СКИ́Т

СКИ́Т
Скитом в христианской культуре называется уединенное место жительства монахов. Иногда так именуют и поселения, подчиненные монастырям и располагающиеся вдали от них.
В русский язык этот термин пришел из греческого. А греки, в свою очередь, заимствовали его из коптского языка. Само слово «скит» образовано от названия Скитской пустыни в Египте. Именно там в III–V веках появились первые уединенные поселения монахов.

Основателем отшельнического монашества считают христианского подвижника Антония Великого, который много лет прожил в пустыне в одиночестве. А первые скиты, как полагают историки, организовал коптский святой Пахомий Великий. Именно он впервые открыл обитель, где недалеко друг от друга жили сразу несколько монахов.

Из Египта такая форма поселения распространилась по всему миру. А вскоре появились и монастыри. От скитов они отличались менее уединенным образом жизни: туда могли приезжать паломники. А еще в скитах были куда более строгие уставы. Там монахи часто брали на себя дополнительные обеты, например молчали несколько суток, соблюдали строгий пост.
В монастырях в храме читают полностью всё, что предписывает Церковный устав. В скиту в келье мы не читаем всего. Мы совершаем половину богослужения в церкви, а затем молимся по четкам Иисусовой молитвой в своих комнатах, читаем каноны по книге или Святых Отцов. <…> В скиту, в келье, где живут три-четыре человека, мы не можем полностью вычитывать все последование. Физически очень трудно столько читать и петь. Поэтому мы сидим в наших комнатах и молимся по четкам.
Схимонах Никодим, настоятель кельи Благовещения Пресвятой Богородицы в Новом скиту на горе Афон.
Из книги Ильи Кабанова и Сергия Тишкуна «Люди Греческой церкви»
На Руси скиты появились уже в раннехристианский период. После церковного раскола такие поселения стали основывать и старообрядцы. Владимир Даль писал о них: «Строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землей». Целая группа таких поселений — так называемые Керженские скиты — существовала на территории Нижегородской губернии в XVII — первой половине XIX века. О быте и обычаях одного из них — Комаровского скита — рассказал в своих книгах «В лесах» и «На горах» писатель Павел Мельников-Печерский.

Скиты существуют и в наши дни. Так, на Валаамском архипелаге находится 11 действующих поселений монахов.
Материалы по теме