Знаменитые спектакли Большого театра

Большой театр
 — один из основных символов культуры нашей страны. Возможность работать в нем выпадает избранным, и они дорожат своей удачей. Впрочем, в Большой приводит не просто удача. Работа над голосом у певцов, над телом у танцовщиков — это многолетний ежедневный труд. Заветное приглашение в труппу Большого получают самые выносливые, дисциплинированные.
Для режиссера приглашение на постановку в Большой театр — такая же честь, знак признания. Мы предлагаем вашему вниманию спектакли, поставленные на сцене ГАБТа классиками оперной и балетной режиссуры — Борисом Покровским и Юрием Григоровичем. Если вы претендуете на звание искушенного театрала, вы должны их увидеть.
Сцена из оперы Бориса Покровского «Садко». Государственный академический Большой театр СССР, Москва, 1950 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Сцена из оперы Бориса Покровского «Паяцы». Государственный академический Большой театр СССР, Москва, 1985 год. Фотография: А.А. Степанов / Российский национальный музей музыки, Москва
Сцена из оперы Бориса Покровского «Князь Игорь». Государственный академический Большой театр, Москва, 1993 год. Фотография: Алексей Бражников / Российский национальный музей музыки, Москва
Борис Александрович Покровский
отдал Большому театру огромную часть своей жизни. В качестве главного режиссера он поставил 42 спектакля. «Большой — это великий театр, и каждый русский человек обязан ему служить», — сказал однажды режиссер в интервью.

«Садко»

Впервые эту оперу Николая Римского-Корсакова
Покровский поставил в Большом театре в 1949 году. В спектакле были заняты, кроме прочих, Иван Козловский и Павел Лисициан. Но мы предлагаем к просмотру спектакль 1980 года. Главные партии в нем исполнили Владимир Атлантов и Нина Архипова. «Покровский сделал спектакль живым сценическим произведением, исполнители не были сфокусированы только на руке дирижера, на ритмике», — рассказывает музыкальный критик Елена Езерская. — «Они во многом сами определяли движение спектакля».

«Паяцы»

В 1985-м Борис Покровский поставил в Большом оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Партию Канио исполнил Владимир Атлантов. В книге «Владимир Атлантов в Большом театре» приводятся его воспоминания об этой работе: «Задача артиста — искренне и глубоко показать страдания этого человека, обманутого человека. Некоторые итальянцы поют арию «Смейся, паяц!» достаточно мелодраматично. Но это и есть сплошная демонстрация мелодрамы, 200-процентная мелодрама».

«Князь Игорь»

В 1992 году Борис Покровский уже не состоял в штате Большого театра, но принял предложение поставить спектакль по опере Бородина
«Князь Игорь». Спектакль этот создавался в содружестве российских и итальянских деятелей музыкального театра. С российской стороны выступал ГАБТ, с итальянской — театр Карло Феличе. Спектакль шел на сцене ГАБТа очень долго, и именно «Князя Игоря» давали 23 января 2002 года, в день 90-летия Бориса Александровича Покровского. В спектакле 1992 года заняты Евгений Нестеренко, Владимир Маторин и Юрий Нечаев.

Сцена из балета Юрия Григоровича «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр СССР, Москва, 1966 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Сцена из балета Юрия Григоровича «Спящая Красавица». Государственный академический Большой театр СССР, Москва, 1968 год. Фотография: Виктор Великжанин / Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского», Воткинск, Удмуртская Республика
Сцена из балета Юрия Григоровича «Спартак». Государственный академический Большой театр СССР, Москва, 1968–1969 годы. Фотография: Владимир Блиох / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Юрий Николаевич Григорович — ленинградец, начинал свой профессиональный путь в Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинском
). Там и получил первое признание как балетмейстер. В 1964-м Григоровича переманили в Большой театр, причем сразу на должность главного балетмейстера. Он занимал этот пост более 30 лет. Разрыв произошел в 1995-м, но долго без Григоровича театр не смог: в 2001-м балетмейстер вернулся в ГАБТ — как штатный хореограф балетной труппы.

«Спящая Красавица»

В 1963-м Григорович впервые поставил в Большом балет «Спящая красавица»
. Вернее, осуществил редакцию хореографии Мариуса Петипа
. Редакция, однако, во многих пунктах спорила с оригинальной концепцией. В главной партии была задействована солистка балета ГАБТа Нина Сорокина — талантливая балерина, чья судьба прошла в тени блестящих прим Большого 60-х. В 1973-м он сделал еще одну редакцию
классического балета. В нашей коллекции есть оба варианта «Спящей красавицы» Григоровича в Большом театре.

«Щелкунчик»

В 1966-м Юрий Григорович поставил «Щелкунчика», без которого теперь немыслим наш новогодний телеэфир (впрочем, многие вечером 31 декабря отправляются в Большой театр на «живой» спектакль). «Григорович создал настоящий сказочно-философский спектакль, наивный и мудрый, красивый и добрый», — писал режиссер Борис Львов-Анохин. Эта постановка выдержала много десятилетий. Конечно, она менялась, в ней танцевали разные исполнители. Мы предлагаем вам сравнить «Щелкунчика» образца 1966
и 1977
года.

«Спартак»

Знаменитый балет, один из главных хитов Большого театра золотой поры. Это не первая интерпретация балета на музыку Арама Хачатуряна
в ГАБТе, но, безусловно, лучшая. Премьера «Спартака» в постановке Юрия Григоровича состоялась в 1968 году. Партию Спартака исполнял Владимир Васильев
, Красса — Марис Лиепа
, Фригии — Екатерина Максимова
, Эгины — Нина Тимофеева. Мы предлагаем вам посмотреть спектакль в таком составе, а также — версию 1977 года, где Красс — Михаил Габович, Эгина — Татьяна Голикова, а Спартак и Фригия — по-прежнему Васильев и Максимова. В 1984-м Спартака танцевал уже Ирек Мухамедов, Фригию — Наталья Бессмертнова — этот спектакль также есть в нашей коллекции.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна