Гурзуф, Валаам и Ока: места, которые притягивали художников

Виды с берегов Оки, Волги
, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих картинах. В XIX–XX веках в эти живописные места художники часто отправлялись на пленэр или вовсе переезжали жить. Читайте, где искал вдохновение Исаак Левитан
и устраивал званые обеды Илья Репин
. А также как Константин Коровин
увлекся пейзажем, Архип Куинджи
чуть не утонул, а Василий Поленов
построил «Аббатство»
.

Валаам Архипа Куинджи

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. На острове Валаам (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Архип Куинджи. На Валааме (фрагмент). 1873. Национальный музей Чеченской Республики, Грозный
В середине XIX века игуменом Валаамского монастыря
на острове в Ладожском озере стал отец Дамаскин. Он построил новые скиты, церкви, дома, удобные дороги и гостиницу, привлек в обитель множество паломников и живописцев. Студенты Академии художеств
начали приезжать сюда курсами. От них Архип Куинджи
и узнал о красотах этого края и в 1871 году тоже отправился на Валаам
. Илья Репин
говорил о Куинджи: «Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность».
Через два года художник снова посетил остров. В этой поездке он начал знаменитую картину «На острове Валаам»
, которую закончил уже в Петербурге. Федор Достоевский
писал в своем дневнике: «…на первом плане болото… на заднем — лес; оттуда… сыростью вас как будто проницает всего, вы почти ее чувствуете, и на средине, между лесом и вами, две белые березки, яркие, твердые… Что тут характерного, а между тем как это хорошо!» Полотно стало первой работой Куинджи, которую купил коллекционер Павел Третьяков
. Так художник получил признание и деньги и наконец женился на Вере Кетчерджи
: до этого ее отец был против свадьбы. А осенью 1875 года супруги отправились на Валаам уже вдвоем. Куинджи хотел показать жене место, которое его вдохновляет. Однако корабль попал в сильный шторм и разбился о скалу. Пассажиры чудом спаслись на шлюпке, а краски
, кисти и холсты утонули. Поэтому в этот раз художник пробыл на Ладоге недолго и вернулся без работ.
Также на Валааме Куинджи начал скандально известное полотно «Ладожское озеро». На нем он визуально соединил озеро и небо, а также тщательно прописал игру света и тени. Через 10 лет маринист Руфин Судковский использовал похожие приемы в полотне «Мертвый штиль», за это Куинджи обвинил его в плагиате. В творческом сообществе возник спор: некоторые художники защищали Судковского, но правым все равно признали Куинджи.

«Пенаты» Ильи Репина

Илья Репин. Конец черноморской вольницы (фрагмент). 1900-е. Частное собрание
Илья Репин. Автопортрет с Натальей Нордман (фрагмент). 1903. Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия
Илья Репин. Портрет Марии Андреевой (фрагмент). 1905. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
В 1899 году 55-летний Илья Репин
приобрел два гектара земли в 45 километрах от Петербурга — в деревне Куоккала на берегу Финского залива. В конце XIX — начале ХХ века в эти места на лето уезжали многие жители столицы. Вскоре заросший участок превратился в усадьбу с аллеями, прудами и беседками. Дом обустраивали постепенно: по мере необходимости пристраивали новые комнаты и террасы. Жена художника Наталья Нордман
назвала усадьбу «Пенаты»
 — в честь древнеримских хранителей домашнего очага.
В усадьбу Репин часто приглашал писателей и художников: писал портреты и просил их позировать для своих жанровых картин. Например, на полотне «Черноморская вольница» он изобразил писателя Корнея Чуковского
, художника Николая Струнникова и поэта Владимира Маяковского
казаками, которые возвращались с добычей от турецких берегов и попали в бурю.
Каждую среду Репин устраивал званые обеды — в этот день к нему мог приехать любой желающий. Сначала художник вел гостей в свою мастерскую и показывал новые картины. А потом устраивал литературно-музыкальные вечера. На них часто пел Федор Шаляпин
, читали свои произведения Сергей Есенин
, Максим Горький
и Корней Чуковский. Заканчивались «среды» шумными застольями. Репин и Нордман были вегетарианцами, поэтому подавали только растительные блюда. Также в доме действовали правила самопомощи: гости сами снимали пальто, открывали дверь, подвигали к себе блюда и убирали грязную посуду в ящики. А нарушители поднимались на трибуну и произносили остроумную речь.

Бехово Василия Поленова

Василий Поленов. Мария пошла в Нагорную страну (фрагмент). Из цикла картин «Из жизни Христа». 1894. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Василий Поленов. Стынет. Осень на Оке близ Тарусы (фрагмент). 1893. Частное собрание
Василий Поленов. Дом Поленовых в Бехове (фрагмент). Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс, Ивановская область
Во время летнего путешествия в Крым в 1887 году Василий Поленов
проезжал Серпухов, увидел из окна поезда Оку и захотел поселиться в этих местах вместе с женой. Весной 1890 года Поленовы наконец приобрели старую усадьбу и 80 десятин земли в селе Бехово — сейчас Поленово. Художник увлекался архитектурой, поэтому все здания спроектировал сам
, соединив стили разных эпох. Большой дом
построили на вершине холма над Окой. Рядом возвели столярную мастерскую, «Адмиралтейство»
для лодок и рыболовных снастей и другие хозяйственные постройки.
Живописная мастерская расположилась в белом кирпичном здании с красной крышей, которое напоминало маленький средневековый замок. За это его прозвали «Аббатством»
. Там Поленов завершил цикл картин «Из жизни Христа», написал пейзажи «Стынет» и «Разлив на Оке». А еще занялся мозаикой: на террасе стоял специальный стол с ящиками, где хранились окские камешки разных цветов. Еще в усадьбе художник сочинял оперы и романсы, сажал деревья и помогал строить лодки.
На берегу Оки он открыл художественный музей
и выставил свои картины и работы учеников — Константина Коровина
, Исаака Левитана
, Ильи Остроухова. Поленов писал: «Я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми». Также для крестьянских детей недалеко от села он построил две школы и создал световой театр. А после Октябрьской революции Поленов водил по усадьбе экскурсии и преподавал детям основы живописи.

Плёс Исаака Левитана

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. Тихая обитель (фрагмент). 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. После дождя. Плёс (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Весной 1888 года Исаак Левитан
вместе с художниками Алексеем Степановым
и Софьей Кувшинниковой отправился искать новые места для этюдов. Они уехали в Рязань
, спустились вниз по Оке до Нижнего Новгорода
. А потом пересели на другой теплоход и вверх по Волге
добрались до небольшого города в Костромской губернии — Плёса. Кувшинникова вспоминала: «Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. …Городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим». Художники сняли две комнаты в доме купца Андрея Солодовникова
и прожили здесь два лета: приезжали из Москвы весной и возвращались последним октябрьским пароходом.
Целыми днями мы бродили по берегу и окрестностям, и каждый день то там то сям торчали наши огромные зонты из белого холста, которые мы промывали с синькой, чтобы устранить горячее освещение, проникающее сквозь зонт на этюд. <…> Жилось нам удивительно хорошо. Даже Левитан и тот перестал хандрить, и настроение это стало отражаться на его картинах. Увидев первые его картины, написанные в Плёсе, А.П. Чехов
очень их расхвалил. «Знаешь, — заметил он Левитану, — на твоих картинах даже появилась улыбка».
Сергей Глаголь по воспоминаниям Софьи Кувшинниковой. Из книги «Левитан»
Левитан писал с маленьких набросков, а иногда и полностью с натуры. Художник изображал Волгу и лес, лодки у берега, баржи, плоты и пароходы, деревянные дома и старую Петропавловскую церковь. Здесь же под впечатлением от местной природы он закончил «Березовую рощу» и сделал зарисовки Кривоозерского монастыря, которые легли в основу полотна «Тихая обитель». По рассказам Сергея Глаголя, в 1889 году Левитан привез из Плёса, помимо «множества этюдов», 23 законченные картины. Многие из них — «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс» и «Вечер на берегу большой реки» — купил коллекционер Павел Третьяков
.

«Саламбо» Константина Коровина

Константин Коровин. Балкон в Крыму (фрагмент). 1910. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Константин Коровин. Крым. Гурзуф (фрагмент). 1917. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
Константин Коровин. Гурзуф вечером (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин
в 1904 году навещал писателя Антона Чехова
в доме
на окраине Ялты. Художник тоже решил купить в Крыму маленький кусочек земли для мастерской, а в 1910 году приобрел участок в Гурзуфе. Дачу Коровин назвал «Саламбо» — в честь балета Андрея Арендса, для которого он только закончил декорации
. За два года по проекту Коровина построили двухэтажную виллу с мастерской. Художник вспоминал: «Из окна моего был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах». А вокруг виллы росли кипарисы и кустистые розы.
Сначала Коровин приезжал в «Саламбо» на время, а с 1914 по 1917 год жил почти круглый год. Обычно его дни проходили так: с восходом солнца художник писал утренний этюд, после завтрака — дневной, а в сумерках — вечерний. Импрессионист Константин Коровин любил переносить на холст сиюминутные впечатления. Например, в своей гурзуфской мастерской он создал полотна «Балкон в Крыму» и «Вечер. Интерьер», а на пленэре — «Гурзуф вечером» и «Пристань в Гурзуфе». В Крыму он начал писать и натюрморты: привез из Петербурга коллекцию кувшинов и сам составлял букеты для каждой работы. А еще создал портрет своего друга — оперного певца Федора Шаляпина
. Кроме него, у Коровина гостили художники Илья Репин
и Василий Суриков
, писатели Максим Горький
, Александр Куприн
и Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна