Публикации раздела Архитектура

История одного здания: «Художественный»

Московский кинотеатр «Художественный» — один из немногих в мире, чья история насчитывает больше столетия. За все эти годы он почти не прерывал работу: киносеансы продолжались даже во время войны. Именно здесь москвичи впервые посмотрели историческую драму «Броненосец «Потемкин», увидели первые звуковые и цветные ленты советского кинематографа. О том, кто строил и перестраивал «Художественный», какие картины в нем шли и как в фойе появился памятник первому зрителю — читайте в нашем материале.

Строительство кинотеатра

Кинотеатр «Художественный». Москва, 1980 год. Фотография: Соболев Валентин / ТАСС

Старейший в Москве кинотеатр «Художественный» открылся 10 ноября 1909 года в здании, которое построили специально для него. До этого под «синематографы» обычно приспосабливали уже существующие постройки.

Проект разработал архитектор Николай Благовещенский, который до этого строил в основном церкви, школы и лицеи. По его замыслу одноэтажный кинотеатр был увенчан большим куполом. Вход украшали колонны и статуи. В фойе располагался светящийся фонтан. Зрительный зал был небольшим: одновременно в нем помещалось всего около 400 человек.

Здание по документам принадлежало «Варваринскому акционерному обществу домовладельцев», а первым владельцем кинотеатра, который в нем расположился, стал Роберт Альберт Брокш. Первый кинопоказ состоялся на следующий день после открытия «синематографа», 11 ноября 1909 года. Зрители увидели премьеру французской драмы «Жоржетта». Позже в репертуар кинотеатра вошли картины «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери», а также несколько немых комедий. Сеансы продолжались недолго — всего по 10–15 минут. «Художественный» был в то время единственным кинотеатром, в котором можно было заказать билеты с доставкой на дом.

Новый владелец и реконструкция Федора Шехтеля

Кинотеатр «Художественный». Москва, 1980 год. Фотография: Игорь Зотин и Борис Кавашкин / ТАСС

В 1913 году Роберт Альберт Брокш продал свое заведение известному российскому кинопромышленнику Александру Ханжонкову. Тот решил, что зрительный зал нужно расширить, и поручил реконструкцию архитектору Федору Шехтелю — автору множества московских особняков, в том числе дома Зинаиды Морозовой на Спиридоновке и усадьбы промышленника Матвея Кузнецова на Первой Мещанской улице.

По проекту Шехтеля фасад кинотеатра оформили в классическом античном стиле. В здание провели систему парового отопления, для хранения кинопленок оборудовали специальную будку на крыше. В фойе, похожем на театральное, располагались гардеробные для зрителей. Его украшали хрустальные люстры, колонны, настоящие пальмы в кадках. На небольших эстрадах перед началом киносеанса выступали музыканты или актеры. Зрительный зал увеличился больше чем вдвое и вмещал теперь около 900 посетителей. Места в нем делились так же, как в театре: для высоких гостей предназначались ложи, московская интеллигенция чаще всего располагалась в партере, а для небогатой публики отводилась галерка. Расширился и репертуар кинотеатра. В 1914 году в нем можно было посмотреть около 15 короткометражных немых фильмов.

«Художественный» после революции

Александр Антонов (в центре) в роли Григория Вакуленчука в художественном фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925)

В дни революции 1917 года кинотеатр «Художественный» стал местом, где держали пленных красноармейцев. Два года спустя вышел декрет Владимира Ленина «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению». Согласно ему кинотеатр перестал быть частным и перешел в собственность нового Советского государства.

В 1926 году именно в «Художественном» (тогда он назывался 1-м Госкинотеатром) впервые показали историческую драму Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Пять лет спустя, в 1931-м, здесь же прошла еще одна важная премьера — первый в СССР звуковой фильм «Путевка в жизнь», а в 1936 году в этом кинотеатре зрители увидели и первую цветную картину — «Груня Корнакова».

К середине 1930-х годов зал кинотеатра вмещал почти 950 зрителей. При нем работали буфет с напитками, сладостями и легкими закусками, комната матери и ребенка, читальный зал. К зданию пристроили летнюю эстраду, где проходили концерты. Дневные киносеансы начинались в полдень, билеты на них можно было купить за один-два рубля. Вечерние показы, после шести часов, обычно стоили дороже — до трех рублей. Наряду со звуковыми лентами показывали и немые: их сопровождали выступления оркестра.

Кинотеатр продолжал работать даже во время войны. В 1950-х его реконструировали: часть окон заложили кирпичом, из кинозала убрали оркестровую яму, а с фасада сняли лепнину в античном стиле. До 1961 года «Художественный» оставался самым большим и популярным кинотеатром Москвы, пока не завершилось строительство киноконцертного зала «Россия».

Казино, «Центр российских премьер» и реконструкция

Кинотеатр «Художественный». Москва, 2020 год. Фотография: Гердо Владимир / ТАСС

В 1990-х годах в здании «Художественного», помимо кинозалов, располагались казино, бар и зал игровых автоматов. По выходным здесь устраивали ночные сеансы, рассчитанные в основном на молодежь. Для таких «киномарафонов» обычно выбирали несколько работ одного режиссера или фильмы, которые объединяла общая тематика. Иногда показы сопровождались мастер-классами или творческими встречами с артистами. В 2006 году здесь открылся «Центр российских премьер» — организация, главной целью которой стала поддержка отечественного некоммерческого кинематографа.

В честь 100-летнего юбилея кинотеатра в 2009 году в фойе установили памятник первому билету. Его проект разработала Анна Пендраковская, а саму скульптуру создал мастер художественного стекла Фидаиль Ибрагимов. Позже появилось еще одно изваяние: оно изображало первого зрителя — мужчину, одетого по моде начала ХХ века, с чайной чашкой в руках. Создали его по мотивам мистических слухов, которые ходили среди сотрудников: призрак такого мужчины якобы видели в зрительном зале.

В 2014 году здание кинотеатра «Художественный» закрылось на реконструкцию. В нем укрепили перекрытия и фундамент, заменили кровлю, отремонтировали стены. Главному фасаду вернули тот вид, в котором его спроектировал Федор Шехтель: восстановили декоративные барельефы, вывеску с дореволюционной орфографией и парадные двери.


Автор: Ирина Кирилина

Смотрите также