15 шедевров музейных коллекций: от Смоленска до Владивостока

В преддверии Всероссийской акции «Ночь музеев» «Культура.РФ» и VK рассказывают о самых интересных экспонатах в музейных коллекциях за пределами Москвы и Петербурга. Среди них — древнейшая в мире деревянная скульптура, обладатели Гран-при Всемирных выставок и полотна художников эпохи Возрождения, чьи работы можно увидеть не только в парижском Лувре и галерее Уффици во Флоренции, но и в саратовском Радищевском музее.

Самая древняя в мире деревянная скульптура — Шигирский идол

Где смотреть: Музей истории и археологии Урала, Екатеринбург
Большой Шигирский идол. Около 9600 лет до н. э. Музей истории и археологии Урала, Екатеринбург
Большой Шигирский идол. Около 9600 лет до н. э. Музей истории и археологии Урала, Екатеринбург
Музей истории и археологии Урала — подразделение Свердловского областного краеведческого музея — расположен в самом центре Екатеринбурга, в конструктивистском Доме культуры им. Дзержинского. Здесь можно увидеть археологические находки, предметы быта, старинное оружие, иконы, документы, плиту из мавзолея Тамерлана и многое другое.
Один из главных экспонатов музея — самая древняя в мире монументальная скульптура из дерева, Шигирский идол. Возраст этой фигуры из лиственницы — около 11 тысяч лет. По мнению ученых, идол изображает духа или бога, в которого верили древние люди. Обнаружили скульптуру в 1890 году на прииске на территории современного города Кировграда.

«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» — потерянный подлинник Рубенса

Питер Пауль Рубенс. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой. 1618–1620. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Ирбит, Свердловская область
Питер Пауль Рубенс. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой. 1618–1620. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Ирбит, Свердловская область
В коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств им. В.А. Карпова хранятся «Портрет инфанты Изабеллы» Антониса ван Дейка, «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» и эскиз к «Оплакиванию Христа» Питера Пауля Рубенса. В маленьком уральском городе они оказались случайно: в 1976 году картины передали сюда из запасников Эрмитажа. Там работы ван Дейка и Рубенса числились как копии. Позднее картины отреставрировали, изучили и подтвердили их подлинность. А из Пушкинского музея в Ирбит поступило более 500 листов графики и оригинальных рисунков. Среди них оказались одни из самых больших европейских гравюр — «Поругание Христа» Франсуа Ланго и «Тайная вечеря» Поля Дево. Они сделаны с оригинальных полотен ван Дейка и Рубенса.

«Супрематизм» — одно из первых произведений Малевича в этом стиле

Казимир Малевич. Супрематизм. 1916. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Казимир Малевич. Супрематизм. 1916. Ивановский областной художественный музей, Иваново
В коллекцию Ивановского областного художественного музея входят работы авангардистов, агитационный фарфор, театральные эскизы Александры Экстер. В экспозиции представлены картины «Трефовый валет» Ольги Розановой, «Порт в Кассисе» Петра Кончаловского, «Композиция» Варвары Степановой, «Пейзаж с фабрикой» Ильи Машкова и другие произведения. Еще здесь можно увидеть тарелки с лозунгами Вениамина Белкина и Рудольфа Вильде.
Картина «Супрематизм» Казимира Малевича — одно из первых произведений художника в одноименном стиле. Первые супрематические работы он показал на выставке «0,10» в 1915 году. А картину из собрания Ивановского областного художественного музея написал в 1915–1916 годах.
Работы в музей передали сами художники. В 1920-е годы они разработали программу, по которой даже в небольших советских городах должны были появиться музеи современного искусства.

«Триумф Вакха» — одна из немногих работ Джорджо Вазари в России

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Конец 1560-х — начало 1570-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Конец 1560-х — начало 1570-х. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Джорджо Вазари — один из основоположников искусствоведения. В 1550-е годы он составил сборник биографий художников эпохи Ренессанса «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Уже несколько веков книга остается одним из основных источников информации о выдающихся мастерах тех лет.
Вазари и сам писал картины в стиле маньеризма — направления, которому он дал название в своих «Жизнеописаниях». Для него характерны преувеличенно неестественные позы героев, их экзотические наряды. В России хранится мало работ художника, одна из них — «Триумф Вакха» входит в экспозицию Радищевского музея в Саратове. В его собрание картина попала еще в конце XIX века из Эрмитажа.

«Женщина, смотрящая на птичку» — картина Пьера Огюста Ренуара с интересной историей

Пьер Огюст Ренуар. Женщина, смотрящая на птичку. 1866. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Пьер Огюст Ренуар. Женщина, смотрящая на птичку. 1866. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Работа Ренуара попала в Нижегородский государственный художественный музей в 1945 году. Тогда советские солдаты обнаружили на железнодорожной станции города Райнсберга брошенный вагон со 143 картинами. Среди них были полотна Эль Греко «Апостол Иаков (Старший)» и «Женщина, смотрящая на птичку» Пьера Огюста Ренуара — одни из главных шедевров музея. Картины отправили в Нижний Новгород. Уже здесь исследователи обнаружили, что работа Пьера Огюста Ренуара — это часть большой картины. Кто и когда обрезал ее, выяснить не удалось. Зато полную версию портрета можно увидеть на работе «Мастерская художника на улице Кондамин» другого импрессиониста — Фредерика Базиля.

Самое большое собрание картин Николая Фешина

Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
В Казани хранится самое крупное собрание произведений Николая Фешина: живопись, графика, скульптуры. Посетители могут увидеть «Портрет Вари Адоратской», масштабное полотно «Обливание», автопортрет художника и другие его работы.
Ученик Ильи Репина Николай Фешин прославился и в России, и в США. В эту страну он эмигрировал в 1923 году. Художник стал известен благодаря своим портретам. Искусствовед Александр Рожин так описывал манеру Фешина: «Выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей…» В Казани их заказывали местные дворяне, актеры, представители интеллигенции. А в США Фешин писал даже военачальников.

Каслинский чугунный павильон — обладатель Гран-при Всемирной выставки в Париже

Каслинский чугунный павильон. Архитектор Евгений Баумгартен. 1900. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Каслинский чугунный павильон. Архитектор Евгений Баумгартен. 1900. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Екатеринбургский музей изобразительных искусств — крупнейший на Урале. Он находится в центре города, недалеко от плотины на реке Исеть, поэтому в народе его называют «музей на Плотинке». Здесь хранится большая коллекция уральского художественного литья.
Главный экспонат — Каслинский чугунный павильон. Архитектор Евгений Баумгартен спроектировал его к Всемирной выставке в Париже 1900 года. Ажурное сооружение высотой около пяти метров украшено древнерусскими, скандинавскими, византийскими и венецианскими орнаментами и рельефами. А скульптор Мария Диллон специально для павильона изготовила фигуры сказочных героев, драконов, мифических птиц Сирин и Алконост. На Всемирной выставке в Париже авторы получили за сооружение Гран-при.

Картины Филиппа Малявина, которые вернулись в Россию из Европы

Где смотреть: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочерью. 1910. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочерью. 1910. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Среди экспонатов Государственного художественного музея Югры — картины Филиппа Малявина «Автопортрет с женой и дочерью» и «Портрет балерины Александры Балашовой». Первую работу художник создал в 1910 году, а вторую — в 1924 году. Портрет балерины Большого театра Александры Балашовой Малявин написал в эмиграции, в Париже, а «Автопортрет с женой и дочерью» — в своем имении в Рязани. Масштабное полотно размером 287 на 235 сантиметров Малявин забрал с собой в эмиграцию. Оба портрета купили на иностранных аукционах и передали в музей российские предприниматели.

«Святая Юста» Франсиско де Сурбарана — как в музее Прадо

Франсиско де Сурбаран. Святая Юста. XVII век. Смоленская художественная галерея, Смоленск
Франсиско де Сурбаран. Святая Юста. XVII век. Смоленская художественная галерея, Смоленск
В Смоленской художественной галерее можно увидеть авторское повторение картины «Святая Юста» («Святая Руфина Севильская»). Первая версия этой работы находится в собрании музея Прадо в Мадриде. «Святая Юста» из Смоленской художественной галереи входит в целую серию работ Сурбарана, на которых он изобразил христианских мучениц.
Франсиско де Сурбарана называют испанским Караваджо. В своих картинах он много экспериментировал со светом и тенью, поэтому герои художника выглядели объемными и живыми. Чаще всего Сурбаран изображал святых, выполнял заказы монастырей и религиозных братств. Александр Бенуа так отзывался о творчестве художника: «Больше всего ему нравилось писать изображения святых жен, которых он одевал по севильянской моде дня, а также монахов, монастырские чудеса и события, монашествовавших или священствовавших святых. Удивительно, что при таких чуждых современным идеям темах Сурбаран не скучен — вероятно, потому, что в нем выказалась непоколебимая искренность и чистая сердечная вера без всякой примеси ханжества и позы».

Картины Зинаиды Серебряковой — подарки детей художницы

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной. Эскиз. 1922. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной. Эскиз. 1922. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
В собрание Новосибирского художественного музея входит 21 работа Зинаиды Серебряковой — картины, рисунки, этюды. Большую часть произведений передали сюда дети художницы, Татьяна и Евгений Серебряковы. Они остались в СССР после революции.
Работы Серебряковой отличали яркие цвета, объемные фигуры, игра со светом и тенью. На картине «На террасе в Харькове» Серебрякова изобразила свою мать Екатерину Лансере и детей за повседневными делами. А работу «В балетной уборной» художница создала в 1923 году. Тогда ее дочь Татьяна поступила в Петроградское хореографическое училище. Серебрякова увлеклась балетом, часто бывала на представлениях и за кулисами, приглашала танцовщиц к себе в мастерскую и писала их портреты.

Якоб Йорданс — как в Эрмитаже и Лувре

Яков Йорданс. Пир Бобового короля. XVII век. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Яков Йорданс. Пир Бобового короля. XVII век. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
В западноевропейскую коллекцию Пермской галереи входят картины Якоба Йорданса «Пир Бобового короля» и «Павел и Варнава в Листре». Первая работа изображает застолье в честь Богоявления. Католики в праздник обязательно готовили специальный пирог, внутрь которого клали запеченный боб, монетку или фигурку Христа. Тот, кто находил сюрприз, возглавлял застолье и получал прозвище Бобовый король. Йорданс написал несколько картин с таким сюжетом, они хранятся в Эрмитаже, Лувре, Музее истории искусств в Вене. Картину «Пир Бобового короля» Пермская галерея купила у семьи Бенуа в 1945 году.
А полотно «Павел и Варнава в Листре» в Европе приобрела Екатерина II. Долгое время произведение хранилось в Румянцевском музее в Доме Пашкова в Москве. В 1924 году его закрыли, а экспонаты распределили по другим музеям. Так картина оказалась в Перми.

«Портрет брата Давида с мандолиной» — единственная работа Марка Шагала за Уралом

Марк Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной. 1914. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Марк Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной. 1914. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Марк Шагал вспоминал, что в 1910–20-е годы создавал «произведения-документы». В своих портретах, пейзажах и жанровых сценках он передавал впечатления от Витебска тех лет, родного города художника. Здесь Шагал встретил Первую мировую войну и революцию. В тот же период художник написал портрет «Портрет брата Давида с мандолиной», который входит в экспозицию Приморской картинной галереи. Младший брат Шагала участвовал в Первой мировой войне, на которой потерял ногу.
О картине художник писал: «Я написал твой портрет, Давид. Ты смеешься во весь рот, блестят зубы. В руках — мандолина. Все в синих тонах. Ты покоишься в Крыму, в чужом краю, который пытался перед смертью изобразить, глядя из больничного окна. Сердце мое с тобой».

«Стахановцы» Александра Дейнеки — эскиз к потерянному панно

Александр Дейнека. Стахановцы. 1937. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Александр Дейнека. Стахановцы. 1937. Тверская областная картинная галерея, Тверь
В 1937 году Александр Дейнека создал панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Художник работал в обстановке полной секретности: рассказывать кому-либо о проекте ему запретили. Выехать во Францию чиновники тоже не разрешили, итоговый результат Дейнека увидел только на фото. В центре панно он изобразил советских героев тех лет: шахтера-передовика Алексея Стаханова, летчика Валерия Чкалова и рабочую Евдокию Виноградову — рекордсменку в текстильной промышленности. За спинами героев виден Дворец Советов — небоскреб, который советские власти планировали построить на месте храма Христа Спасителя. За панно делегация СССР получила золотую медаль. Однако до наших дней оно не сохранилось. Зато в Тверской областной картинной галерее хранится эскиз художника к этой работе. Картину размером 60 на 101 сантиметр Дейнека подарил музею в 1937 году.

Самое большое собрание картин Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия, Республика Крым
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия, Республика Крым
В Феодосии хранится самая большая коллекция работ Ивана Айвазовского — 417 произведений. В 1880 году художник открыл публичную картинную галерею в собственном доме. А в завещании оставил ее Феодосии: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу».
Сегодня собрание музея насчитывает более 13 тысяч экспонатов. В галерее можно увидеть одни из самых известных картин художника: «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Чесменский бой», «Море».

«Спас Вседержитель» — одна из немногих домонгольских икон

Где смотреть: Ярославский художественный музей, Ярославль
Неизвестный художник. Спас Вседержитель. XIII век. Ярославский художественный музей, Ярославль
Неизвестный художник. Спас Вседержитель. XIII век. Ярославский художественный музей, Ярославль
В Ярославском художественном музее хранится большая коллекция икон: около 2000 произведений XIII — начала ХХ века. Древнейший экспонат собрания — образ Спаса Вседержителя. Это одна из немногих домонгольских икон, которые сохранились до наших дней, и единственная в ярославских музеях.
Образ в народе называли «Спас Василек». Икона известна с середины XIII века и принадлежала второму ярославскому князю Василию Всеволодовичу и его потомкам. «Спас Вседержитель» хранился в кафедральном соборе Ярославской митрополии — храме Успения Пресвятой Богородицы. Исследовал произведение в 1919 году Игорь Грабарь. Он писал, что икона «не имеет ничего от новгородской шумливой деловитости, как бы написана… мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы». Образ передали в музей, где его отреставрировали художники Федор Модоров и Григорий Чириков.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна