость и необдуманный поступок. Александр часто уезжал в родной Свердловск или Ленинград, где в театральном институте училась его одноклассница и подруга по театральному кружку Марина Склярова. Тем не менее Демьяненко не отчисляли. Принимая сложность своего студента, профессор ГИТИСа Иосиф Раевский ограничился личной просьбой: не пропускать занятия, на которых учили актерскому мастерству.
К молодому Демьяненко судьба была благосклонна. Уже на втором курсе он дебютировал в большом кино, исполнив роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова
«Ветер». Так появилось его первое экранное амплуа — хрупкий интеллигентный юноша, способный на подвиг.
В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС и начал играть в Театре имени Владимира Маяковского
. Он часто получал предложения о съемках и за два года снялся в полюбившихся зрителю фильмах — «Все начинается с дороги» (1959) и «Карьера Димы Горина» (1961). Работу актера в картине Алова и Наумова «Мир входящему» (1961) оценили и за пределами СССР — фильм получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.
На пике своего романтического амплуа Демьяненко был очень популярен: его узнавали на улицах, в каждом киоске «Союзпечати» продавались актерские открытки с фотографией Александра (тогда еще натурального брюнета). Тем не менее бытовая и личная неустроенность, которыми Демьяненко тяготился всю свою жизнь, взяли свое. Он решил покинуть Театр Маяковского и переехать в Северную столицу: в «Ленфильме»
актеру предлагали квартиру. К тому же в Ленинграде жила Марина Склярова — будущая жена Демьяненко.
О решении бросить хороший московский театр ради квартиры и кинокарьеры Александр впоследствии очень жалел. «Дурной был, дурной», — вспоминала его слова вдова актера. Серьезных театральных ролей у Демьяненко больше не было: в зрелые годы он участвовал только в комедийных и антрепризных спектаклях.

Ленинград. Шурик

Александр Демьяненко в роли Шурика и Наталья Селезнева в роли Лиды в художественном фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Александр Демьяненко в роли Шурика и Наталья Варлей в роли Нины в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (1967)
В начале шестидесятых годов Демьяненко был крайне востребован в кино. Первый же «ленинградский» фильм с его участием — «Порожний рейс» (1962) — получил второй приз на Московском кинофестивале. В это время актер играл две-три большие кинороли в год.
Судьбоносным в карьере и жизни Александра Демьяненко стал 1964 год. На роль подрабатывающего на стройках студента Эдика в фильме «Несерьезные истории» пробовался весь цвет советской комедии: Сергей Никоненко
, Александр Збруев
, Валерий Носик
и даже молодой Евгений Петросян. Велись переговоры и с Андреем Мироновым
. Но Леонид Гайдай
, всегда доверявший интуиции, медлил. Говорили, что режиссер вспомнил о парне, сыгравшем в «Карьере Димы Горина» и сам отправился на поезде в Ленинград. Эксцентричный и искрометный на публике, но закрытый и молчаливый в жизни, Гайдай нашел в Демьяненко больше, чем подходящего артиста, — свое второе «я». Так Эдик стал Шуриком и начались съемки фильма, которому предстояло стать визитной карточной Демьяненко — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
.
Актер вспоминал, что сразу поверил и в успех картины, и в режиссерское распределение. «Мне не пришлось играть Шурика», — говорил он, — «просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям…». Однако большой радости от нового амплуа Демьяненко не испытывал. На площадке мешали общей работе его нелюдимость, критический взгляд на новых людей: «Я и с Алексеем Смирновым
, игравшим громилу Федю, избегал общения. Он казался мне человеком неуправляемым, капризным, даже завистливым, с очень специфическим пониманием доброты. Не монтировались мы и с Моргуновым
. С Никулиным
и Вициным
контакта тоже не получалось, потому что они гораздо старше, у них другие интересы, взгляд на актерство»
, — рассказывал Демьяненко.
Комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла на экраны в 1965 году и стала лидером советского проката. В кинотеатрах фильм посмотрели 69,6 миллиона зрителей, то есть каждый четвертый житель СССР. Еще больший успех имела следующая совместная работа Демьяненко и Гайдая — «Кавказская пленница»
(1967). Комедию увидели 76,5 миллиона человек.
Билеты на сеансы распродавались за несколько дней вперед, а Александр Демьяненко стал не просто известным актером, а всенародным любимцем — к нему обращались как к давнему знакомому, вечно совали бумажки для автографов, угощали в пивных и кафе. В год выхода «Кавказской пленницы» Демьяненко исполнилось 30 лет.
Неофициальным экранным продолжением образа Шурика стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию»
(1973), где Демьяненко снова сыграл решительного чудака, эдакого вечного студента.
После громкого успеха Александра Демьяненко в нем что-то сломалось: нелюдимость стала почти болезненной, он все больше тяготился выходом на публику. Тяжелый период принес и перемены личного характера: Демьяненко ушел от Марины Скляровой и женился на Людмиле Неволиной, ассистентке дубляжа с «Ленфильма», с которой и прожил до конца жизни. Третьей «женой» для Демьяненко была машина — он всегда с большим удовольствием проводил время в гараже.

Петербург. Уход из большого кино

Александр Демьяненко в роли Виктора Шестакова в художественном фильме Александра Павловского «Зеленый фургон» (1983)
Александр Демьяненко в роли Валериана Макаровича и Мария Аронова в роли Анастасии Кошкиной на съемках комедийного телевизионного сериала Юрия Беленького «Кафе «Клубничка». Москва, 1996 год. Фотография: Ираклий Чохонелидзе / ИТАР-ТАСС
Александр Демьяненко в роли Людоеда в художественном фильме Натальи Збандут «Сказки старого волшебника» (1984)
В конце 80-х Александр Демьяненко ушел со студии «Ленфильм». На какое-то время его основной деятельностью стал дубляж. Его голосом в прокате заговорили Донатас Банионис, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф и Роберт де Ниро.
В эти же годы Демьяненко вернулся на сцену, но уже в комическом амплуа. Его приняли в труппу Театра комедии имени Акимова, затем — в театр «Приют комедианта»
.
В 1995 году стартовал самый известный телевизионный проект с участием актера — один из первых отечественных ситкомов «Кафе «Клубничка». Демьяненко снова обрел популярность, но вновь будто благодаря фильмам Гайдая. «Это же тот самый Шурик!» — нередко восклицали зрители и коллеги. Актер, которому было уже сильно за пятьдесят, горячился: «Вам Шурика? Ну и идите к Шурику! Я — Александр Сергеевич Демьяненко».
В девяностые у Демьяненко начались проблемы с сердцем. Коллеги объясняли их той самой мнительностью и привычкой глубоко и долго переживать жизненные невзгоды. Его театральный партнер — Михаил Светин
 — вспоминал, что часто прямо во время спектаклей Демьяненко вынужден был принимать нитроглицерин.
По настоянию врачей Александр Демьяненко готовился к коронарографии, но до операции на сердце не дожил. Он умер 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет.
За свою жизнь Александр Демьяненко сыграл более 300 ролей.

Главная фотография: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна