Кто боится Вирджинии Вульф?
Телеспектакль

Кто боится Вирджинии Вульф?

Театр «Современник» на Чистых

Год выхода:
1992
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
146 мин.
В ролях:
Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Александр Кахун
Режиссёры:
Валерий Фокин, Роман Балаян

Это была вторая встреча «Современника» с драматургией Эдварда Олби. Первая состоялась в 1967 году, когда театр с большим успехом поставил спектакль «Баллада о невеселом кабачке». Эту пьесу драматург написал по повести Карсон Маккалерс. Спустя почти двадцать лет американский автор вернулся на сцену «Современника», на этот раз его знаменитая пьеса, имевшая в шестидесятые оглушительный успех на Бродвее и также послужившая сценарием для фильма в Голливуде с Элизабет Тейлор в главной роли, была поставлена в Москве.

Муж и жена, Марта (Галина Волчек) и Джордж (Валентин Гафт), ведут друг с другом свою психологическую войну. Им нужны для этих жестоких игр зрители, они же – участники, таковыми и становятся, не ведая того, Хани (Марина Неелова) и Ник (Александр Кахун).

После университетской вечеринки Марта и Джордж приглашают к себе в дом молодую пару. Марта – дочь ректора, Джордж – преподает историю, но карьера его, несмотря на выгодные родственные связи, не задалась. С первой сцены ясно: Марта несчастна в браке. Помыкая мужем, требуя все время ей налить спиртного, превращая его с нескрываемым презрением в официанта, не выпуская из рук сигареты, она обзывает его свиньей, бездарностью, ничтожеством. Марта – дочь ректора, которая привыкла к привилегиям в университетском городке. Вся пластика актрисы выражает превосходство. Марта остроумна и безжалостна. Поглощая бокал за бокалом, она все больше входит в раж. Джордж не уступает ей, дерзко и столь же безжалостно обзывая ее алкоголичкой, издеваясь над ней, припоминает ее эксцентрические выходки на публике в состоянии сильного опьянения. Однако это только пролог супружеских сцен.

Марте нужны еще и зрители их семейного театра жестокости. Джорджу нужны не столько зрители, сколько участники его игры, те, кто станут жертвами, пока они вместе с Мартой будут играть сцены, погружая всех в психологический кошмар.

Раздается звонок. К ним приходят на рюмочку Ник и Хани, он – молодой амбициозный профессор биологии, она – полная противоположность Марте, послушная жена, серенькая мышка, к лицу которой прилипла угодливая улыбка. Их пригласила дочь ректора! С подобострастным видом, боязливо оступаясь, она входит в дом Марты и Джорджа, даже ни на секунду не представляя, какую ночь ей предстоит пережить.

Деторождение – одна из тем этой пьесы. Марта и Джордж объявляют, что завтра приедет их сын, потому что у него день рождения.
Джордж пеняет весь вечер Марте, что она начала разговор о сыне, однако причину того понимаешь лишь к финалу пьесы. Им в дом приносится телеграмма: как сообщает Джордж, сын погиб в автокатастрофе.

Когда Марта узнает о гибели сына, вспоминает, как она любила ребенка, как выхаживала его. Не поверить ей невозможно, настолько глубоко и вместе с тем подробно играет выдающаяся актриса эту сцену. Но окажется, что Джордж с Мартой никогда не имели детей. Они сыграли в игру, что у них есть ребенок. Играли они, судя по всему, в такой театр не раз, но в эту ночь Джордж решил «убить ребенка», наконец, он захотел убить иллюзию и заставить жить себя и Марту в реальности.

В спектакле Джордж и Марта произносят монологи, в которых продолжают оскорблять друг друга.

Гости покидают дом Марты и Джорджа лишь под утро. Они шокированы ночными событиями и уже иначе смотрят на собственные отношения.

В подборках

10 Гафтов
На самом деле Гафт — один, но у каждого зрителя он свой.
Путешествие из Москвы в Петербург
Валерий Фокин — непревзойденный интерпретатор Гоголя, Достоевского и Кафки.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин