Михаил Ларионов

Годы жизни: 03 июня 1881 - 10 мая 1964
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
В творчестве Михаила Ларионова было несколько ярких этапов. Он начинал свой путь как художник-импрессионист, позже увлекался примитивистским и народным искусством, а затем создал новое авангардистское направление в живописи — лучизм. Валентин Серов
называл Ларионова «самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения».

Импрессионист-бунтарь

Михаил Ларионов. Сад весной (Весенний пейзаж) (фрагмент). 1904. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Михаил Ларионов. Акации весной (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов. Розовый куст после дождя (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов родился в 1881 году в Тирасполе — городе в Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. В 1891 году семья переехала в Москву, где Ларионов спустя семь лет начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
.
В те годы Ларионова увлекали популярные течения европейской живописи, особенно импрессионизм. Летом он возвращался в родной город. Здесь молодой художник часто писал с натуры, особенно любил он виды сада в родительском доме. Именно в Тирасполе Ларионов создал свои лучшие импрессионистические произведения, например «Розовый куст после дождя» и «Акации весной». На полотне «Розовый куст после дождя» Ларионов мазками стремился передать поток солнечных лучей, их блеск на мокрых от дождя цветах. Художественный критик Николай Пунин писал об импрессионистических работах Ларионова: «Первое, что обращает на себя внимания… это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности».
В училище Михаил Ларионов зарекомендовал себя как смелый реформатор. Он часто противоречил начальству, пренебрегал установленными нормами, дисциплина и жесткие рамки его тяготили. Его даже отчислили из-за конфликта с преподавателями. Как писал искусствовед Глеб Поспелов, Ларионов вместе с группой студентов протестовал против того, что «самая терпимая московская школа облекается в казенный мундир». Однако позже его восстановили в учебе, и в 1910 году он получил диплом. В училище Ларионов познакомился с художницей Наталией Гончаровой
, которая стала его спутницей жизни, другом и коллегой.

Примитивизм и полотна солдатской серии

Михаил Ларионов. Парикмахер. Около 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1909. Галерея Альбертина, Вена, Австрия
В 1910 году Михаил Ларионов стал одним из организаторов скандальной выставки представителей раннего авангарда «Бубновый валет». Но художник достаточно быстро отделился от этой группы и организовал собственную выставку с еще более эпатажным названием — «Ослиный хвост». В этот период Ларионов интересовался примитивизмом: художники этого направления сознательно упрощали свои картины, обращались к детским рисункам, первобытному или средневековому творчеству. Участники объединения «Ослиный хвост» особенно вдохновлялись народным искусством: лубочными картинками
, промыслами, лаконичными вывесками городских лавок и кафе.
«Наши изумительные иконы — это мировые венцы христианского религиозного искусства, наши старые лубки, северные вышивки, каменные бабы, барельефы на просфорах, на крестах и наши старые вывески. Здесь столько нового, никем не тронутого»
Сергей Бобров, русский поэт, художник, футурист. Выдержка из книги «Основы новой русской живописи» 1911 года
В 1907–1912 годах Ларионов писал картины на темы провинции и солдатской жизни. Черты примитивизма проявлялись в нарочитом упрощении сюжетов, нарушении пропорций, ярких красках. Однако, несмотря на стиль, полотна не были лишены авторской идеи: в наивных на первый взгляд сценах из повседневной жизни часто бывало скрыто «двойное дно». Например, на картине «Офицерский парикмахер» живописец изобразил самодовольного офицера и услужливого парикмахера, который напоминает официанта. Над головой клиента — маленького и безвольного — нависли огромные ножницы.
В полотне «Отдыхающий солдат» воплотилась вся примитивистская концепция Ларионова. Когда художник работал над полотном, он часто ездил на лагерные сборы и наблюдал, какие надписи или рисунки делают в свободную минуту солдаты на заборах и стенах. В картине Ларионов нарушает все неписаные правила живописи тех лет: его персонаж лежит в неестественной позе с «изломанными» ногами; среда, в которой он находится, лишена искусственной эстетики, украшательства, изображена во всей ее обыденности, а сама картина написана крупными грубыми мазками без проработки мелких деталей.
«С солдатскими сюжетами в искусство Ларионова входила уже не только провинциальная улица, как это было в вещах предыдущих лет, но вся низовая и грубая стихия российской социальной жизни. «Солдатские темы» все весомей внедрялись тогда в действительность предреволюционной России… Такие мотивы могли задеть и ошарашить зрителя уже одной непосредственной связью с живой повседневностью»
Глеб Поспелов, искусствовед

Лучизм и декорации к Русским сезонам

Михаил Ларионов. Дерево (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов. Эскиз с группой танцоров и маской на полу к балету Леонида Мясина «Полуночное солнце» на музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка». Труппа «Русский балет Дягилева», 1915 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов. Шампанское и розы. 1928. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Третий период в творчестве художника связан с разработанной им теорией лучизма. В ранних полотнах этого этапа еще присутствовали очертания предметов — их словно образовывали лучи, которые отражались от разных объектов, — а позже Ларионов стал создавать абстрактные работы. В них господствовало стихийное начало и игра острых цветовых полос, которые пересекались, сплетались, расходились в разные стороны и вновь сбивались в пучки, рождая яркие фантазийные картины.
«То, что ценно для всякого любителя живописи, в лучистой картине выделяется наивысшим образом — те предметы, которые мы видим в жизни, не играют никакой роли (исключая реалистический лучизм, где предмет служит точкой отправления), то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть выявлено — комбинация цвета, его насыщенность, фактура; на всем этом, кто интересуется живописью, может сосредоточиться всецело…»
Михаил Ларионов
Во время Первой мировой войны
Михаила Ларионова призвали на службу. После полученного ранения в 1915 году он поселился во Франции, где и прожил всю оставшуюся жизнь.
В Париже вместе с Наталией Гончаровой он создавал декорации и костюмы для Русских сезонов Сергея Дягилева
. Это была настоящая визитная карточка антрепризы. Балеты были известны своим оформлением — изысканными авангардными костюмами и декором. После смерти Сергея Дягилева в 1929 году Ларионов стал меньше заниматься живописью. У него появилось новое увлечение: он собирал произведения искусства для состоятельных клиентов. А сам по-прежнему увлекался русским лубком и коллекционировал китайскую графику. В живописи он вернулся к предметному искусству и эстетике импрессионизма и примитивизма: писал уличные сценки и натюрморты.
В 1955 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова официально стали мужем и женой
. Однако спустя семь лет художницы не стало. Ларионов вскоре женился на Александре Томилиной, своей старой знакомой, служащей одной из французских библиотек. После его смерти в 1964 году Томилина проводила выставки Ларионова и Гончаровой в Европе и Америке и организовала первую после их эмиграции экспозицию в Москве в 1980 году. Она унаследовала парижские полотна и архив Ларионова и Гончаровой. Томилина передала часть коллекции и архива в СССР, в 1980-х годах картины и документы поступили в Третьяковскую галерею
, как того хотели художники.

Основное изображение: Собрание Александры Томилиной-Ларионовой, Париж, Франция
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна