Айболит-66
Художественные фильмы

Айболит-66

Год выхода:
1966
Страна производитель:
СССР
Длительность:
93 мин.
В ролях:
Олег Ефремов, Ролан Быков,
Лидия Князева
,
Евгений Васильев
, Алексей Смирнов,
Фрунзик Мкртчян
,
Леонид Енгибаров
,
Константин Худяков
,
Илья Рутберг
,
Игорь Ясулович
Режиссёр:
Ролан Быков

Особенности съемок

Фильм «Айболит-66» — это первый авторский фильм на советском экране. «Первая картина театральной киноэстетики» — так отозвался о собственном фильме его режиссер и исполнитель одной из главных ролей Ролан Быков. Более того, Быков считал, что как режиссер в кино он пришел именно с этой картиной — веселой, эксцентричной комедией о настоящей дружбе и о победе добра над злом.

Во многом этот фильм уникален. Снят он по системе «вариоэкран», которая позволяла менять размер, формат и расположение изображения в зависимости от сюжета в кадре, и персонажи то находились внутри картинки, то выбирались «наружу», захватывая и удерживая внимание зрителей.

В этом фильме все необычно. Положенная в основу сюжета всем известная добрая сказка о добром докторе Айболите приобретает форму веселого балагана, в котором смешались и театр, и кино, и цирк, и эстрада. При этом Олег Ефремов смог создать образ наивного и абсолютного добра, а фееричный злодей в исполнении Ролана Быкова представляется опасным, вредным. Но не таким уж и страшным. А оба артиста остаются потрясающе серьезными.

Актеры и съемки

Надо сказать, что при утверждении ролей в этом фильме не было как такового кастинга. Это был фильм, снятый друзьями, где с самого начала было все решено. Поэтому все актеры выглядят очень гармонично в своих ролях: и первая жена Ролана Быкова Лидия Князева в роли обезьянки Чи-Чи, и Алексей Смирнов в роли одного из разбойников; и даже дублер Быкова — модельер Валентин Савельев настолько точно повторял манеру игры самого режиссера, что даже самые придирчивые зрители так и не заметили кадров с подменой.

Съемки фильма стали целым приключением для съемочной группы. Натурные съемки имели очень широкую географию — и Астана, и Сухуми, и Подмосковье. При этом в Подмосковье снимали сцены «в Африке», используя в качестве пустыни песчаный карьер. Нет, конечно, изначально планировалось, что это будет Бухара, но из-за сокращения финансирования все «пустынное» действие картины было перенесено ближе к дому. В Астане снимали все сцены на болоте. Но в болотах было столько пиявок, что, когда артисты выходили на сушу, неподготовленному человеку было страшно на них смотреть. А съемки в Сухуми едва не стоили Ролану Быкову жизни. Изобретенный им самим красный кожаный костюм в одной из сцен, где он падает в воду, намок и потянул режиссера на дно.

Безусловно, картина притягивает взгляд. Да и как может быть иначе, если кадр в фильме может вдруг стать треугольным или принять форму ромба, а главный герой совершенно спокойно вешает зонтик за границами кадра на гвоздик.

После выхода на экран этот фильм вызвал массу нареканий, споров, критических замечаний и даже откровенной травли; он считался и вольнодумным, и даже антисоветским, но добрая притча о том, что «нормальные герои всегда идут в обход» все-таки заняла свое место в классике отечественного кинематографа.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Айболит-66»

«Айболит-66» (Ролан Быков, 1966)

Лекторы: кинокритик Никита Карцев, режиссер Павел Санаев, актеры Егор Корешков и Юлия Рутберг.

В подборках

Советские мюзиклы и их знаменитые саундтреки
137 лет Корнею Чуковскому
Гангстер, тунеядец, механик эскадрильи

Смотрите также

Последние каникулы
Семейный
1969
84 мин
Сверстницы
Мелодрама
1959
78 мин
Цветы от победителей
Драма
1999
97 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.