Мария Тенишева

Годы жизни: 01 июня 1858 - 14 апреля 1928
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Общественный деятель
Содержание
Всю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценатству
она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств
. И везде, где жила — в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, — Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства.

Ученица парижской вокальной школы

Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1896. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Валькирия. Княгиня Мария Тенишева (фрагмент). 1899. Одесский художественный музей, Одесса, Украина
Александр Соколов. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в Петербурге в 1858 году. Ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, поэтому в семье отчима Морица фон Дезена ее не признали. По слухам, ее родным отцом мог быть император Александр II
.
Положение «незаконнорожденной» отражалось на жизни Марии Тенишевой с самого детства. Она получала домашнее образование, не испытывая нужды практически ни в чем, однако была одинока и заброшена. Девочка «беседовала» с живописными полотнами, которые висели в доме ее отчима. Она называла их «друзьями-картинами» и «благородными созданиями».
В 1869 году Мария Тенишева поступила в частную женскую гимназию Марьи Спешневой — первую в России гимназию, в которой обучение велось по программам мужских реальных училищ. Поначалу, избавившись от давления матери, она училась рассеянно, постоянно шалила, но позже увлеклась русской историей, естественными науками и иностранными языками.
В 1876 году Тенишева окончила гимназию и вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева. Через год у нее родилась дочь. Однако брак не был счастливым — Тенишева называла его «душной скорлупой». Спустя пять лет несчастной семейной жизни она тайно уехала в Париж вместе с дочерью и верной служанкой Лизой Грабкиной. У Марии Тенишевой был красивый голос, и она мечтала о специальном образовании. В Париже беглянка записалась в вокальную школу Матильды Меркези. Опьяненная свободой и культурной жизнью французской столицы, она посещала уроки пения и итальянского языка. Тенишева познакомилась с известными деятелями культуры того времени — Марией Савиной, Иваном Тургеневым
, Антоном Рубинштейном
и Константином Маковским
, который написал ее первый портрет.
Через год Марии Тенишевой пришлось вернуться в Россию. В этот период муж забрал у нее дочь, у самой Тенишевой начались материальные проблемы. Она поселилась в имении Талашкино Смоленской губернии со своей подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской. Этот «типично русский уголок», как она запишет позже, вернул Марии Тенишевой «надежды и любовь к жизни». Однако осенью того же года она вновь уехала в Париж: продолжать учебу у Меркези.
В столице Франции Марии Тенишевой предложили турне по Европе, однако та отказалась: «Пение? Это — забава… Не этого хочет моя судьба». Все свободное время она проводила с Екатериной Святополк-Четвертинской. Подруги гуляли и ходили по музеям. Мария Тенишева заинтересовалась старинным искусством эмали, начала брать уроки рисования в Лувре — у художника Габриэля Жильбера.
Весной 1885 года она вновь вернулась в Россию. После нескольких лет двусмысленного положения в обществе муж дал ей развод. Дочь он отдал в закрытый пансион. Тенишева снова поселилась в Талашкино — здесь они с Екатериной Святополк-Четвертинской открыли Школу грамоты для крестьянских детей.

Петербургская студия-мастерская и провинциальные «Русские Афины»

Александр Куренной. Илья Репин в имении Талашкино. 1896. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
Константин Коровин. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1899. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Смоленск
Константин Коровин. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1899. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Смоленск
Спустя три года Мария Тенишева уехала в Москву, чтобы изучать русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Она познакомилась с Константином Станиславским
и сыграла в его благотворительном спектакле. А позднее отправилась в Петербург, где продолжила свое самообразование, посещая уроки рисования.
В столице на одном из светских приемов Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым. Начав свой путь техником железнодорожных путей, он стал крупным предпринимателем, которого за энергичность и деловитость прозвали «русским американцем». К тому времени он был не только состоятельным промышленником, но и крупным меценатом, автором книг по агрономии, этнографии.
В 1892 году Мария Тенишева вышла за князя замуж. С этого момента она начала активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил Вячеслав Тенишев, княгиня открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб. В 1894 году Мария Тенишева и Святополк-Четвертинская выкупили у разорившейся помещицы хутор Фленово — неподалеку от Талашкино. В объединенном имении открыли сельскохозяйственную школу.
На зиму супруги переезжали в Петербург. В их доме на Английской набережной собирались известные деятели культуры — Илья Репин
, Виктор Васнецов
, Михаил Врубель
, Петр Чайковский
. В 1895 году у себя дома княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств
, которой в то время руководил Репин. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков
, но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей
. В марте 1898 года Мария Тенишева стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки мирискусников. Все свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама.
В провинциальном культурном центре Тенишевых — «Русских Афинах», как называли имение современники, — кипела жизнь. Там существовал свой оркестр русских народных инструментов и даже театр
. В начале ХХ века Мария Тенишева решила построить во Фленово храм. В конкурсе на лучший проект победил план Сергея Малютина и Ивана Барщевского. Работы начались в 1901 году, и к 1903 году внутренней отделкой и росписью отстроенного храма Святого Духа стал заниматься близкий друг семьи Николай Рерих
.
«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед»
Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»
В 1903 году супруг Марии Тенишевой серьезно заболел и вскоре скончался. Вместе со Святополк-Четвертинской княгиня отправилась в поездку по городам России — Владимиру, Суздалю, Костроме, Угличу
, Новгороду
. Во время путешествия дамы скупали старинные произведения искусства. Для выставки собранных работ в Смоленске заложили фундамент музея «Русская старина».

«Мини-Талашкино» под Парижем

Валентин Серов. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1898. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Смоленск
Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. Этюд. 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Смоленск
Прервала деятельность Тенишевой революция 1905 года. Начались волнения в ее школах, забастовки в рабочих мастерских. Горели целые деревни.
«Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. <…> Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа — и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц»
Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»
Княгиня приняла тяжелое решение — закрыть школу, приостановить все работы и переехать со Святополк-Четвертинской в Париж. Два следующих года, чтобы сберечь коллекции Тенишевой, их постепенно вывозили из России. Пристанище в Париже стали называть «мини-Талашкино». Как и раньше, Мария Тенишева изучала эмаль и начала записывать свои наблюдения в виде исследовательской работы.
В 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское. В дополнение к выставке Сергея Дягилева
и готовящимся Русским сезонам, Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.
В 1908 году подруги, тосковавшие по родине, вернулись в Россию. За два с половиной года Талашкино пришло в запустение. В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа…». Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске. В Талашкино вновь собирались друзья: Игорь Стравинский
и Николай Рерих работали там над балетом «Весна священная». В 1912 году Тенишевский музей в Смоленске посетил Николай II
.
С началом Первой мировой войны
работы по обустройству Талашкино прекратились. В Смоленске Мария Тенишева открыла лазарет для раненых. Сама княгиня работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую защитила в 1916 году. Однако военная обстановка сказывалась на ее эмоциональном состоянии.
В 1918 году княгини Тенишева и Святополк-Четвертинская через Крым выехали во Францию. Небольшая вилла в местечке Воскрессон под Парижем снова стала русским культурным центром, в который приезжали деятели искусства. Княгиня по-прежнему тяжело переживала разлуку с Россией. Она начала писать мемуары, которые позже опубликовала Екатерина Святополк-Четвертинская.
Марии Тенишевой не стало в 1928 году. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. Каменное надгробие на ее могиле выполнил Иван Билибин
.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна