Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи

Иван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ
Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ
Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ и Закавказье в 1868 году. На этой картине изображен аул Гуниб — последняя ставка имама Шамиля, где его с трудом пленили в 1859 году. Так что это полотно — не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства
Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства
В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. Вместе с ней он отправляется в Грецию, лишь в 1832 году получившую независимость от Турции. Художник смотрит на холм Акрополя снизу, через колонны храма Зевса Олимпийского: Парфенон уже не мечеть, и минарет рядом с ним снесен.

Большая пирамида в Гизе

Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание
Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание
Айвазовский приехал в Египет в 1869 году — его пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала. Также он навестил Каир и совершил путешествие по Нилу. Это было одно из многих дальних путешествий художника — недаром еще в 1853 году его избрали действительным членом Русского географического общества.

Ветряная мельница на берегу моря

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ
Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ
Год написания полотна был переломным для художника: незадолго до этого его преподаватель нажаловался на 19-летнего ученика, и картины Айвазовского по приказу Николая I убрали с выставки. Однако Карл Брюллов и другие стали хлопотать за юношу, опала была снята, император посмотрел на его картины, пожаловал его деньгами и отправил сопровождать сына Константина в плавание по Балтике.

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»
Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»
Молодой Айвазовский показывал такие успехи в учебе, что срок его обучения был сокращен на два года, и уже в 1837 году он был выпущен с золотой медалью. Его картины начали пользоваться популярностью (например, император купил шесть работ за три тысячи рублей), получал он и специальные заказы — в том числе на виды приморских городов: Петергофа, Ревеля и т. п. Айвазовский стал отсылать все больше и больше денег обедневшим родителям в Феодосию, чем очень гордился.

Вид на Москву с Воробьевых гор

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ
Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ
Место, откуда крестьяне взирают на Златоглавую, — не только лучшая точка обзора Москвы. Для людей того времени это была память о недавнем скандале: в 1817 году здесь был заложен первый храм Христа Спасителя. В пустоту канул миллион рублей. Восьмилетний судебный процесс закончился в 1835 году, директор стройки архитектор Витберг был сослан в Вятку. Ныне существующий храм на Волхонке был заложен в 1837 году и в год написания картины еще строился.

Во время жатвы на Украине

Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
У крымского уроженца Айвазовского есть целая серия малороссийских пейзажей — почти все они степные. Очевидно, его «морскую» душу вдохновляли безграничность пространств, колышущиеся под ветром травы, небесные просторы. Чумацкие арбы, запряженные волами, и далекие мельницы подобны у него кораблям и скалам, и поэтому украинские картины у Айвазовского оказываются романтическими, а не реалистическими жанровыми.

Восточная сцена (В лодке)

Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф
Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф
В пейзажах Айвазовского людей можно встретить нечасто. Но с Шишкиным, который приглашал помощников для написания людей и даже медведей, его сравнивать в этом вопросе нельзя: Айвазовский писать человеческие фигуры умел. Доказательство — например, эта картина в модном ориенталистском стиле, где отразились впечатления от визита в Стамбул и другие восточные города.

Данте указывает художнику на необыкновенные облака

Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883. <br/>Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883.
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Сюжет, который выбрал Айвазовский, загадочен. Возможно, имеются в виду строки Данте в «Божественной комедии»: «Тот цвет, которым солнечный восход / Иль час заката облака объемлет».

Дворец Ка д’Ордо в Венеции при луне

Дворец Ка д’Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ
Дворец Ка д’Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ
Айвазовский несколько раз бывал в Венеции. Более того, в этом городе в академии ордена мхитаристов на острове Сан-Лазар жил его брат, архиепископ армянской церкви Гавриил (Габриэл), который уже ребенком показал такие способности к обучению, что после церковно-приходской школы был послан учиться в Венецию богословию. Позже он прославился как теолог и писатель (в частности, перевел на армянский басни Крылова).

Овцы

Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля
Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля
Мирный пейзаж с пасущимися овцами создан через несколько лет после намного более драматического изображения той же натуры в картине «Овцы, загоняемые бурею в море». Сам Айвазовский приехал в год написания картины в Париж, где его брат Габриэл готовился принять чин епископа, а художник использовал все свои обширные связи и знакомства, чтобы помочь ему.

Петербург. Переправа через Неву

Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства
Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства
Глядя на картины Айвазовского с изображением Петербурга, обычно вспоминаешь, что Петр I основал этот город именно как морской порт. Художнику нравились его укрепления, заливы, набережные. Но только не при взгляде на это полотно, холодное и неприветливое. Со своей первой женой Айвазовский развелся, говорят, как раз из-за неприязни к Петербургу и светской жизни: она хотела жить в столице и вращаться в обществе, а он предпочитал Крым и труд.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна