Наталья Варлей

Родилась: 22 июня 1947 (76 лет)
Страна: Румыния
Сфера деятельности: Актер кино, Поэт, Актер театра
Содержание
«Студентка, комсомолка, спортсменка…» — именно в адрес героини Натальи Варлей прозвучала эта знаменитая фраза товарища Саахова из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
. После этого вся страна взяла за эталон такую формулу красоты, а Варлей стала не просто актрисой, а настоящей иконой стиля Советского Союза. На ее счету десятки ярких киноролей у известных режиссеров — Леонида Гайдая
, Александра Алова и Владимира Наумова
, — а также много проектов на телевидении.

Потомки древних кельтов

Наталья Варлей с матерью Ариадной Сергеевной на 19-м километре под Владивостоком. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
Наталья Варлей (слева) с двоюродной сестрой Ларисой. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
Наталья Варлей в детстве. 1955 год. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
Среди предков Натальи Варлей по линии отца были состоятельные поволжские немцы Рейнеке и английские коннозаводчики с валлийской фамилией Варлей. Последние приехали в Российскую империю в XIX веке из Уэльса. Вскоре обрусели и завели здесь свои семьи.
По долгу службы отца, Владимира Варлея, который работал капитаном дальнего плавания, семья часто меняла место жительства. За первые три месяца жизни Наталья Варлей побывала в четырех городах. Она родилась в румынском Констанце в 1947 году. Затем был Ленинград — родной город ее матери, Ариадны, внучки горного инженера Евгения Барбота де Марни. После Варлеи отправились в Москву, откуда был родом отец.
В детстве Наталья Варлей любила читать, писать стихи и рисовать. Родители увидели в дочери творческие способности и отправили ее в музыкальную школу. Но проучилась она там недолго. Сначала на некоторое время семья переехала во Владивосток
, а затем — в Мурманск, где отца назначили заместителем начальника местного пароходства. Сюда они приехали с еще одним ребенком — в 1953 году родилась младшая дочь Ирина. В этом городе семья задержалась на семь лет, здесь же Наталья Варлей продолжила обучение в первом классе.
А вот учебу вспоминаю с ужасом — не потому, что она давалась с трудом — нет, я всегда была отличницей! — а потому что не было сил утром встать и идти не просто в школу, а куда-то в полярную ночь и в северный мороз!!!.. Я и вообще-то не ранняя пташка… а тут… Меня вытаскивали из теплой постели, тщетно пытались накормить завтраком — но не могли соблазнить даже кусочком моей любимой копченой колбасы, — укутывали и волоком тянули сквозь ледяной ветер и вьюгу в школу!..
Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»

Под куполом цирка, или Дебют в кино

Наталья Варлей под куполом цирка на трапеции. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
Наталья Варлей в цирке. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
Наталья Варлей в юности. 1963 год. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018
В конце 1950-х годов семья вернулась в Москву. Однажды Наталья Варлей вместе с матерью пошла в цирк на Цветном бульваре
. На кассе Варлей прочитала объявление о наборе детей в цирковую студию, и уже через несколько дней начинающая артистка отправилась туда поступать. Даже несмотря на отсутствие специальной подготовки, ее приняли.
После окончания школы Наталья Варлей продолжила обучение цирковому искусству профессионально. В 1965 году она окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Еще два года после этого она работала эквилибристкой, гастролировала с известными артистами цирка
: велофигуристом Яном Польди, акробатом-антиподистом Геннадием Горловым, клоуном Леонидом Енгибаровым и многими другими. Благодаря последнему Наталья Варлей и попала в кинематограф.
В 1966 году на одном из представлений под куполом в Одессе она познакомилась с режиссером Юрием Юнгвальд-Хилькевичем, который дружил с Енгибаровым. В своей книге «Канатоходка. Автобиография» актриса вспоминала: «Юра позже мне рассказывал (и потом повторял во всех интервью): «На арену вышло неземное существо! Нежная кожа! Блестящие волосы!.. Глаза!.. Улыбка!.. Неземное существо оторвалось от земли и полетело!..» Не представляю, как он это всё увидел издалека…»
На следующий же день режиссер пригласил юную эквилибристку поучаствовать в съемках своего первого фильма «Формула радуги». Там Наталье Варлей досталась роль медсестры, которая стала для нее дебютом в отечественном кинематографе. Но сама актриса считает своим первым опытом в кино главную роль в короткометражке выпускника ВГИКа
Эльера Ишмухамедова по мотивам рассказа Александра Грина
«Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
. Это было в 1962 году, когда она окончила первый курс.
Во время съемок у Юнгвальд-Хилькевича на начинающую актрису обратила внимание Татьяна Семенова — ассистентка режиссера Леонида Гайдая
. Она и пригласила Варлей на «Мосфильм»
на пробы в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
.

«Студентка, комсомолка, спортсменка…»: известные кинороли и служба в Театре им. Станиславского

Наталья Варлей в роли Нины в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Наталья Варлей в роли Нины и Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Наталья Варлей в роли панночки в художественном фильме Константина Ершова и Георгия Кропачева «Вий» (1967)
На роль Нины в гайдаевской комедии пробовалось около 500 претенденток, среди которых были и уже известные Наталья Кустинская, Марианна и Анастасия
Вертинские, Наталья Фатеева и другие. Однако сам режиссер на эту роль утвердил Наталью Варлей.
Реальный мой партнер — мосфильмовский ослик-старожил по кличке Соловей. Чтобы он стоял на месте, я подкармливаю его морковкой. Во время дубля вместе с морковкой он зажевывает мне полруки. Я хохочу. То есть благодаря ослику я не испытываю «трепетного волнения», поэтому сценку играю легко и жизнерадостно… Я вижу, что Гайдаю это нравится. «Снято!» — командует он. А потом осторожно спрашивает, не могла бы я сняться еще и в купальнике, потому что героине фильма по сюжету предстоит появиться в таком виде. Не задумываясь я соглашаюсь, что вызывает некоторое удивление и у съемочной группы, и у Гайдая: мол, как-то легко девушка согласилась раздеться! Они не учли, что я работаю в цирке и купальник, по сути, — моя цирковая «униформа»…
Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»
Премьера фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» прошла в кинотеатре «Художественный»
в апреле 1967 года. После этой работы Наталья Варлей стала всенародной любимицей. Все как один повторяли слова, которые сказал в адрес ее героини Нины товарищ Саахов: «Студентка, комсомолка, спортсменка…» — а также напевали «Песенку о медведях» на музыку Александра Зацепина и слова Леонида Дербенева. Во всех советских парикмахерских самой популярной прической
была стрижка «как у Нины»: каре с «рваной» челкой.
Все это время Наталья Варлей совмещала съемки с работой в Московском госцирке и все же решила уйти оттуда. Актриса вспоминала: «Цирк мне снился, причем так реалистично, в деталях, что это было не похоже на сон: вот я сижу в гримерной перед выходом, «рисую лицо».
В том же 1967 году Варлей поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина
. На первом курсе она исполнила главную роль в первом отечественном фильме ужасов «Вий»
режиссеров Константина Ершова и Георгия Кропачева по одноименной мистической повести
Николая Гоголя
. После была роль машинистки госбанка Муси Волковой в экранизации романа Бориса Полевого «Золото» режиссера Дамира Вятич-Бережных.
В 1971 году Наталья Варлей окончила Щукинское училище и пришла в Театр им. Станиславского
. Сценическим дебютом стала роль Роз-Мари Фей в постановке «Альберт Эйнштейн» по пьесе Николая Погодина. В театре Варлей проработала до 1978 года.

«Я очень многое успела сделать»: поэтесса, певица, телеведущая

Наталья Варлей в роли Матери Кендарат в художественном фильме Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов» (2006)
Наталья Варлей на «Концерте во имя мира». Москва, 1999 год. Фотография: Олег Булдаков / ИТАР-ТАСС
Слева направо: Наталья Варлей, режиссер Евгений Герасимов и актриса Нина Гребешкова на церемонии открытия мемориальной доски кинорежиссеру Леониду Гайдаю. 2013 год. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ИТАР-ТАСС
В 1980-е годы Наталья Варлей продолжала работать в кино. В этот период она снялась в мелодраме Владимира Бортко
«Мой папа — идеалист». В 1984 году за роль мамы Кати в фильме «Не хочу быть взрослым» Юрия Чулюкина она получила Государственную премию РСФСР имени Крупской. Через пять лет Варлей присудили звание заслуженной артистки РСФСР за заслуги в области советского искусства.
В 1990-х годах Наталья Варлей практически не снималась. Однако в 1994 году все же сыграла роли Гингемы и Бастинды в фильме «Волшебник Изумрудного города» по мотивам сказки
Александра Волкова. Все чаще в эти годы актриса озвучивала и дублировала зарубежные кинокартины, среди которых — «Молчание ягнят», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие. В конце 1990-х ее стали приглашать вести телепрограммы «Домашний очаг», а позже «Домашние хлопоты» на ВГТРК. Позже актриса участвовала в телепроекте «Поют звезды театра и кино».
Наталья Варлей с детства занималась поэзией. Она сочинила много стихотворений и даже окончила Литературный институт им. М. Горького
. Варлей выпустила несколько поэтических сборников, среди которых «Кружась над золотыми куполами», «Во мне такая музыка звучит!».
В мае 2002 года на фестивале «Виват, кино России!» Варлей получила приз «Немеркнущая зрительская любовь». Через четыре года она сыграла мать Кендарат в полнометражном фантастическом фильме режиссера Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов». Весной 2009 года актрису пригласили в проект Первого канала «Две звезды», где она выступила в дуэте с певцом Николаем Гнатюком.
Да, я очень многое успела сделать за свою жизнь — на экране, на сцене, на телевидении… Сколько сыграно ролей! Сколько спето песен! Сколько написано стихов!..
Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»
Летом 2010 года Наталью Варлей наградили орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность. В 2017 году она выпустила свой четвертый сборник стихов. Сегодня актрису часто приглашают на юбилейные вечера и телевизионные передачи.

Главная фотография: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна