Авангард в коллекции Ивановского областного художественного музея

В собрание Ивановского областного художественного музея
входит большая коллекция русского авангарда. Здесь можно увидеть картины Казимира Малевича
, Александра Родченко
, Роберта Фалька
, Ильи Машкова
, членов объединения «Бубновый валет» и других художников.
В 1920-х авангардисты разработали программу, по которой в небольших советских городах должны были открыться музеи современного искусства. Из двух столичных собраний — Музея живописной культуры в Москве и Музея художественной культуры в Петрограде — отобрали полотна, которые позднее передали в регионы. Так в Иванове
появилось 19 картин известных российских авангардистов.
Читайте о самых интересных экспонатах коллекции — картинах Казимира Малевича и Петра Кончаловского
, театральных эскизах Александры Экстер
, а также агитационном фарфоре.

«Супрематизм» Казимира Малевича

Казимир Малевич. Автопортрет. 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Казимир Малевич. Супрематизм. 1915–1916. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Супрематизм — направление в абстрактной живописи. Его представители отказались от сложных форм и пытались передать действительность с помощью геометрических фигур и ярких цветов. Основоположником стиля считается Казимир Малевич
. Первые супрематичные работы он показал в 1915 году на выставке «0,10» в Петрограде. В экспозицию вошло 39 картин, среди которых был «Черный квадрат» — «манифест супрематизма», как говорил художник. А большую часть работ Малевич назвал «Супрематизм» или «Супрематическая композиция». На них были изображены композиции из геометрических фигур.
Картина «Супрематизм» из собрания Ивановского областного художественного музея
 — одно из первых произведений, которые Малевич создал в этом стиле. Он написал полотно в 1915–1916 годах.

«Трефовый валет» Ольги Розановой

Ольга Розанова. Этюд к автопортрету (фрагмент). 1912. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Ольга Розанова. Трефовый валет (фрагмент). 1916. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Картина «Трефовый валет» входит в карточную серию Ольги Розановой. Это первый большой живописный цикл художницы, который она создавала несколько лет. Впервые серию представили на выставке картин левых течений в 1915 году. В нее входило десять полотен, на которых изображены в одиночестве или группами карточные персонажи — короли, дамы, валеты и тузы всех мастей. Большую часть героев Розанова писала с других художников — Василия Кандинского
, Александры Экстер
, Михаила Ларионова
. А «Червонная дама» — карточный автопортрет.
Прообразом «Трефового валета» стал фабрикант и меценат Левкий Жевержеев. С ним Розанова познакомилась на одной из выставок общества художников «Союз молодежи»
.

«Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» Александры Экстер

Игнатий Нивинский. Портрет Александры Экстер (фрагмент). 1928. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александра Экстер. Эскиз костюма к спектаклю Александра Таирова «Ромео и Джульетта» (фрагмент). 1921. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Эскизы костюмов и декораций Экстер
создала в 1921 году для московского Камерного театра под руководством Александра Таирова
. С этим коллективом художница сотрудничала и раньше: еще в 1917 году она рисовала наряды для спектакля «Саломея».
Над оформлением «Ромео и Джульетты» Экстер работала несколько лет. Постановку постоянно откладывали. Премьера спектакля прошла только 17 мая 1921 года. В тот же день в театре представили книгу Таирова «Записки режиссера» с иллюстрациями художницы.
Спектакль прошел с успехом. Критики писали об удачных декорациях и костюмах Экстер. Искусствовед Абрам Эфрос вспоминал:
Она хотела, чтобы это был кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко. Цветные массы материалов, блеск их поверхностей и фактур… игра объемов, стекающих каскадами ступенек или распускающимися складками, как створки веера
, изломы мостов, друг над другом, в центре сцены, повторенными изломами балконов и площадок, умножались, удесятерялись движениями фигур в таких же сложно-фактурных, многоскладчатых костюмах, взвихренных и поднимавших на каркасах в воздух свои округлости, языки и спирали.

Тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы» Рудольфа Вильде

Рудольф Вильде. Эскиз росписи тарелки «Да здравствует IХ съезд». 1922. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рудольф Вильде. Тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы». 1925. Ивановский областной художественный музей, Иваново
После революции Императорский фарфоровый завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Под руководством Сергея Чехонина здесь с 1918 года начали создавать агитационный фарфор. Посуду украшали революционными лозунгами, наносили на нее символы советской власти. В скульптурных композициях изображали рабочих, крестьян, красноармейцев. Подобные изделия создавали известные художники: Кузьма Петров-Водкин
, Борис Кустодиев
, Александра Щекатихина-Потоцкая и другие. Вместе с ними работал и Рудольф Вильде — один из ведущих живописцев завода.
В Ивановском областном художественном музее
хранится его тарелка с лозунгом «Да здравствуют Советы». Вильде расписал ее в 1925 году. Слова на тарелке написаны сложным шрифтом с красной и черной штриховкой. Также на ней изображены серп, молот и шестеренка.
За свои агитационные работы в 1925 году Роберт Вильде получил золотую медаль на Всемирной выставке
в Париже.

«Порт в Кассисе» Петра Кончаловского

Петр Кончаловский. Автопортрет в сером (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Кончаловский. Порт в Кассисе (фрагмент). 1913. Ивановский областной художественный музей, Иваново
С 1910-х Петр Кончаловский
состоял в крупнейшем объединении российских авангардистов — группе «Бубновый валет». Туда также входили Илья Машков
, Аристарх Лентулов
, Наталия Гончарова
и другие художники. Члены общества отказались от традиций реалистической живописи. Образом для подражания они считали работы французского постимпрессиониста Поля Сезанна, поэтому много экспериментировали с цветами и формой объектов.
В собрании Ивановского областного художественного музея
находится картина Петра Кончаловского «Порт в Кассисе». Она входит в серию городских пейзажей, которую художник создал в 1912–1913 годах в портовом городке Кассис на юге Франции. В это время Кончаловский как раз увлекся творчеством Сезанна. Как и французский художник, он стремился упрощать формы и тщательно работать с цветом. На работе «Порт в Кассисе» он изобразил ярко-синее море, а на контрасте с ним — зеленые деревья и бежевые дома с красными крышами.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна