Потерянные шедевры

В первой половине XX века российские музеи потеряли много экспонатов. Часть их погибла в пожарах революции
и Гражданской войны
, часть продали за границу, чтобы пополнить казну, часть вывезли немецкие военные во время Великой Отечественной войны
. Рассказываем, каких сокровищ лишились Эрмитаж
, Оружейная палата
, Царское село
, что удалось найти и вернуть, а что — пропало бесследно.

«Пламя революции»: беспорядки первых лет советской власти

Во время беспорядков 1917 года и Гражданской войны
пострадали и музеи, и частные собрания России. Коллекционеры и просто владельцы ценностей зашивали, что могли, в одежду, прятали в тайники, зарывали в землю. Многие подобные места были разграблены практически сразу, но в СССР еще долгие годы ходили легенды о кладах.
Однако не всем удавалось сохранить и вывезти ценные предметы. 7 ноября 1917 года красногвардейцы захватили Зимний дворец
. Смотритель комнатного имущества Николай Дементьев писал о погроме: «Полному <…> разгрому и хищению подверглись квартиры графини Гендриковой, фрейлины Буксгевден, бывшая квартира фрейлины княжны Оболенской, князя Долгорукова, князя Ратиева и других, а также помещения сестер милосердия <…>, и вообще едва ли найдутся в Зимнем Дворце такие помещения, где не был бы произведен разгром (который понимаю в смысле намеренных поломок и порчи вещей до неузнаваемости) и кражи».
Из Эрмитажа
часть ценных экспонатов по указу Временного правительства удалось эвакуировать
в Москву. Но многие музеи очень пострадали. Например, во время восстания эсеров в июле 1918 года в Ярославле
сгорело более 2000 знамен, 300 экземпляров старинного оружия, все трофеи Первой мировой войны
. Город лишился части архивов XVIII–XIX веков. В марте 1918 года красногвардейцы взяли Екатеринодар (сейчас — Краснодар). Солдаты ограбили Городскую картинную галерею имени Ф.А. Коваленко (сейчас — Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
), забрали старинные монеты и серебро и повредили интерьеры.
Правительство боролось с кражами, создавало специальные комиссии по охране культурных ценностей и памятников. Членом таких организаций был художник Станислав Жуковский
, который посещал оставленные усадьбы и описывал сохранившиеся в них предметы искусства. Жуковский помог уберечь некоторые имения от разграбления. А еще он добился, чтобы усадьбе Кусково
 графов Шереметевых присвоили статус музея.
Некоторые предметы искусства, которые пропали в годы революции
, находят уже в наше время. В 2012 году рабочие обнаружили клад в особняке Трубецких-Нарышкиных на улице Чайковского в Санкт-Петербурге. Они реставрировали здание, разбирали пол и наткнулись на секретную комнату, которая отсутствовала на планах и была замурована со всех сторон. Внутри Нарышкины спрятали более двух тысяч ценных предметов — столовое серебро, посуду, самовары, канделябры. Каждую вещь они завернули в газеты. Издания датируются летом — осенью 1917 года. Сегодня клад хранится в музее-заповеднике «Царское село»
.

«Мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами»

Возвращение в Эрмитаж сокровищ, эвакуированных во время Первой мировой войны. 1920 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Подземное хранилище Эрмитажа. 1941–1945 годы. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Раскрытие ящиков с картинами, вернувшимися из Москвы после эвакуации во время гражданской войны. 1920 год. Фотография: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1920-х годах советское правительство, чтобы выйти из финансового кризиса, стало продавать музейные ценности. В это время государство национализировало частные коллекции
, шла конфискация у граждан ювелирных украшений. Князь Сергей Волконский вспоминал: «Никогда нельзя было спокойно спать, никогда не было уверенности, что в два часа ночи или в четыре утра не будет звонка. О, этот звонок, длинный, долго не прекращающийся — пока не отопрут! И эти люди в папахах со штыками; и обшаривание ящиков, шкафов, сундуков…» Глава специальной комиссии наркомата торговли и промышленности Максим Горький
контролировал работу антикваров, которые оценивали предметы искусства и составляли их каталоги. Спустя еще год правительство начало изымать ценности и из церквей. Что-то отправляли в музеи, но большую часть предметов из золота, серебра и платины переплавляли и продавали за границу в виде слитков. Продажа ювелирных украшений шла плохо — сначала иностранные покупатели отказывались от фамильных драгоценностей, потому что считали их украденными у владельцев.
В конце 1920-х СССР добился дипломатического признания, и за границей появился интерес к антиквариату из советских музеев. С 1928 года, после постановления Совнаркома «О мерах к усилению экспорта и реализации за границей предметов старины и искусства», правительство могло продавать ценности из музейных фондов. Сотрудники Эрмитажа и Русского музея
должны были составить список антиквариата на два миллиона рублей (для сравнения килограмм мяса тогда можно было купить
за 50 копеек, а ржаной муки — за шесть).
Первый аукцион, на котором продавали сокровища советских музеев, прошел в ноябре 1928 года в Берлине. Председатель государственной конторы «Антиквариат» Николай Ильин писал: «Вооруженные только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами». Многие аукционы проходили со скандалами: на них приходили бывшие владельцы произведений искусства — например, Юсуповы
. Они даже судились с советским правительством, но тяжбы не выигрывали: к тому времени другие страны признали национализацию частных коллекций. Однако из-за судов и скандалов цены на предметы искусства на аукционах падали.
Продажа ценностей закончилась только в 1933 году. За пять лет из Эрмитажа исчезли картины «Святой Георгий и дракон» и «Мадонна Альба»
Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Поклонение Волхвов» Сандро Боттичелли, «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса, «Портрет польского дворянина» и «Отречение Петра» Рембрандта и многие другие работы. За границу продали много старинных икон, 14 яиц Фаберже
, а картин Яна ван Эйка в СССР не осталось ни одной. Пострадали и столичные, и региональные музеи. Только за 1930 год СССР продал почти 600 тысяч произведений искусства.
Предметы оказались в частных собраниях и государственных музеях других стран, со временем в Россию вернулись единицы. Например, предприниматель Виктор Вексельберг выкупил коллекцию изделий Фаберже американского миллиардера Малкольма Форбса и открыл в Санкт-Петербурге Музей Фаберже
. Так в России вновь оказались девять императорских яиц
и другие изделия знаменитой фирмы. Бизнесмен Михаил Карисалов передал музею-заповеднику «Царское Село» стол Екатерины II
. А в 2015 году в Музеи Московского Кремля
вернулась коллекция русских орденов.

Военные потери: от картин и икон до Янтарной комнаты и фонтанов

Снаряд попал в хранилище Эрмитажа. 1941 год. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Распаковкка картины Александра Иванова «Явление Христа народу». 1944 год. Фотография: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сотрудницы Музея Революции во время восстановительных работ в Зимнем дворце. 1944 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Во время Великой Отечественной войны
советские музеи потеряли более миллиона экспонатов. Некоторые предметы погибли после артобстрелов и бомбардировок, некоторые увезли нацисты. А еще часть музейных ценностей была уничтожена, потому что хранилась в неподходящих условиях.
Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда (сейчас — Санкт-Петербург) в Свердловск (сейчас — Екатеринбург) отправился первый поезд с сокровищами Особой кладовой Эрмитажа. В 22 вагона загрузили более 500 тысяч экспонатов. Упаковывали предметы искусства сотрудники музея и добровольцы. Всего удалось эвакуировать
около двух миллионов экспонатов.
Эвакуация проходила тяжело: не хватало упаковки и транспорта, предметы приходилось укрывать соломой и сеном, оборачивать клеенками и ветошью. К тому же у многих музеев даже не было планов эвакуации, а у некоторых в этих планах были серьезные просчеты: например, коллекцию Государственного исторического музея
предполагалось увезти всего в двух вагонах.
В тылу создавались эвакуационные базы, но с ними тоже часто возникали сложности. Экспонаты московских музеев сначала собирались отвезти в Киров
и Свердловск. Когда предметы собрали, выяснилось, что хранить ценности в этих городах негде: склады уже были заняты предметами искусства из Новгорода
, Пскова
и Ленинграда. А иногда местное руководство даже не подозревало, что к ним везут музейные экспонаты.
5 июля 1941 года пятидневное путешествие без расписания закончилось… Но встречающих так и нет… Городские начальники нас не ждали! Но ведь есть ещё всезнающий НКВД! Туда и отправился. Начальник в чине полковника оказался культурным человеком, знающим историю и искусство, в чём он сам признался… Выслушав меня, он дал по телефону несколько распоряжений начальникам вокзала и товарной станции и военному коменданту… Военный комендант по просьбе НКВД выделил взвод солдат и две машины для разгрузки вагонов и перевозки груза к месту хранения — в Горьковский Областной краеведческий музей.
Искусствовед Анатолий Кучумов, книга «Статьи, воспоминания, письма»
Вывезти все экспонаты не удалось. Оставшиеся ценности — скульптуры, мебель — прятали в подвалах. Сильно пострадали дворцы Ленинградской области: оттуда смогли эвакуировать только четверть экспонатов.
Во время войны пропала Янтарная комната Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, которую не успели эвакуировать. В музее перед войной сократили штат до пяти человек, а предметы Янтарной комнаты оказались тяжелыми и при этом хрупкими. Их оставили на месте: обернули бумагой, ватой и марлей. Уже в сентябре 1941 года немцы заняли Пушкин и ограбили дворец. Янтарную комнату они отправили в Кенигсбергский замок.
В апреле 1945 года советские войска взяли Кенигсберг (сейчас — Калининград
). Однако Янтарную комнату так и не нашли — она бесследно пропала. По одной версии, сокровища сгорели в пожаре 11 апреля 1945 года. По другой, немцы спрятали Янтарную комнату в одном из бункеров неподалеку от Кенигсберга или увезли ее в другие города Германии. В 2000 году в Екатерининский дворец вернулись два предмета из Янтарной комнаты: флорентийская мозаика «Обоняние и осязание» 1751 года и комод конца XVIII века.
Еще немцы демонтировали и вывезли в Германию фонтаны Петергофа. Была утрачена оригинальная статуя «Самсона». Ее в 1947 году восстановили скульпторы Василий Симонов и Николай Михайлов. Зато из Германии вернулся «Нептун», но без двух статуй — Аполлона и западного всадника. Фигуру Аполлона сделали с гипсовой копии из Академии художеств
. А западного всадника воссоздал скульптор Владимир Татарович.
Часть потерянных в войну ценностей возвращали дипломаты, искусствоведы и частные коллекционеры. Свято-Троицкий собор
Пскова получил от посла Германии Эрнста-Йорга фон Штудница икону «Видение старца Дорофея». В 2012 году в Тверь
из Германии вернулись более 800 экспонатов — археологические находки, иконы, кресты. В 1941 году их нашел рядом с разрушенным и горящим зданием музейного фондохранилища немецкий военный врач. Его отец был археологом. Поэтому военный решил спасти предметы и отправил их своей жене в Германию. Вскоре он погиб, а жена завещала вернуть экспонаты в Россию после своей смерти.
Картину Ореста Кипренского
«Портрет Петра Басина» Русскому музею передал американский коллекционер Рональд Лаудер. Предприниматель Михаил Карисалов разыскал на зарубежных аукционах и подарил музею-заповеднику «Царское Село» более 200 предметов. А крест с главного купола храма Святой Софии
в Великом Новгороде вернулся на свое место в 2004 году: более 50 лет он хранился в Военно-инженерной академии в Испании.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна