Амазонка русского авангарда

Варвару Степанову называют «амазонкой русского авангарда»: она оформляла книги и журналы, создавала книги в стиле «визуальной поэзии», разрабатывала принты
для Первой ситценабивной фабрики Москвы и проектировала производственную и спортивную одежду. Читайте, как художница работала над своими известными коллажами, украшала скучный архитектурный журнал и рисовала узоры для выставочного ситца
.

Коллажи и визуальная поэзия: художник-абстракционист

Варвара Степанова (слева)  и Любовь Попова. 1924. Фотография: Александр Родченко / <a href="https://club.foto.ru/classics/photo/397/" target="_blank">club.foto.ru</a>
Варвара Степанова. 1924. Фотография: <a href="https://club.foto.ru/classics/photo/399/" target="_blank">club.foto.ru</a>
Варвара Степанова и Александр Родченко. 1923. Фотография: Александр Родченко / ТАСС
Варвара Степанова родилась в литовском городе Ковно (сегодня — Каунас) в 1894 году. Из-за службы отца родители, обедневшие дворяне, часто переезжали, и семья в начале XX века обосновалась в Казани. Степанова с детства любила рисовать и мечтала стать художником. В 1910 году она поступила в Казанскую художественную школу, но через три года бросила учебу и вместе с мужем, Александром Родченко
, уехала в Москву. Ей приходилось работать сначала бухгалтером, потом машинисткой на фабрике, затем библиотекарем и секретарем. Но Степанова успевала посещать студии двух известных мастеров: живописца Константина Юона
и графика Михаила Леблана. А в 1916 году они с Родченко открыли творческую мастерскую.
Варвара Степанова увлекалась популярной в те годы «визуальной поэзией»: авторы-авангардисты оформляли текст особым образом — как рисунок. Свои стихотворения Степанова писала заумью, языком футуристов, которые отказывались от привычных сочетаний звуков, от всем известных слов и их смыслов. Рисунки художница создавала так, чтобы настроение и ритм необычных текстов передавали буквы разных цветов и размеров, яркий фон и графика. Художница мечтала о новом языке на грани поэзии и изобразительного искусства, чтобы рисунок и живопись отражали звучание стихотворений.
Традиционные книги ограничивали Степанову в дизайне. Типографии требовали, чтобы она писала под стандартный формат листа, использовала только горизонтальные строки и единый шрифт. И Степанова начала создавать стихотворные сборники от руки. Такие книги выходили всего в нескольких экземплярах, художница дарила их друзьям. В дневнике «Человек не может жить без чуда» она писала: «Разрывая через живописную графику мертвую монотонность слитых печатных букв, иду к новому виду творчества».
Варвара Степанова. За новый рекорд. 1929—1930. Частное собрание
Варвара Степанова. Танцующие фигуры на белом фоне. 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Варвара Степанова. Рукописный плакат. 1919. Частное собрание
В 1917–1919 годах Степанова «выпустила» рукописи «Гауст Чаба», «Ртны хомле», «Зигра ар» и «Глоболкым». В книге «Гауст Чаба» вместо фона она использовала газетные страницы, а стихи написала синей и фиолетовой гуашью поверх печатных текстов. Иллюстрации к «Ртны хомле» и «Зигра ар» художница создала акварелью: стихотворения в них расположены по краям листа, а в центре — абстрактный рисунок. Здесь Степанова выбрала яркие цвета: желтый, бордо. В 1919 году художница оформила сборник «Глы-глы» поэта Алексея Крученых коллажами: соединила газетные вырезки, аппликации из цветной бумаги и рукописный текст.
Малевичу
понравилось «Глы-Глы» и стихи, и он говорит Анти (муж Степановой, Александр Родченко. — Прим. ред.), что надо нам вместе выступать.
Варвара Степанова
В 1919 году четыре страницы из книги «Ртны хомле» и коллажи сборника «Глы-глы» выставили на V Государственной выставке картин в Музее изобразительного искусства.
Следующие два года Степанова создавала серию «Фигуры»: с помощью геометрических фигур изображала людей в движении. Это были ее последние абстрактные работы. В 1921 году Степанова вместе с Александром Родченко и художником Алексеем Ганом создали «Рабочую группу конструктивистов», а вскоре к ним присоединились архитектор Александр Веснин и график Любовь Попова. Манифест объединения гласил: «Техника и индустрия выдвинули перед искусством проблему Конструкции как активного действия, а не созерцательной изобразительности. Разрушена «святая» ценность произведения как единственной уники». Конструктивисты предлагали объединить искусство и промышленное производство. Они считали, что буржуазные взгляды и привычки можно изменить с помощью бытовых вещей: мебели, одежды, посуды. В новой среде человек начнет думать и действовать по-новому.

Дизайнер новаторской ткани и создатель производственной одежды

Варвара Степанова. Рисунок для ткани. 1924. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей личных коллекций
Варвара Степанова. Рисунок для ткани. 1924. Частное собрание
Любовь Попова. Рисунок для ткани. 1923–1924. Частное собрание
До революции мануфактура товарищества «Эмиль Циндель» выпускала ценные ткани: на Всемирной выставке в Париже они получили высшую награду. После революции предприятие — теперь Первая ситценабивная фабрика Москвы — заработало только в 1922 году. Но тут же встала проблема: ткани выпускали со старыми принтами. Руководители фабрики обратились к современным художникам. На призыв в газете «Правда» откликнулись Любовь Попова, Варвара Степанова и Александр Родченко. Родченко проработал недолго, а вот художницы меньше чем за год создали несколько сотен орнаментов.
В основе узоров были геометрические фигуры: Варвара Степанова считала, что они лучше всего соответствуют духу времени. Художница обыгрывала и тему научного прогресса, создавая узоры из рисунков молекул и кристаллов. Степанову почти не ограничивали в работе. Единственным условием фабрики было использовать не больше двух-трех цветов в одном рисунке, это удешевляло производство.
Укрепляется убеждение, что картина умирает, что она неразрывно связана с формами капиталистического строя, с его культурной идеологией, что в центр творческого внимания становится теперь ситец, — что ситец и работа на ситец являются вершиной художественного труда.
Осип Брик
, из статьи «От картины к ситцу», журнал «ЛЕФ», 1924 год
Ткани с принтами пользовались большой популярностью. Их охотно раскупали, особенно в восточных республиках, где любили яркие рисунки. Ситценабивная фабрика впервые достигла дореволюционного объема производства. В 1925 году эскизы текстиля представили на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, а в 1929-м работы Степановой признали лучшими на выставке «Бытовой советский текстиль».
Помимо принтов, Варвара Степанова разрабатывала производственную одежду для людей разных профессий: пожарных, пилотов, хирургов. Художница писала: «В костюме, конструируемом как костюм сегодняшнего дня, выдвигается основной принцип: удобство и целесообразность. Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции. Путь оформления костюма — от задания к его материальному оформлению, от функций, которые должен выполнить костюм как прозодежда, как платье рабочего — к системе его покроя».
Для того чтобы сделать вещи по-настоящему удобными Степанова уделяла особое внимание «техническим» деталям — карманам и застежкам. Мужские и женские фасоны принципиально не отличались: костюмы должны были сглаживать не только социальные, но и гендерные различия, уравнивая в правах граждан молодого Советского государства.

Художественный редактор советских журналов

Варвара Степанова. Обложка журнала «Современная архитектура». 1929. Изображение: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:SA_1928,_1.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Варвара Степанова. 1938. Владимир Маяковский. Грозный смех. Москва-Ленинград, Государственное издательство художественной литературы, 1932
Варвара Степанова. 1894-1958. Альбом «10 лет Узбекистана». Футляр и разворот. Москва, ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935
Варвара Степанова. Обложка журнала «Современная архитектура». 1929. Изображение: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:SA_1928,_1.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
В 1922 году художник Алексей Ган выпустил первый номер журнала «Кино-фот», посвященного кинематографу. Статьи для него писали режиссеры Дзига Вертов
, Лев Кулешов
и Владимир Маяковский
 — в те годы он снимался в кино и даже сам снял фильм.
Оформлять журнал Гану помогала Варвара Степанова. Она использовала в дизайне сразу несколько шрифтов, буквы разного размера, иконки и жирные линии, которые отделяли один материал от другого и указывали читателю на главную мысль в тексте.
В 1925 году вышел первый выпуск журнала «Советское кино». Его литературным редактором был критик Осип Бескин, художественным — Варвара Степанова. Обложку каждого номера украшали коллажи: черно-белая фотография или кадр из фильма контрастировали с яркими буквами заголовков. Цвет названия постоянно менялся: желтый, синий, зеленый, оранжевый. С 1928 года Варвара Степанова стала работать над дизайном журнала «Современная архитектура», до этого им занимался Алексей Ган.
Журнал иллюстрировали только чертежами, поэтому художница старалась разнообразить верстку: добавляла диагональные строки, стрелки, вставки с лозунгами, меняла размер и начертание букв. Она также придумала делать текстовые колонки разных размеров.
В 1930-х годах известных советских фотографов и художников объединило новостное издание «СССР на стройке». Журнал выпускали для иностранных читателей — его покупали Бернард Шоу, Герберт Уэллс и Джон Голсуорси. В редакции «СССР на стройке» работали Эль Лисицкий
и Александр Родченко, Георгий Петрусов и Варвара Степанова. Степанова с Родченко готовили в журнал развороты с фотоколлажами: публиковали снимки парашютистов, подборки о передовиках-стахановцах, а в 1940 году полностью посвятили выпуск Владимиру Маяковскому. В журнале не было полей: по задумке издателей страницы должны были напоминать киноэкран.
Варвара Степанова все больше и больше увлекалась фотографией. С 1935 года параллельно она сотрудничала с издательством «Изогиз»: оформляла фотоальбомы «Первая конная», «Красная армия» и «10 лет Узбекистана».
В последние годы своей жизни Степанова была дизайнером журнала «Советская женщина». Художница пришла в редакцию после окончания Великой Отечественной войны
. Верстка журнала уже была классической: Степанова отказалась от игры со шрифтами и фотоколлажей. Авангард уступил место соцреализму.
Автор: Елизавета Ламова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна