Наталья Фатеева
Персона

Наталья Фатеева

Родилась:
23 декабря 1934 (88 лет)
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

Критики называли Наталью Фатееву советской Софи Лорен и одной из самых красивых актрис СССР. За свою карьеру она снялась более чем в 60 картинах, среди которых «Три плюс два», «Джентльмены удачи», «Песни моря», «Место встречи изменить нельзя». За вклад в советское киноискусство в 1980 году Фатеева удостоилась звания народной артистки РСФСР.

Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в украинском городе Харькове. Ее отец Николай Фатеев был военным, а мать Екатерина Фатеева работала в ателье.

С детства будущая артистка занималась музыкой. Помогал ей в этом отец, который играл на фортепиано и хорошо пел. Он отдал дочь в музыкальную школу, а чтобы купить ей пианино, даже продал свою лучшую пару сапог.

В старших классах Фатеева увлеклась театром. Она по несколько раз пересматривала все спектакли Харьковского театра оперы и балета и даже выучила из них несколько арий. Однако в школьный драмкружок Фатееву не взяли: там решили, что она слишком высокая.

По материнской линии род у нас был домовитый, зажиточный, крестьянский. А вот по линии отца у всех была склонность к творчеству, лицедейству. Папа мог подобрать любую мелодию на фортепьяно, вообще был натурой артистической, сестры его пели в церковном хоре. Меня тоже Бог слухом и голосом не обидел. В детстве и юности не вылезала из оперного театра, все арии знала наизусть. Помню за две пары сапог выменял для меня отец пианино, стала я заниматься музыкой, вокалом. Но с педагогами ни в музыкальной школе, ни позже в Харьковском театральном институте не повезло…
Наталья Фатеева (по статье писателя Федора Раззакова «Наталья Фатеева»)

В 1952 году Наталья Фатеева окончила школу и подала документы в Харьковский театральный институт. Она была единственной студенткой, которая сдала все вступительные экзамены на пятерки. Однако в самом институте Фатеева проучилась всего два года — в 1954 году ее исключили.

В эти же годы в Харькове возникло местное телевидение. Наталья Фатеева стала одним из первых его дикторов. Однако долго в Харькове начинающая артистка оставаться не собиралась, вскоре она поехала в Москву — поступать во ВГИК. Фатееву приняли в мастерскую Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. На одном курсе с ней учились Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко и Виталий Матвеев.

Сниматься в кино Наталья Фатеева начала, когда училась во ВГИКе. Она дебютировала в мелодраме «Есть такой парень» Виктора Ивченко. В картине актриса сыграла инженера Татьяну Оленину.

В 1950-х Фатеева снялась еще в нескольких лентах, среди которых были «Старая черепаха» и «Случай на шахте восемь». О картине «Дело «пестрых» актриса позднее вспоминала: «Эту картину я не люблю. Для меня съемки в ней прошли как в тумане. Снимали мы сцены в основном ночью — меня усталую привозили с занятий во ВГИКе, гримировали, и я выходила в кадр, хотя больше всего на свете хотелось просто лечь и заснуть. Но атмосфера в группе была замечательная… «Дело пестрых» я ненавижу и никогда не пересматриваю. Нет, к самой ленте у меня отношение вполне нормальное, но на себя я там просто смотреть не могу. Я в нем просто на себя не похожа. Слишком располневшая, так как до этого неправильно питалась…»

Первую главную роль Фатеева получила в ленте Ивана Пырьева «Наш общий друг». Актриса сыграла доярку Лизу Горлову. Критик Людвига Закржевская писала: «Хотя эта роль и не стала для Фатеевой открытием, работа над ней была своеобразным актерским аттракционом, который помог выявить некоторые дотоле неизвестные стороны таланта актрисы: склонность к юмору, легкость и импозантность (в лучшем смысле слова) игры».

Известность Фатеевой принесла комедия «Три плюс два» Генриха Оганесяна. В ней артистка исполнила роль дрессировщицы Зои. В картине также снялись Наталья Кустинская, Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов. На съемках Фатеева сама выполняла некоторые трюки и даже вошла в клетку с тиграми. Однако в итоговую версию картины эти кадры не попали. Дрессировщик Вальтер Запашный, который помогал на съемках, переживал за актрису и все время держал тигра за поводок. А из-за этого везде попадал в кадр.

Лучшей своей работой Наталья Фатеева считала роль в военном фильме «Здравствуй, это я!» Фрунзе Довлатяна. В картине актриса снялась в роли Люси — девушки, которая отправилась на фронт. Фатеева вспоминала: «Роли, которые мне довелось сыграть, служили в основном фоном для мужских ролей, помогали раскрытию того или иного характера. Поэтому приходилось искать в драматургическом материале хотя бы какие-то крупицы индивидуальности, чтобы не повторяться. Люся — человек большой и значительный сам по себе. Чувства, которые она испытывает, — отнюдь не суррогаты страстей, а живые человеческие переживания, боль, радости».

Фатеева играла не только в СССР, но и за рубежом. Она ездила на гастроли, побывала даже в США: «Мы попали на площадку, где снимался фильм «Кто боится Вирджинии Вулф?». Ричард Бартон и Элизабет Тейлор снимали эту картину и никого не пускали. Но к нам вышли. И мы с ними разговаривали».

В 1969 году Наталья Фатеева снялась в советско-румынской картине «Песни моря». Ее партнером по съемкам стал румынский певец Дан Спэтару, который исполнил в ленте песню «От зари до зари». В прокате фильм посмотрело более 36 миллионов зрителей.

В 1970-х годах Фатеева снималась много, однако главных ролей не получала. Среди популярных фильмов с ее участием — «Джентльмены удачи», «Летние сны», «Розыгрыш», «Место встречи изменить нельзя». Актриса вспоминала: «Мне приходилось постоянно доказывать, что я не только красива, но что я еще и что-то собой представляю… Я всегда много работала. Не было больших ролей — бралась за маленькие, возникала пауза между съемками — ехала с концертами, выступлениями на Урал, в Сибирь, Казахстан».

В 1980 году за заслуги в развитии советского киноискусства Фатеева удостоилась звания народной артистки РСФСР.

Наталья Фатеева была замужем трижды. Ее первым супругом стал актер Леонид Тарабаринов. С ним Фатеева познакомилась, когда училась в Харьковском театральном институте. Однако этот брак продлился недолго — вскоре актриса уехала в Москву, а Тарабаринов остался в Харькове.

Вторым мужем Фатеевой стал режиссер Владимир Басов. Они встретились на съемочной площадке картины «Случай на шахте восемь» в 1957 году и вскоре поженились. Через два года у Фатеевой и Басова родился сын Владимир. Однако через несколько лет они расстались. Фатеева вспоминала: «Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу… Но вот он… Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. <…> Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя сердце пошла…»

В третий раз Фатеева вышла замуж в 1965 году. Супругом актрисы стал летчик-космонавт, Герой Советского Союза Борис Егоров. Познакомились они в гостях у общих друзей, а вместе прожили пять лет. В браке родилась дочь Наталья.

В 1970 году Фатеева и Егоров расстались. Актриса вспоминала: «Разные мы люди оказались, разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали».

Когда в 1958 году Наталья Фатеева окончила ВГИК, ее пригласили в труппу Театра-студии киноактера (сейчас — Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова). Он был создан специально, чтобы артисты играли в театре, когда были свободны от съемок в фильмах. Самой известной ролью Фатеевой здесь стала мадам де Реналь в «Красном и черном» Сергея Герасимова.

В 1960-х Фатееву пригласили в Театр имени Ермоловой. О работе в этом коллективе актриса вспоминала: «Около трех лет я работала на договоре в Театре имени Ермоловой. Сыграла Дашу в пьесе Назыма Хикмета, Патрицию Хольман в «Трех товарищах». Меня приглашали в штат, обещали серьезные роли, но я не могла разорваться на части. В то время уже посыпались приглашения в кино, а ведь надо было еще на своих плечах тянуть дом, содержать семью. <…> В общем, из театра я ушла…»

В театр Наталья Фатеева вернулась в 1990-е годы. Она играла в антрепризе «Арт-центра» в пьесе Жана Пуаре «Сюрпризы семейного уик-энда». Кроме актрисы роли в постановке исполняли Анатолий Кузнецов, Игорь Ясулович и Валентина Малявина.

В 2000-х Фатеева сотрудничала с театром «Независимый театральный проект» (сейчас — театр «Ателье»). На сцене Театрального центра на Страстном в 2003 году состоялась премьера спектакля «Любовь к английской мяте». В постановке артистка сыграла преступницу Клер Ланн.

В 1990-е и 2000-е годы Наталья Фатеева снималась мало. Она тщательно выбирала картины, в которых хотела сыграть, отказывалась от проходных ролей. В 1991 году актриса сыграла жену отравленного генерала в исторической драме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале.

В историческом сериале «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой Фатеева исполнила роль княгини Дарьи Меншиковой. А в драме «Королев» Юрия Кары актриса сыграла мать конструктора Сергея Королева.

В 2013 году Наталья Фатеева снялась в фильме Валерия Харченко «Летящие по ветру листья» по повести Анатолия Приставкина «Вагончик мой дальний». За роль Надежды, сотрудницы лагеря, актриса получила премию «Ника».

А еще Фатеева занималась дубляжом: ее голосом говорят Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие иностранные артистки в переведенных на русский фильмах.

В последние годы у Фатеевой начались проблемы со здоровьем. В 2014 году актриса перенесла операцию на ногах и с тех пор передвигается на костылях. Из-за этого сейчас в новых картинах она не снимается.

Фильмы