Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба значительно моложе других народных промыслов. Она зародилась в конце XIX — начале ХХ века в Абрамцево — имении мецената Саввы Мамонтова. Столярно-резчицкую мастерскую, где обучали тонкостям кудринки, основали художник Василий Поленов и его сестра Елена. Читайте краткую историю абрамцево-кудринской резьбы на портале «Культура.РФ».
«Кудрявый» узор молодого промысла
![Илья Репин. Автопортрет. 1878. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/e105183a-8b7a-57c6-b6ea-1c927e03974e/t_average/ilya-repin-jpg.png)
![Елена Поленова. 1874. Фотография: bellezza-storia.livejournal.com](https://cdn.culture.ru/images/9b1ee314-024d-5863-8b3c-d0331272b114/t_average/elena-polenova-jpg.png)
![Илья Репин. Портрет Василия Поленова. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/62927339-84b0-5a5b-ab88-90deb64eb8ec/t_average/vasilii-polenov-jpg.png)
В 1882 году в Абрамцево гостили Илья Репин и Василий Поленов. Во время прогулки они нашли резную подкарнизную доску с затейливым растительным орнаментом. В том же году художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила сестра Поленова — Елена. Для обучения набирали крестьянских детей из окрестных сел — Хотьково, Репихово, Ахтырки, Кудрино.
В абрамцевской мастерской обучали не только резьбе по дереву. Елена Поленова преподавала ученикам основы рисунка и композиции, историю живописи, сама создавала эскизы для новых изделий. Все уроки были бесплатными, а после обучения ученикам дарили набор инструментов.
У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Елена Поленова
Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино, из которого были родом многие резчики абрамцевской мастерской, и от «кудрявого» узора, который стал его главной особенностью. Плавные, закругленные орнаменты напоминали ветви растений, птичьи перья или завитки. Часто среди растительных элементов мастера изображали птиц или животных, но их силуэты были подчеркнуто условными, с минимальным количеством деталей. Кудринкой украшали предметы обихода — шкатулки, бочонки, деревянные ковши, даже шкафы и сундуки. Чтобы сделать узор более выразительным, мастера ошкуривали готовое изделие, пользовались морилками или красителями. Однако все эти способы должны были подчеркивать природную текстуру древесины, а не скрывать ее.
Школа Василия Ворноскова
![Василий Ворносков. Коробочка-марочница «Заяц». 1900-е. Фотография: meshok.net](https://cdn.culture.ru/images/d31779b6-e472-53f4-a1f7-0597024e8949/t_average/zayac-jpg.png)
![Василий Ворносков. Скульптура «Дятел». 1900-е. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва](https://cdn.culture.ru/images/56cb8e5c-e5e8-5c34-a0ba-8ea7d3eaa246/t_average/ptichka-jpg.png)
![Василий Ворносков. Коробочка-шкатулка «Зимородки». 1900-е. Фотография: meshok.net](https://cdn.culture.ru/images/cf5e93d7-7b29-5666-a2cc-bf20b4ed576d/t_average/dva-dyatla-jpg.png)
Один из самых известных выпускников абрамцевской мастерской — крестьянин Василий Ворносков. Он создавал резные шкафы и полочки, шкатулки и рамы для картин. Но лучшими его работами считались украшенные кудринскими узорами ковши, вазы и блюда. Ворносков участвовал в выставках декоративно-прикладного искусства за границей — в Милане, Париже, Чикаго. Его работы занимали призовые места на международных конкурсах. В России мастер стал первым крестьянином, чьи работы были представлены на персональной выставке. Она прошла в 1908 году в Московском кустарном музее. Главным экспонатом был четырехметровый деревянный ковш, целиком покрытый резьбой.
Читайте также:
В 1906 году мастер основал столярно-резчицкую школу. В ней учили не только основам ремесла, но и грамоте: на уроках читали произведения Ивана Тургенева, Николая Гоголя, Антона Чехова. В 1914 году молодых мастеров призвали на военную службу, и школу пришлось закрыть. Ворносков обучал резьбе и своих детей: все семеро сыновей и дочь мастера стали виртуозными резчиками.
Одна из самых известных работ Василия Ворноскова — оформление входа на Выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Мастер выполнил ее в 1936 году. Эскизы входной группы создавал его сын — тоже Василий. Это единственное произведение монументального искусства, выполненное в технике абрамцево-кудринской резьбы.
Музей кудринки и фабрика резных изделий в Хотьково
![Абрамцево-кудринская резьба на тарелках. Фотография: obiskusstve.com](https://cdn.culture.ru/images/9858d66a-d3d8-52d3-aa63-661b4cb6bb49/t_average/1-1-png.png)
![Абрамцево-кудринская резьба на тарелках. Фотография: obiskusstve.com](https://cdn.culture.ru/images/4dee8365-92f0-5b49-b6bf-0912ca3dbea3/t_average/1-3-png.png)
![Абрамцево-кудринская резьба на тарелках. Фотография: obiskusstve.com](https://cdn.culture.ru/images/c94b4088-7ac4-57f7-a8f2-66736f5dcff9/t_average/1-2-png.png)
Традиции кудринки сохранили на Хотьковской фабрике резных художественных изделий. Она появилась в середине ХХ века, когда разрозненные артели мастеров-резчиков объединились в одно производство. На фабрике изготавливают резные декоративные изделия из кости, рога, твердых пород дерева. Тонкостям кудринской резьбы обучают в художественно-промышленном колледже имени Виктора Васнецова, который находится там же, в Хотьково.
С 1982 года в городе работает отдел художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево». Его экспозиция связана с историей абрамцево-кудринского промысла: в ней представлены резные изделия, эскизы узоров, документы и фотографии. В собрание Абрамцевского музея также входят работы Елены Поленовой, изделия Абрамцевской мастерской и предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Смотрите также