«День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина

Аудиоверсия: «День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина
00:00
Илья Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. О вечерах в его усадьбе до сих пор ходят легенды. Вспоминаем, как художник строил свои «Пенаты», кто бывал на репинских «средах» и чем хозяева угощали гостей.

«Пенаты» в Куоккале

Илья Репин в своей мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1900-е годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Илья Репин (второй слева) с гостями на веранде в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Слева направо: писатель Максим Горький, критик Владимир Стасов, Илья Репин, жена художника — писательница Наталья Нордман-Северова в саду. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1904 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
В 1899 году Илья Репин
купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника
перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин
и Максим Горький
, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин
и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.
«В «Пенатах» среда — торжественный, праздничный день. Вместе с И. Е. с утра мы приводили мастерскую в порядок. То, что И. Е. хотел показать, он ставил на мольберты, производил перевеску, кое-что прятал, убирал».
Художник Антон Комашка, ученик Ильи Репина

Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе

Илья Репин в зимней мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Илья Репин пишет в своей мастерской портрет певца Федора Шаляпина. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Писатель Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют Илье Репину в усадьбе «Пенаты». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате.
Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.
«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».
Поэт Давид Бурлюк
Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.
В своих мемуарах Иван Бунин
рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».
Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».

«Репинские травки» для футуристов

Илья Репин. Автопортрет. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Маяковский. Репин и Чуковский. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Василий Поленов. Портрет Ильи Репина. 1882. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским
. Живописец пришел в восторг от его стихов, и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист!» — говорил ему Репин. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Художник лишь сделал небольшой набросок. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного, и с другом Корнеем Чуковским
. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Позже на даче в Куоккале бывали поэты Алексей Крученых, Велимир Хлебников и художник Николай Кульбин.
Даже по средам, которые считались у Репина днями заслуженного отдыха, он использовал любую возможность, чтобы сделать быстрые наброски — карандашом или кистью. Чаще всего зарисовывал в альбом приехавших гостей.
«Однажды, сидя на террасе за чайным столом и с любопытством вглядываясь в многозначительное лицо молодого поэта [Велимира Хлебникова], Репин сказал ему:
— Надо бы написать ваш портрет.
Хлебников веско ответил:
— Меня уже рисовал Давид Бурлюк.
И опять погрузился в молчание. А потом задумчиво прибавил:
— В виде треугольника.
И опять замолчал.
— Но вышло, кажется, не очень похоже».
Корней Чуковский. «Современники»
После революции местность Куоккале отошла Финляндии. Живописец стал невольным эмигрантом и жил по нансеновскому паспорту — документу для беженцев без гражданства. Письма с предложениями вернуться Репину писал сам Климент Ворошилов, с этой же целью к художнику неоднократно приезжали делегаты из СССР. В дневниках Репина сохранилась запись: «Приезжал Корней [Чуковский]. Между прочим, не советовал возвращаться».
Сегодня в «Пенатах» расположен Музей-усадьба имени Ильи Репина
. Здесь хранятся личные вещи, картины и рисунки художника, а также работы его сына, Юрия Репина, и других живописцев. В музее можно посмотреть старую кинохронику о жизни Ильи Репина в усадьбе и узнать рецепты вегетарианских блюд Натальи Нордман. На обеденном столе хранится одна из карточек для гостей от 10 августа 1911 года. На ней можно прочесть шутливые правила поведения и меню: картофельный салат, репа в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами.
Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна