Взрослая дочь молодого человека
Телеспектакль

Взрослая дочь молодого человека

Электротеатр «Станиславский»

Год выхода:
1990
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
101 мин.
В ролях:
Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков, Эммануил Виторган, Виктор Древицкий, Татьяна Майст, Лидия Савченко
Режиссёр:
Анатолий Васильев

На квартире главного героя Бэмса (Альберт Филозов) и его жены Люси (Лидия Савченко) встречаются бывшие однокурсники, не видевшиеся в течение долгих лет. Вечеринка затеяна с целью устроить сына одного из друзей - Прокопа (Юрий Гребенщиков) - в институт, в котором они раньше учились. Теперь проректором в институте работает их бывший однокурсник Ивченко (Эммануил Виторган). Слово за слово - и воспоминания уносят компанию друзей во времена их молодости. Спектакль Анатолия Васильева по пьесе Виктора Славкина посвящен поколению, заставшему первое веяние «оттепели», бывшим стилягам, которые открыто бросили вызов затхлому советскому режиму и серой толпе обывателей.

«Чего мы, Прокоп, хотели тогда? Хотели одеваться поярче, ходить походочкой такой пружинистой, джаз хотели...», - задается вопросом Бэмс. Чего они хотели? Они жаждали духовной свободы. И вот теперь, спустя годы, в унылой советской малогабаритной квартире, где за столом встретились преуспевающий Ивченко, в прошлом ярый комсомолец, и рядовой инженер Бэмс, когда-то главный стиляга института, вдруг снова зазвучат ритмы рок-н-ролла, воспоминания о Дюке Эллингтоне, Новом Орлеане, о первой московской выставке картин Пикассо и недоступном, казавшемся тогда волшебным, городе Чаттануге. А сами герои, тоскующие и вспоминающие прошлые ссоры и обиды, начнут выделывать под зажигательную музыку замысловатые па в стиле буги-вуги. Люськав исполнении Юлии Савченко сладко-хриплым голосом затянет одну из старых джазовых песен. И в этот момент не вызовет сомнений, что в молодости на Люську, красотку-певичку из «Ориона», ходила смотреть вся студенческая молодежь.


Анатолий Васильев воссозданное до мелочей бытовое пространство наполнил удивительно непринужденной и игровой атмосферой, когда каждая реплика давалась с легкой долей шутки и издевки, словно бы в проброс. И потому столь неожиданными казались преображения главных действующих лиц из среднестатистических персонажей современной советской реальности в франтоватых и ярких героев, словно бы пришедших из американских кинокартин.

Одни- ипохондрики, никак не могли примириться с жизненными неудачами и обвиняли друг друга, кляня судьбу. Другие - поэты, в танце и игре ощущали «невыносимую легкость бытия». Подобный подход к созданию образа современного героя в спектакле Анатолия Васильева был новым и неожиданным. Режиссера интересовали не идеологические взгляды героев, но их внутренний, душевный мир. В этом ощущении невыносимой легкости становилось все равно, изменила ли Люська Бэмсу с Ивченко, чтобы помочь восстановить мужа в институте, или нет. Виноват ли кто-то, что жизнь Бэмса, в конце концов, сложилась не так, как ему хотелось, и кто из двух героев оказался победителем, а кто - неудачником. И потому в финале спектакля, взяв в руки розовую щетку и ударяя ею Бэмса по голове, Люська насмешливо, словно поторапливая мужа, приговаривала: «Да, Бэмс, это жизнь». Проблема Бэмса состояла не в том, что он сделал когда-то неправильный выбор, а в том, что упорно продолжал жить прошлым, цепляясь за нанесенные обиды. Конфликт, намеченный между двумя героями, сама жизнь, в конце концов, и стерла. И важным, в сущности, оказывалось не то, что Чаттануга «просто железная станция на дороге и никто там не считает, что живет в центре вселенной», как говорит, иронизируя над Бэмсом, Ивченко, все-таки доехавший до волшебной страны, а то, что эта Чаттануга существовала и вдохновляла на борьбу. Анатолий Васильев и Альберт Филозов в роли Бэмса создали образ героя-романтика, поэта, одухотворенного свободой, наполненного легким, играющим ощущением жизни. Бэмс Филозова, несмотря на свою внешнюю неприметность и усредненность, выпадал из обыденности, оказывался выше ее. Спектакль Васильева-Славкина, разумеется, был посвящен не взрослым дочерям, а молодым людям, живущим в душе взрослых людей, таких как Бэмс.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин