15 шедевров музейных коллекций: от Смоленска до Владивостока
В преддверии Всероссийской акции «Ночь музеев» «Культура.РФ» и VK рассказывают о самых интересных экспонатах в музейных коллекциях за пределами Москвы и Петербурга. Среди них — древнейшая в мире деревянная скульптура, обладатели Гран-при Всемирных выставок и полотна художников эпохи Возрождения, чьи работы можно увидеть не только в парижском Лувре и галерее Уффици во Флоренции, но и в саратовском Радищевском музее.
Самая древняя в мире деревянная скульптура — Шигирский идол
Где смотреть: Музей истории и археологии Урала, Екатеринбург
Музей истории и археологии Урала — подразделение Свердловского областного краеведческого музея — расположен в самом центре Екатеринбурга, в конструктивистском Доме культуры им. Дзержинского. Здесь можно увидеть археологические находки, предметы быта, старинное оружие, иконы, документы, плиту из мавзолея Тамерлана и многое другое.
Один из главных экспонатов музея — самая древняя в мире монументальная скульптура из дерева, Шигирский идол. Возраст этой фигуры из лиственницы — около 11 тысяч лет. По мнению ученых, идол изображает духа или бога, в которого верили древние люди. Обнаружили скульптуру в 1890 году на прииске на территории современного города Кировграда.
«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» — потерянный подлинник Рубенса
Где смотреть: Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская область
В коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств им. В.А. Карпова хранятся «Портрет инфанты Изабеллы» Антониса ван Дейка, «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» и эскиз к «Оплакиванию Христа» Питера Пауля Рубенса. В маленьком уральском городе они оказались случайно: в 1976 году картины передали сюда из запасников Эрмитажа. Там работы ван Дейка и Рубенса числились как копии. Позднее картины отреставрировали, изучили и подтвердили их подлинность. А из Пушкинского музея в Ирбит поступило более 500 листов графики и оригинальных рисунков. Среди них оказались одни из самых больших европейских гравюр — «Поругание Христа» Франсуа Ланго и «Тайная вечеря» Поля Дево. Они сделаны с оригинальных полотен ван Дейка и Рубенса.
«Супрематизм» — одно из первых произведений Малевича в этом стиле
Где смотреть: Ивановский областной художественный музей, Иваново
В коллекцию Ивановского областного художественного музея входят работы авангардистов, агитационный фарфор, театральные эскизы Александры Экстер. В экспозиции представлены картины «Трефовый валет» Ольги Розановой, «Порт в Кассисе» Петра Кончаловского, «Композиция» Варвары Степановой, «Пейзаж с фабрикой» Ильи Машкова и другие произведения. Еще здесь можно увидеть тарелки с лозунгами Вениамина Белкина и Рудольфа Вильде.
Картина «Супрематизм» Казимира Малевича — одно из первых произведений художника в одноименном стиле. Первые супрематические работы он показал на выставке «0,10» в 1915 году. А картину из собрания Ивановского областного художественного музея написал в 1915–1916 годах.
Работы в музей передали сами художники. В 1920-е годы они разработали программу, по которой даже в небольших советских городах должны были появиться музеи современного искусства.
«Триумф Вакха» — одна из немногих работ Джорджо Вазари в России
Где смотреть: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Джорджо Вазари — один из основоположников искусствоведения. В 1550-е годы он составил сборник биографий художников эпохи Ренессанса «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Уже несколько веков книга остается одним из основных источников информации о выдающихся мастерах тех лет.
Вазари и сам писал картины в стиле маньеризма — направления, которому он дал название в своих «Жизнеописаниях». Для него характерны преувеличенно неестественные позы героев, их экзотические наряды. В России хранится мало работ художника, одна из них — «Триумф Вакха» входит в экспозицию Радищевского музея в Саратове. В его собрание картина попала еще в конце XIX века из Эрмитажа.
«Женщина, смотрящая на птичку» — картина Пьера Огюста Ренуара с интересной историей
Где смотреть: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Работа Ренуара попала в Нижегородский государственный художественный музей в 1945 году. Тогда советские солдаты обнаружили на железнодорожной станции города Райнсберга брошенный вагон со 143 картинами. Среди них были полотна Эль Греко «Апостол Иаков (Старший)» и «Женщина, смотрящая на птичку» Пьера Огюста Ренуара — одни из главных шедевров музея. Картины отправили в Нижний Новгород. Уже здесь исследователи обнаружили, что работа Пьера Огюста Ренуара — это часть большой картины. Кто и когда обрезал ее, выяснить не удалось. Зато полную версию портрета можно увидеть на работе «Мастерская художника на улице Кондамин» другого импрессиониста — Фредерика Базиля.
Самое большое собрание картин Николая Фешина
Где смотреть: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
В Казани хранится самое крупное собрание произведений Николая Фешина: живопись, графика, скульптуры. Посетители могут увидеть «Портрет Вари Адоратской», масштабное полотно «Обливание», автопортрет художника и другие его работы.
Ученик Ильи Репина Николай Фешин прославился и в России, и в США. В эту страну он эмигрировал в 1923 году. Художник стал известен благодаря своим портретам. Искусствовед Александр Рожин так описывал манеру Фешина: «Выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей…» В Казани их заказывали местные дворяне, актеры, представители интеллигенции. А в США Фешин писал даже военачальников.
Каслинский чугунный павильон — обладатель Гран-при Всемирной выставки в Париже
Где смотреть: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Екатеринбургский музей изобразительных искусств — крупнейший на Урале. Он находится в центре города, недалеко от плотины на реке Исеть, поэтому в народе его называют «музей на Плотинке». Здесь хранится большая коллекция уральского художественного литья.
Главный экспонат — Каслинский чугунный павильон. Архитектор Евгений Баумгартен спроектировал его к Всемирной выставке в Париже 1900 года. Ажурное сооружение высотой около пяти метров украшено древнерусскими, скандинавскими, византийскими и венецианскими орнаментами и рельефами. А скульптор Мария Диллон специально для павильона изготовила фигуры сказочных героев, драконов, мифических птиц Сирин и Алконост. На Всемирной выставке в Париже авторы получили за сооружение Гран-при.
Картины Филиппа Малявина, которые вернулись в Россию из Европы
Где смотреть: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Среди экспонатов Государственного художественного музея Югры — картины Филиппа Малявина «Автопортрет с женой и дочерью» и «Портрет балерины Александры Балашовой». Первую работу художник создал в 1910 году, а вторую — в 1924 году. Портрет балерины Большого театра Александры Балашовой Малявин написал в эмиграции, в Париже, а «Автопортрет с женой и дочерью» — в своем имении в Рязани. Масштабное полотно размером 287 на 235 сантиметров Малявин забрал с собой в эмиграцию. Оба портрета купили на иностранных аукционах и передали в музей российские предприниматели.
Читайте также:
«Святая Юста» Франсиско де Сурбарана — как в музее Прадо
Где смотреть: Смоленская художественная галерея, Смоленск
В Смоленской художественной галерее можно увидеть авторское повторение картины «Святая Юста» («Святая Руфина Севильская»). Первая версия этой работы находится в собрании музея Прадо в Мадриде. «Святая Юста» из Смоленской художественной галереи входит в целую серию работ Сурбарана, на которых он изобразил христианских мучениц.
Франсиско де Сурбарана называют испанским Караваджо. В своих картинах он много экспериментировал со светом и тенью, поэтому герои художника выглядели объемными и живыми. Чаще всего Сурбаран изображал святых, выполнял заказы монастырей и религиозных братств. Александр Бенуа так отзывался о творчестве художника: «Больше всего ему нравилось писать изображения святых жен, которых он одевал по севильянской моде дня, а также монахов, монастырские чудеса и события, монашествовавших или священствовавших святых. Удивительно, что при таких чуждых современным идеям темах Сурбаран не скучен — вероятно, потому, что в нем выказалась непоколебимая искренность и чистая сердечная вера без всякой примеси ханжества и позы».
Картины Зинаиды Серебряковой — подарки детей художницы
Где смотреть: Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
В собрание Новосибирского художественного музея входит 21 работа Зинаиды Серебряковой — картины, рисунки, этюды. Большую часть произведений передали сюда дети художницы, Татьяна и Евгений Серебряковы. Они остались в СССР после революции.
Работы Серебряковой отличали яркие цвета, объемные фигуры, игра со светом и тенью. На картине «На террасе в Харькове» Серебрякова изобразила свою мать Екатерину Лансере и детей за повседневными делами. А работу «В балетной уборной» художница создала в 1923 году. Тогда ее дочь Татьяна поступила в Петроградское хореографическое училище. Серебрякова увлеклась балетом, часто бывала на представлениях и за кулисами, приглашала танцовщиц к себе в мастерскую и писала их портреты.
Якоб Йорданс — как в Эрмитаже и Лувре
Где смотреть: Пермская художественная галерея, Пермь
В западноевропейскую коллекцию Пермской галереи входят картины Якоба Йорданса «Пир Бобового короля» и «Павел и Варнава в Листре». Первая работа изображает застолье в честь Богоявления. Католики в праздник обязательно готовили специальный пирог, внутрь которого клали запеченный боб, монетку или фигурку Христа. Тот, кто находил сюрприз, возглавлял застолье и получал прозвище Бобовый король. Йорданс написал несколько картин с таким сюжетом, они хранятся в Эрмитаже, Лувре, Музее истории искусств в Вене. Картину «Пир Бобового короля» Пермская галерея купила у семьи Бенуа в 1945 году.
А полотно «Павел и Варнава в Листре» в Европе приобрела Екатерина II. Долгое время произведение хранилось в Румянцевском музее в Доме Пашкова в Москве. В 1924 году его закрыли, а экспонаты распределили по другим музеям. Так картина оказалась в Перми.
«Портрет брата Давида с мандолиной» — единственная работа Марка Шагала за Уралом
Где смотреть: Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Марк Шагал вспоминал, что в 1910–20-е годы создавал «произведения-документы». В своих портретах, пейзажах и жанровых сценках он передавал впечатления от Витебска тех лет, родного города художника. Здесь Шагал встретил Первую мировую войну и революцию. В тот же период художник написал портрет «Портрет брата Давида с мандолиной», который входит в экспозицию Приморской картинной галереи. Младший брат Шагала участвовал в Первой мировой войне, на которой потерял ногу.
О картине художник писал: «Я написал твой портрет, Давид. Ты смеешься во весь рот, блестят зубы. В руках — мандолина. Все в синих тонах. Ты покоишься в Крыму, в чужом краю, который пытался перед смертью изобразить, глядя из больничного окна. Сердце мое с тобой».
«Стахановцы» Александра Дейнеки — эскиз к потерянному панно
Где смотреть: Тверская областная картинная галерея, Тверь
В 1937 году Александр Дейнека создал панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Художник работал в обстановке полной секретности: рассказывать кому-либо о проекте ему запретили. Выехать во Францию чиновники тоже не разрешили, итоговый результат Дейнека увидел только на фото. В центре панно он изобразил советских героев тех лет: шахтера-передовика Алексея Стаханова, летчика Валерия Чкалова и рабочую Евдокию Виноградову — рекордсменку в текстильной промышленности. За спинами героев виден Дворец Советов — небоскреб, который советские власти планировали построить на месте храма Христа Спасителя. За панно делегация СССР получила золотую медаль. Однако до наших дней оно не сохранилось. Зато в Тверской областной картинной галерее хранится эскиз художника к этой работе. Картину размером 60 на 101 сантиметр Дейнека подарил музею в 1937 году.
Самое большое собрание картин Ивана Айвазовского
Где смотреть: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия
В Феодосии хранится самая большая коллекция работ Ивана Айвазовского — 417 произведений. В 1880 году художник открыл публичную картинную галерею в собственном доме. А в завещании оставил ее Феодосии: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу».
Сегодня собрание музея насчитывает более 13 тысяч экспонатов. В галерее можно увидеть одни из самых известных картин художника: «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Чесменский бой», «Море».
«Спас Вседержитель» — одна из немногих домонгольских икон
Где смотреть: Ярославский художественный музей, Ярославль
В Ярославском художественном музее хранится большая коллекция икон: около 2000 произведений XIII — начала ХХ века. Древнейший экспонат собрания — образ Спаса Вседержителя. Это одна из немногих домонгольских икон, которые сохранились до наших дней, и единственная в ярославских музеях.
Образ в народе называли «Спас Василек». Икона известна с середины XIII века и принадлежала второму ярославскому князю Василию Всеволодовичу и его потомкам. «Спас Вседержитель» хранился в кафедральном соборе Ярославской митрополии — храме Успения Пресвятой Богородицы. Исследовал произведение в 1919 году Игорь Грабарь. Он писал, что икона «не имеет ничего от новгородской шумливой деловитости, как бы написана… мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы». Образ передали в музей, где его отреставрировали художники Федор Модоров и Григорий Чириков.