Алексей Степанов
Персона

Алексей Степанов

Годы жизни:
06 мая 1858 — 05 октября 1923
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

Анималист, мастер пейзажа, член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников, Алексей Степанов уже через несколько лет после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества стал его преподавателем. Он рисовал иллюстрации к произведениям Антона Чехова и Дмитрия Мамина-Сибиряка, был художественным корреспондентом журнала «Природа и Охота». Еще при жизни Степанова его картины выставляли в Третьяковской галерее, Институте Карнеги в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Париже.

Алексей Степанов родился 6 мая 1858 года в Симферополе в дворянской семье. Его отец Степан Степанов был офицером и участвовал в Крымской войне — оборонял Севастополь. Мальчику не исполнилось и года, когда умерла его мать. Спустя пять лет не стало и отца. Его опекуном назначили одного из сослуживцев Степана Степанова, и тот решил забрать мальчика с собой в Москву и устроить в Александринское сиротское малолетнее отделение.

Уже в приюте Алексей Степанов начал рисовать. Вскоре опекун забрал его из дома сирот и отправил на учебу в Первую Московскую Гимназию, а затем и в Константиновский межевой институт — в этих учебных заведениях преподавали черчение и рисование.

В 1879 году Алексей Степанов получил диплом землемера. Устраиваться на работу по профессии он не спешил — хотел продолжить обучение и стать художником. Директор межевого института Александр Апухтин познакомил Степанова с Львом Жемчужниковым, который в то время был секретарем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Жемчужников предложил молодому человеку поступить туда. Степанов смог сам оплатить учебу — опекун сохранил для будущего художника небольшое наследство, которое ему завещал отец.

С 1880 по 1884 год Степанов был студентом Училища. Его наставником стал один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Илларион Прянишников, который научил Степанова работать с композицией и цветом. Первыми работами художника стали небольшие бытовые сценки — с их помощью преподаватели объясняли, как более точно отображать на картинах действительность.

В Училище Степанов подружился с Михаилом Нестеровым, Исааком Левитаном, братьями Коровиными. Через студента Николая Чехова он познакомился и начал переписываться с писателем Антоном Чеховым.

«Алексея Степановича Степанова, нашего «Степочку», мы все любили. Да и как было его не любить! Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого свирепого человеконенавистника, который ни с того ни с сего, «здорово живешь», не взлюбил бы Алексея Степановича. Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал. Он любил и родной наш пейзаж, любил крестьянский быт и охотничий люд. Все и всё платили ему ласковым вниманием, добрым чувством»
Михаил Нестеров, «Давние дни: воспоминания, очерки, письма»

Алексей Степанов участвовал в студенческих выставках, а его полотна выставляли в Школе живописи. Примерно в то же время он начал сотрудничать с журналом русского зоолога Леонида Сабанеева «Природа и Охота», где опубликовал более ста иллюстраций. Он с точностью изображал птиц и зверей, рисовал для издания сценки — «Охота на глухаря», «С гончими на волков», «Казацкая охота на дроф» и другие. Михаил Нестеров вспоминал: «Степанов был лучшим анималистом после Серова».

В 1882 году в Училище живописи, ваяния и зодчества пришел работать Василий Поленов. Степанов с товарищами посещал его занятия. Поленов преподавал начинающим художникам основы света и тени, объяснял им, как использовать чистые цвета и подбирать для картин сюжеты. Один из воспитанников — живописец Яков Минченков — так писал о нем: «Все свежее, красивое и сильное у молодых художников было главным образом наследием от Поленова. Он был их учителем, отзывчивым на все новое и свежее, что выносила талантливая молодежь».

В 1883 году Степанов начал писать картину «Отец и сын, или Военная беседа», которую посвятил событиям Крымской войны. Работать над полотном ему помогал Илларион Прянишников. В 1884 за эту картину живописец получил большую серебряную медаль Академии Художеств, а вскоре меценат Павел Третьяков купил «Отца и сына» для своей галереи. До нашего времени сохранилась только черно-белая фотография полотна — картина утрачена.

В 1888 году Алексей Степанов впервые принял участие в выставке передвижников — с картиной «Гоп! Гоп!». После выставки художник стал получать много заказов. Писатель Антон Чехов пригласил его проиллюстрировать рассказ «Каштанка».

«Обложка у меня будет белая, и на ней пятном сядет собака. Будет просто, но хорошо. Рисовал художник Степанов, ярый охотник, изучивший собак до тонкостей. Изобразить помесь таксы и дворняжки задача нелегкая, но Степанов, как видите, решил ее блестяще. Поглядите на ноги и на грудь. Придать лисьей морде добродушно-собачье выражение тоже нелегко, но и это сделано»
Антон Чехов, письмо к Алексею Суворину, 1888 год

В том же году Степанова и Левитана пригласили преподавать в Училище изящных искусств Анатолия Гунста — первое в Москве частное учебное художественное заведение. С 1889 года художник начал вести класс анималистики в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В этом же году Степанов вновь участвовал в Передвижной выставке, на этот раз с картиной «Лоси едят сено зимой». Василий Поленов написал о ней: «Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь».

В 1891 году на XIX Передвижной выставке Степанов представил картину «Журавли летят». Художественный критик Владимир Стасов отозвался о ней как об «истинно прелестной» работе. Спустя несколько месяцев Исаак Левитан и Алексей Степанов стали действительными членами Товарищества передвижников. Раньше они могли лишь выставлять свои полотна, а теперь получили право голосовать и решать, какие картины будут представлены на следующих экспозициях.

В начале 1890-х Степанов рисовал в основном охотничьи сценки, сюжеты мирной сельской жизни, делал иллюстрации. Специально для для книги Дмитрия Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки» художник создал серию акварельных рисунков.

В 1894 вместе с семьей купца и коллекционера Николая Медынцева Алексей Степанов отправился в Европу. Он побывал в Италии, Германии и Франции, где познакомился с работами импрессионистов — Клода Моне, Камиля Писсарро и других. Это поездка помогла Степанову развить свой собственный стиль. В нем художник сочетал реалистические методы с импрессионистскими приемами — короткими мазками, обилием светлых тонов.

«Начинавший с реалистического пленэра, Степанов развил его до импрессионизма. Он создал особый тип картины — небольшие по размерам полотна с мотивами деревенской жизни, где свежо и непосредственно представлены домики, лошадки, фигуры людей и лошадки»
Вячеслав Филиппов, искусствовед

В 1895 году Алексей Степанов женился на сестре Медынцева — Людмиле. Вместе супруги часто выезжали в Тверскую губернию, к озеру Удомля: художника вдохновляли живописные пейзажи окрестных сел и деревень.

В 1897 году на на XXV выставке передвижников Степанов представил картину «Утренний привет», на которой изобразил небольшую усадьбу и ее владельца — старика-помещика. Этого персонажа художник нарисовал со своего тестя Николая Медынцева. Публицист Владислав Артемов писал: «Картина написана со свойственной Степанову мягкостью и теплотой, в ней есть та задушевная интонация, по которой можно отличить Степанова от всякого другого художника. <…> Точность в изображении деталей и мелочей здесь тоже почти фотографическая, как и во всех произведениях Степанова». Академия художеств выкупила полотно и отправила в 1900-м году на Всемирную выставку в Париж. Спустя несколько лет, в 1905 году, за «Утренний привет» Степанов получил звание академика.

В 1901 году Алексей Степанов вступил в объединение «36 художников». Его члены выступали за свободное участие в выставках всех художников — без голосования, как это было в Товариществе передвижных выставок. Спустя два года другие выпускники Училища живописи, ваяния и зодчества создали Союз русских художников. Алексей Степанов стал одним из учредителей организации. Вместе с Аполлинарием Васнецовым, Абрамом Архиповым и другими живописцами он подписал коллективное обращение к создателям Товарищества передвижников: Степанов просил исключить его из объединения. В письме жене художник рассказывал, что «товарищество разбивается на несколько кружков», все избегают откровенных бесед, много спорят.

В 1900-х он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитанники любили его за чуткость, мягкость и интересные занятия. Художник показывал студентам, как при помощи простых приемов создавать сложные образы. Его ученик А.П. Панфилов вспоминал: «Мне написал однажды гуся, я этого гуся храню и любуюсь, особенно тем, как тонко брал он тон. У гуся шейка взята совсем почти одним цветом с фоном, все тем же белым, а какая разница».

Степанов брал воспитанников на этюды, учил их работать быстро и аккуратно, прорабатывать детали и композицию набросков. Во время прогулок по городу художник просил учеников запоминать все, что они видят и воссоздавать в студии.

«Все мы знали его, все любили. Ходили мы к нему в мастерскую, класс животных она называлась. Сергей Васильевич Герасимов, Иогансон, Борис Яковлев… И я ходил. И так у него уютно было, так хорошо было»
Художник Павел Корин об Алексее Степанове (по книге Владислава Артемова «Алексей Степанов»)

В 1910-х Алексей Степанов подолгу жил в имении Гарусово в Тверской губернии, писал сцены деревенской жизни, портреты друзей и дочери. Среди его произведений этого периода много набросков и зарисовок, легкой пейзажной живописи, в том числе картины «Зимний пейзаж», «На водопой», «Ранняя весна». В гости к Степановым приходили другие художники, которые жили неподалеку, — Станислав Жуковский и Николай Богданов-Бельский.

В последние годы жизни художник тяжело болел. Он рисовал меньше, но начал изучать работы импрессиониста Эдгара Дега. В 1920 году он создал картину «Grand Opera». По манере она напоминала работы Эдгара Дега и его учеников. Художник использовал похожую технику — крупные мазки, темные цвета.

В 1923 году Алексей Степанов написал свою последнюю картину — «Качели». Ее вместе с другими полотнами популярных в те годы художников советское правительство отправило на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Там «Качели» приобрел Институт Карнеги.

Умер Алексей Степанов 5 октября 1923 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище Москвы.

1. На занятиях анималистов Степанов учил рисовать животных с натуры. Для этого художник специально приносил в класс зверей и птиц. Один из его воспитанников В.А. Филиппов вспоминал: «Натуру, пернатую или четвероногую модель, доставал обычно сам Степанов, отправляясь за ней иногда куда-то далеко за город, «на кулички».

2. Степанов много охотился. Свою мастерскую он украшал ружьями и кинжалами. Художник писал: «Иногда утку убить, чтобы изжарить ее в печке русской, я не прочь, даже хорошо, но так охотиться, чтобы непременно десяток уток вокруг пояса нанизать <…> мне кажется лишнее, ненужное занятие. Походить да посмотреть, как тетерева токуют или как солнце поднимается и в лес проникает, увидеть, как лось бежит, волк сытый, взглянув на тебя, лениво свернет в кусты…».

3. Степанов вместе с Исааком Левитаном и Софьей Кувшинниковой стали прототипами героев рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» — доктора Коростелева, художника Рябовского и самой Попрыгуньи. После публикации рассказа живописец поссорился с писателем.