Елена Поленова

Годы жизни: 15 ноября 1850 - 07 ноября 1898
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Елена Поленова начала рисовать еще в девять лет, училась у Павла Чистякова
, Ивана Крамского
и Шарля Шаплена. А в 1880 году она стала первой русской художницей
, которую отправили в заграничную командировку. Затем Поленова руководила мастерской резьбы
в Абрамцеве
, а мебель по ее эскизам украшала многие аристократические гостиные. Также художница писала акварельные пейзажи и жанровые картины маслом, собирала русские народные сказки
и создавала к ним иллюстрации.

Уроки рисования и истории

Елена Поленова. 1890-е годы. Фотография: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Елена Поленова. Жар-птица (фрагмент). Эскиз иллюстрации для английского журнала The Artist. 1897. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Художник Василий Поленов. Рим, Италия, 1884 год. Фотография: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Елена Поленова родилась 15 ноября 1850 года в дворянской семье. Ее отец был чиновником для особых поручений при государственном канцлере, изучал историю и искусство. А мать Мария Воейкова писала детские книги, увлекалась рисованием и брала уроки живописи у художника Карла Брюллова
. Поленова стала младшей из пяти детей. Детство она провела в родовом имении Имоченцы в Карелии
. Мама учила детей рисовать, а в 1859 году к ним пригласили преподавателя — студента Академии художеств
Павла Чистякова
. Он и заметил, как одарена девятилетняя Елена Поленова, а также ее старший брат — в будущем известный художник Василий Поленов
.
На лето дети уезжали к бабушке Вере Воейковой в усадьбу Ольшанка в Тамбовской губернии. Она часто рассказывала внукам сказки, учила их российской истории. «Заставляла их рисовать генеалогические таблицы русских князей, причем имя хорошего, доброго князя раскрашивалось золотом, имя князя храброго — красной краской, а плохого — черной», — писал искусствовед Андрей Сомов. Поленова любила историю и потом продолжала заниматься ею с отцом. Кроме того, она увлекалась математикой, правом, геологией, литературой, читала труды Чарльза Дарвина и Иммануила Канта.

Образование и первая любовь

Елена Поленова. Эскиз орнамента. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Елена Поленова. Татарник на фоне голубого неба. Ольшанка (фрагмент). Конец 1870–начало 1880-х. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Елена Поленова. Лилия (фрагмент). Рисунок для вышивки. Начало 1890-х. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Елена Поленова не могла учиться в Академии художеств: женщин туда не принимали. Поэтому в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там ее наставником был Иван Крамской
. В 1869 году художница поехала в Париж. Там она брала уроки у французского живописца Шарля Шаплена. Он говорил Поленовой: «У вас есть талант… В вас есть содержание, что еще больше, но вы не владеете техникой дела, и вот чем вы должны стремиться овладеть». Через год художница вернулась и приступила к занятиям в частной мастерской Павла Чистякова.
А в 1874 году Елена Поленова поехала в Киев к старшей сестре Вере Хрущовой. Та преподавала в Институте благородных девиц, в котором ее муж был директором. В 1860–70-х годах считалось, что девушка из хорошей семьи должна посвятить себя общественному служению. Поэтому Елена Поленова решила тоже получить педагогическое образование и пошла на Высшие женские курсы в Петербурге. Она писала: «Готовилась всего одну неделю и, понятное дело, провалилась на Законе Божием. Теперь буду серьезно готовиться, а то без диплома как-то оно выходит, точно из милости берут тебя…»
В 1875 году Поленова все же получила диплом домашней учительницы истории. Через два года началась Русско-турецкая война, и Елена Поленова вновь поехала в Киев. Вместе с сестрой она преподавала в школе, работала в госпитале и посещала женские медицинские курсы.

В Киеве Елена Поленова познакомилась с врачом Алексеем Шкляревским. Он был профессором кафедры медицинской физики Киевского университета и интересовался искусством. Молодые люди хотели пожениться, но семья Поленовой выступила против их брака, так как Шкляревский был недостаточно высокого происхождения. Мать Поленовой спешно увезла дочь в Баден-Баден и расстроила свадьбу. После этого, по воспоминаниям друзей, Поленова стала замкнутой и холодной. Она решила посвятить оставшуюся жизнь общественной деятельности и вернулась к искусству.

Первая русская художница-пенсионерка

Елена Поленова. Крыши Парижа (фрагмент). 1870-е. Частное собрание
Елена Поленова. Студентки-анатомички (фрагмент). 1870-е (?). Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Елена Поленова. Аквилегии (фрагмент). 1870–90-е (?). Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
В 1878 году Поленова снова поступила в школу Общества поощрения художеств — одновременно в два класса: акварельный и керамический. На экзамене она получила большую серебряную медаль за керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» по рисунку Вячеслава Шварца. Художнице предложили поехать в командировку в Европу, чтобы изучать керамическое искусство там. «Какой скандал, Вася, — писала Поленова старшему брату в 1880 году. — Меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.».
В Париже Елена Поленова совершенствовалась в эмали и живописи по керамике. Она училась изготавливать цветную глазурь у французского керамиста Жозефа Теодора Дека и осваивала новые техники в Парижской керамической мастерской русских художников, а в свободное время писала акварельные этюды с натуры. В конце 1880 года художница вернулась в Петербург и создала в школе при Обществе поощрения художеств свой класс майолики.

«Абрамцевский кружок» и акварельные пейзажи

Елена Поленова. Ромашки (фрагмент). 1880-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Елена Поленова. Цветы (фрагмент). Вторая половина XIX века. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Елена Поленова. Рабочий момент (фрагмент). Этюд. 1881–1883. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ
В 1878 году у Поленовой умер отец, еще через три года скончалась сестра. И в 1882-м художница вместе с матерью переехала в Москву к Василию Поленову
. Вместе с братом она стала часто бывать в Абрамцеве
 — загородном поместье мецената Саввы Мамонтова
. Там собирался «абрамцевский кружок»: известные художники, музыканты, театральные актеры и режиссеры того времени. Они занимались живописью, читали вслух, музицировали и ставили любительские спектакли. Поленова писала: «Собственно прелесть и польза этих собраний не в том, что на них производится, а именно то, что собираются люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важнее самой работы».
Абрамцево стало источником вдохновения для Поленовой на долгие годы. Художница вновь увлеклась акварельными пейзажами и начала ходить на пленэры с Константином Коровиным
, Валентином Серовым
, Исааком Левитаном
. Художница любила изображать опушки леса, поляны с дикими цветами, тропинки запущенного сада. Она писала: «Виды, а уж особенно грандиозные, мне не по натуре. За душу захватывает лишь своя, хорошо знакомая, природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтических уголках». Также в 1882 году Елена Поленова стала представлять свои акварельные работы на выставках в Петербурге и в Москве, причем среди них были и более ранние пейзажи, написанные в родовых имениях. Чистяков говорил об этих работах: «Ее этюды акварелью сделали бы честь самому пресловутому художнику-мужчине!»

Музей прикладного искусства и резная мебель

Елена Поленова. Эскиз шкафчика. 1897. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Елена Поленова. Стена с дверью (фрагмент). Эскиз интерьера столовой для загородного дома М.Ф. Якунчиковой в Наре Московской губернии. 1897–1898. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Елена Поленова. Эскиз стола («Стол со шкапом») для абрамцевской столярной мастерской (фрагмент). Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова, Хотьково, Московская область
У «абрамцевского кружка» художница также переняла любовь к русской старине. Особенно на нее повлияло общение с Виктором Васнецовым
. В декабре 1883 года Поленова по его эскизам создала костюмы к домашнему спектаклю «Снегурочка»: подобрала материю, крой, отделку и подготовила рисунки для вышивок. Она вспоминала: «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, то есть уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
В Абрамцеве Поленова подружилась с женой мецената Саввы Мамонтова Елизаветой Мамонтовой. Вместе они создали первый в России музей прикладного искусства, ездили по Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и другим губерниям, собирали по деревням предметы быта. ​​Поленова вспоминала: «Вещи, украшенные резьбою, которые нам удавалось находить во время наших поездок: солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи, — мы по возможности покупали; более крупные вещи, как столы, висячие шкапики, божницы, лавки, большею частью не подвесные, а прямо вделанные в стену, составляющие как бы часть внутренней архитектуры избы
, — я зачерчивала или фотографировала»
.
А в 1885 году Елизавета Мамонтова создала в Абрамцеве резчицкую мастерскую
. Ее художественным руководителем стала Елена Поленова. По русским народным мотивам она создавала авторские эскизы мебели и утвари и учила этому крестьянских детей. Уже через три года они становились профессиональными мастерами. Художница поставила перед мастерской условие: не заимствовать формы и рисунки у существующих памятников, а создавать оригинальную деревянную резную мебель в русском народном стиле. «Наша цель — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться», — писала она.
В конце XIX века вошел в моду неоромантический русский стиль. И резные изделия по эскизам Поленовой стали украшать многие аристократические гостиные. Их продавали в специальном магазине на Поварской улице в Москве или изготавливали под заказ.

«Иллюстрировать русские народные сказки — дело большой важности»

Елена Поленова. Иванушка и Жар-птица в саду (фрагмент). Иллюстрация к сказке «Иванушка-дурачок». Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1886–1889. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках» (фрагмент). Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Во время поездок по стране Поленова стала записывать русский фольклор, а потом и создавать к нему акварельные иллюстрации. Художница писала: «Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки
 — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации
передавали поэзию и аромат древнерусского склада»
.
К началу 1889 года Поленова подготовила по четыре иллюстрации к шести сказкам. На многих из них художница изобразила пейзажи Абрамцева. Некоторые тексты Поленова взяла у собирателя фольклора Александра Афанасьева, а некоторые записала сама со слов рассказчиков. Например, «Морозко» ей рассказала пожилая жительница Костромы, а «Избушку на курьих ножках» — грамотный крестьянский мальчик. Сказку «Война грибов» Поленова записала в той версии, которую в детстве слышала от бабушки. Также художница писала, что, когда создавала иллюстрации, «постаралась перенестись в то далекое время, когда, слушая этот рассказ, представляла в лесу миниатюрные поселки, монастыри и города, построенные в грибном масштабе, в котором живут эти удивительные существа».
Однако ни одна типография 80-х годов XIX века не могла воспроизвести красочные акварели Поленовой. При жизни она смогла издать лишь «Войну грибов». Книжку напечатали в черно-белой версии, а затем художница раскрасила ее от руки. «Это изданьице не имело никакого успеха и осталось очень мало распространенным», — писала художница. Но иллюстрации высоко оценил художественный критик Владимир Стасов
.
Затем Поленова поехала в Костромскую губернию и подготовила там еще один цикл сказок с иллюстрациями. Их издали лишь в 1906 году — уже после смерти художницы — под названием «Русские народные сказки и прибаутки, пересказанные для детей и иллюстрированные Е.Д. Поленовой».

Последние годы

Елена Поленова. Иконописная мастерская XVI столетия (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Елена Поленова. Князь Борис перед убиением (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Елена Поленова. В детской (Лиля). 1892. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
В конце 1880-х годов Поленова начала работать масляными красками
. В 1887 году она отправила жанровую картину «Иконописная мастерская XVI столетия» на конкурс в Обществе поощрения художеств в Петербурге и получила вторую премию. Художница писала: «Конечно, это для меня большая радость и очень поощряет меня писать масляными красками. Поэтому у меня в комнате появились холсты, мольберты и вообще стала настоящая мастерская». Кроме того, это картину для своей галереи
приобрел Павел Третьяков
.
Также на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1889 году Поленова представила картину «Шарманщики». Ее оценил Илья Репин
: «Эта такая превосходная вещь, такая сильная, такая правдивая, что, пожалуй, второй такой на выставке нет». После удачного дебюта художница продолжала экспонировать свои жанровые картины на Передвижных выставках. Среди них были «Гости», «Без сил, без денег» и «В детской» — на этом полотне Поленова изобразила себя в детстве.
В 1893 году Поленова оставила мастерскую в Абрамцеве и начала создавать стилизованные под народные узоры орнаменты для вышивок. Их приобретали для своих мастерских Мария Якунчикова и Мария Тенишева
. Например, большое панно «Жар-птица, стерегущая заповедные яблоки» по рисунку Поленовой экспонировали на Всероссийской художественной и промышленной выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде
.
Товарищество художников решило организовать серию бесплатных народно-исторических выставок в провинциальных городах и деревнях России. Разработать программу и найти молодых художников поручили Елене Поленовой. Под ее руководством они должны были написать 71 крупное полотно о древнерусской истории и создать последовательный рассказ в картинках. Поленова помогала художникам выбрать тему и найти литературу. Сама она написала три картины: «Масленица», «Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского» и «Князь Борис перед убиением». Последнее из них художница не успела завершить.
В апреле 1896 года Поленова ехала по крутому спуску к Трубной площади, повозка
налетела на рельсы конки и перевернулась. Она сильно ударилась головой о мостовую и заболела. В 1897 году Поленова начала готовить кустарно-прикладной раздел для Всемирной выставке
в Париже. Однако ​​летом 1898 года художнице стало хуже, она перестала ходить. Скончалась Елена Поленова 7 ноября 1898 года в Москве. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище.
Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и все время шла вперед, и вот, когда талант ее развился и окреп, когда, полная творческих замыслов, она могла бы дать еще много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба ее убивает…
Василий Поленов
Всемирная парижская выставка состоялась в 1900 году уже без Поленовой. Елизавета Мамонтова и Мария Якунчикова получили там золотые медали за резную мебель и вышивки, созданные по эскизам художницы.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна