Кто боится Вирджинии Вульф?
Телеспектакль

Кто боится Вирджинии Вульф?

Театр «Современник»

Год выхода:
1992
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
146 мин.
В ролях:
Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Александр Кахун
Режиссёры:
Валерий Фокин, Роман Балаян

Это была вторая встреча «Современника» с драматургией Э. Олби. Первая состоялась в 1967 году, когда театр с большим успехом поставил спектакль «Баллада о невеселом кабачке». Эту пьесу драматург написал по повести К. Маккалерс. Спустя почти двадцать лет американский автор вернулся на сцену «Современника», на этот раз его знаменитая пьеса, имевшая в шестидесятые оглушительный успех на Бродвее и также послужившая сценарием для фильма в Голливуде с Элизабет Тейлор в главной роли, была поставлена в Москве.

Олег Ефремов, как говорят очевидцы, держал этой ролью Галину Волчек с 60-х, но роли этой при нем она не увидела. И вот в середине 80-х, будучи уже сама руководителем «Современника», она решилась сыграть Марту. Валерий Фокин, который на тот момент являлся штатным режиссером театра и за его плечами уже было немало успешных постановок, взялся ставить сложную драматургию, написанную в традициях, берущих свое начало у Стриндберга.

У Олби, правда, нет борьбы полов, но пьеса написана таким образом, что муж и жена, Марта (Г. Волчек) и Джордж (В. Гафт), ведут друг с другом свою психологическую войну. Им нужны для этих жестоких игр зрители, они же – участники, таковыми и становятся, не ведая того, Хани (М. Неелова) и Ник (А. Кахун).

После университетской вечеринки Марта и Джордж приглашают к себе в дом молодую пару. Марта – дочь ректора, Джордж – преподает историю, но карьера его, несмотря на выгодные родственные связи, не задалась. С первой сцены (они ожидают гостей) ясно – Марта Г. Волчек несчастна, что не является секретом для ее мужа. Вспоминая, как она говорит, дурацкий фильм, Марта цитирует слова киногероини: «Я не удовлетворена жизнью». Г. Волчек так произносит эту фразу, что понятно: — речь идет о ней, Марте. Джордж пытается уйти от разговора, и В. Гафт играет таким образом, что становится ясно: это не первый такой диалог между ними. Более того, он предвидит финал скандальной ночи, поэтому старается ретироваться – де устал. Но Марта уже вошла в фазу ненависти к Джорджу. Помыкая мужем, требуя все время ей налить спиртного, превращая его с нескрываемым презрением в официанта, не выпуская из рук сигареты, она обзывает его свиньей, бездарностью, ничтожеством. Все эти эпитеты Г. Волчек раздает, не утруждая себя темпераментом, барственно, лениво. Марта – дочь ректора, которая привыкла к привилегиям в университетском городке. Вся пластика актрисы выражает превосходство. Марта остроумна и безжалостна. Поглощая бокал за бокалом, она все больше входит в раж. Джордж не уступает ей, дерзко и столь же безжалостно обзывая ее алкоголичкой, издеваясь над ней, припоминает ее эксцентрические выходки на публике в состоянии сильного опьянения. Однако это только пролог супружеских сцен.

Марте нужны еще и зрители их семейного театра жестокости. Джорджу нужны не столько зрители, сколько участники его игры, те, кто станут жертвами, пока они вместе с Мартой будут играть сцены, погружая всех в психологический кошмар.

Раздается звонок. К ним приходят на рюмочку Ник и Хани, он – молодой амбициозный профессор биологии, она – полная противоположность Марте, послушная жена, серенькая мышка, к лицу которой прилипла угодливая улыбка. Их пригласила дочь ректора! С подобострастным видом, боязливо оступаясь, она входит в дом Марты и Джорджа, даже ни на секунду не представляя, какую ночь ей предстоит пережить.

В спектакле, по сути, все действие разворачивается на диване. Все усаживаются, и Хани упаивают до поросячьего визга. Ее тошнит, а Ник напивается все сильнее и, попав в психологическую ловушку, доверительно сообщает Джорджу, что Хани обыграла ложную беременность, в основе чего ее страх рожать, и женила его на себе.
Этим признанием воспользуется Джордж и нанесет удар самодовольному Нику. Сначала кажется, что в Джордже проснулась ревность. Ведь Марта откровенно поглаживает лицо Ника, меняет свой брутальный стиль на женственно-обольстительный. Ее руки, ласкающие Ника, то и дело перехватывает мышка Хани, хоть и падающая от принятого на грудь коньяка. Вместе с тем М. Неелова играет и ту Хани, которая не так беспомощна, как кажется на первый взгляд. Вдруг в ее голосе зазвучат столь стальные интонации, что перед ее напором придется сдаться даже цинику мужу.

Деторождение – одна из тем этой пьесы. Марта и Джордж объявляют, что завтра приедет их сын, потому что у него день рождения. Узкобедрая Хани не хочет рожать, боясь умереть. Биолог Ник трудится над тем, чтобы создать идеальную хромосому, а самому стать быком – производителем идеальной спермы, поставить на поток продолжение потомства.
Джордж пеняет весь вечер Марте, что она начала разговор о сыне, однако причину того понимаешь лишь к финалу пьесы. Им в дом приносится телеграмма: как сообщает Джордж, сын погиб в автокатастрофе.

Г. Волчек, особо отзывчивая на тему материнства, с предельной достоверностью в сцене, когда Марта узнает о гибели сына, вспоминает, как она любила ребенка, как выхаживала его. Не поверить ей невозможно, настолько глубоко и вместе с тем подробно играет выдающаяся актриса эту сцену. Но окажется, что Джордж с Мартой никогда не имели детей. Они сыграли в игру, что у них есть ребенок. Играли они, судя по всему, в такой театр не раз, но в эту ночь Джордж решил «убить ребенка», наконец, он захотел убить иллюзию и заставить жить себя и Марту в реальности. И, несмотря на то что только-только Марта увела наверх Ника, этого жеребчика, для сексуальных утех, она все-таки признается в своей любви к Джорджу.

В спектакле есть зоны тишины, когда В. Фокин дает право на монологи Джорджу и Марте. Оставаясь наедине с самими собой, они все равно ведут мысленные диалоги друг с другом. Унижая, оскорбляя один другого, устраивая фарс, в котором превращаются даже в двух клоунов, они все равно оказываются глубокими натурами, несчастными, но живущими на полную катушку. Их жестокий театр деморализует окончательно Хани и Ника.

В предрассветное утро, которое видно через окно богатого дома, биолог и его жена побитыми покидают Марту и Джорджа, которые не оставляют иллюзий молодой паре. Ник и Хани выпотрошены правдой бытия. Какими они станут – вопрос, но прежними точно не смогут.

В подборках

10 Гафтов
На самом деле Гафт — один, но у каждого зрителя он свой.
Путешествие из Москвы в Петербург
Валерий Фокин — непревзойденный интерпретатор Гоголя, Достоевского и Кафки.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин