Публикации раздела Театры

Знаменитые спектакли Большого театра

Большой театр — один из основных символов культуры нашей страны. Возможность работать в нем выпадает избранным, и они дорожат своей удачей. Впрочем, в Большой приводит не просто удача. Работа над голосом у певцов, над телом у танцовщиков — это многолетний ежедневный труд. Заветное приглашение в труппу Большого получают самые выносливые, дисциплинированные. Самые талантливые! Техника пения и танца важна, но без артистической одаренности звездой стать не получится.

Для режиссера приглашение на постановку в Большой театр — такая же честь, знак признания. Мы предлагаем вашему вниманию спектакли, поставленные на сцене ГАБТа классиками оперной и балетной режиссуры — Борисом Покровским и Юрием Григоровичем. Если вы претендуете на звание искушенного театрала, вы должны их увидеть.

Борис Александрович Покровский отдал Большому театру огромную часть своей жизни. Много лет он был главным режиссером ГАБТа. 42 спектакля поставил он на знаменитой сцене! «Большой — это великий театр, и каждый русский человек обязан ему служить», — сказал однажды режиссер в интервью.

Садко
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1980
168 мин

«Садко»

Впервые эту оперу Николая Римского-Корсакова Покровский поставил в Большом театре в 1949 году. В спектакле были заняты, кроме прочих, Иван Козловский и Павел Лисициан. Но мы предлагаем к просмотру спектакль 1980 года. Главные партии в нем исполнили Владимир Атлантов и Нина Архипова. «Покровский сделал спектакль живым сценическим произведением, исполнители не были сфокусированы только на руке дирижера, на ритмике, — рассказывает музыкальный критик Елена Езерская. — Они во многом сами определяли движение спектакля».


Паяцы
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1985
73 мин

«Паяцы»

В 1985-м Борис Покровский поставил в Большом оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Партию Канио исполнил Владимир Атлантов. В книге «Владимир Атлантов в Большом театре» приводятся его воспоминания об этой работе: «Задача артиста — искренне и глубоко показать страдания этого человека, обманутого человека. Некоторые итальянцы поют арию «Смейся, паяц!» достаточно мелодраматично. Но это и есть сплошная демонстрация мелодрамы, 200-процентная мелодрама».


Князь Игорь
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1992
137 мин

«Князь Игорь»

В 1992 году Борис Покровский уже не состоял в штате Большого театра, но принял предложение поставить спектакль по опере Бородина «Князь Игорь». Спектакль этот создавался в содружестве российских и итальянских деятелей музыкального театра. С российской стороны выступал ГАБТ, с итальянской — театр Карло Феличе. Спектакль шел на сцене ГАБТа очень долго, и именно «Князя Игоря» давали 23 января 2002 года, в день 90-летия Бориса Александровича Покровского. В спектакле 1992 года, предлагаемом вашему вниманию, заняты Евгений Нестеренко, Владимир Маторин и Юрий Нечаев.


Юрий Николаевич Григорович — ленинградец, начинал свой профессиональный путь в Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинском). Там и получил первое признание как балетмейстер. В 1964-м Григоровича переманили в Большой театр, причем сразу на должность главного балетмейстера. Он занимал этот пост более 30 лет. Разрыв произошел в 1995-м, но долго без Григоровича театр не смог: в 2001-м балетмейстер вернулся в ГАБТ — как штатный хореограф балетной труппы.

«Спящая Красавица»

Спящая красавица
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1973
152 мин
Спящая красавица
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1963
117 мин


В 1963-м Григорович впервые поставил в Большом балет «Спящая красавица». Вернее, осуществил редакцию хореографии Мариуса Петипа. Редакция, однако, во многих пунктах спорила с оригинальной концепцией. В главной партии была задействована солистка балета ГАБТа Нина Сорокина — талантливая балерина, чья судьба прошла в тени блестящих прим Большого 60-х. В 1973-м он сделал еще одну редакцию классического балета. В нашей коллекции есть оба варианта «Спящей красавицы» Григоровича в Большом театре.


«Щелкунчик»

Щелкунчик
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1977
102 мин
Щелкунчик
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1966
142 мин


В 1966-м Юрий Григорович поставил «Щелкунчика», без которого теперь немыслим наш новогодний телеэфир (впрочем, многие вечером 31 декабря отправляются в Большой театр на «живой» спектакль). «Григорович создал настоящий сказочно-философский спектакль, наивный и мудрый, красивый и добрый», — писал режиссер Борис Львов-Анохин. Эта постановка выдержала много десятилетий. Конечно, она менялась, в ней танцевали разные исполнители. Мы предлагаем вам сравнить «Щелкунчика» образца 1966 и 1977 года.


«Спартак»

Спартак
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1984
122 мин
Спартак
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1970
134 мин
Спартак
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
131 мин

Знаменитый балет, один из главных хитов Большого театра золотой поры. Это не первая интерпретация балета на музыку Арама Хачатуряна в ГАБТе, но, безусловно, лучшая. Премьера «Спартака» в постановке Юрия Григоровича состоялась в 1968 году. Партию Спартака исполнял Владимир Васильев, Красса — Марис Лиепа, Фригии — Екатерина Максимова, Эгины — Нина Тимофеева. Мы предлагаем вам посмотреть спектакль в таком составе, а также — версию 1977 года, где Красс — Михаил Габович, Эгина — Татьяна Голикова, а Спартак и Фригия — по-прежнему Васильев и Максимова. В 1984-м Спартака танцевал уже Ирек Мухамедов, Фригию — Наталья Бессмертнова — этот спектакль также есть в нашей коллекции.

Смотрите также

Балетная вселенная Бориса Эйфмана
Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником».
«Юнона и Авось». 10 фактов об истории любви
История самой знаменитой отечественной рок-оперы.
Михаил Мизюков: «Такие театры в России можно пересчитать по пальцам руки»
Интервью с Михаилом Мизюковым — основателем Историко-этнографического театра.