Галина Вишневская

Годы жизни: 25 октября 1926 - 11 декабря 2012
Страна: СССР
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
На написание стихотворения «Слушая пение»
Анну Ахматову
вдохновил голос Галины Вишневской. О судьбе певицы рассказал в опере «Галина» французский композитор Марсель Ландовски. В ее жизни было всё: нищета и слава, предательство и великая любовь, изгнание и триумфальное возвращение.

Галька-артистка

Галина Вишневская у рояля в своем кабинете. Москва, 1959 год. Фотография: Давид Шоломович / Российский национальный музей музыки, Москва
Галина Вишневская в роли Лизы в опере Петра Чайковского «Пиковая дама». Большой театр СССР, Москва, 1960–1970-е годы. Фотография: Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского», Воткинск, Удмуртская Республика
Галина Вишневская. Москва, 1971 год. Фотография: Владимир Савостьянов и Александр Коньков / Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Будущая примадонна Галина Иванова родилась в Ленинграде в семье рабочих. Родители вскоре разошлись, и девочку воспитывала бабушка Дарья. Детство будущей певицы прошло в Кронштадте. За музыкальность и артистизм ее еще в школе прозвали Галькой-артисткой. Великую Отечественную
14-летняя Галина встретила в Эстонии, где гостила у отца: «…это было и не отступление, а просто паническое бегство. Остановились и опомнились уже в Торжке. Так началась для меня война. Так кончилось мое детство». Вернувшись в Кронштадт, девочка оказалась в числе почти трех миллионов блокадников — жителей Ленинграда и пригородов
. В феврале 1942 года умерла бабушка Дарья.
Галину спасли женщины, искавшие еще живых по домам и квартирам. Пятнадцатилетняя девушка попала в отряд местной противовоздушной обороны, работала наравне со взрослыми, а по вечерам пела в самодеятельности. К этому времени обладательница звонкого чистого сопрано уже решила: она будет певицей. В 1943 году после прорыва блокады Галина уехала в Ленинград, училась в музыкальной школе, а вечерами работала помощником осветителя в ДК.
«И вот я впервые сижу в зале Михайловского театра
и слушаю «Пиковую даму» Чайковского
<…> То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику — объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды»
Галина Вишневская. «Галина: История жизни»
В 1944 году Галина Иванова вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. Скоропалительный брак распался через два месяца, но звучную «сценическую» фамилию Галина сохранила. В том же году Вишневская устроилась в Ленинградский областной театр оперетты, который колесил по разрушенной войной стране. Однажды на гастролях Галина, знавшая наизусть весь репертуар, спасла спектакль: заменила заболевшую певицу. Так из хора она попала в солистки.
После войны Вишневская стала выступать на эстраде. Ее увлечение оперой началось со знакомства с Верой Гариной, педагогом по вокалу. До революции Гарина выступала в Европе, училась у венской примадонны Паулины Лукки. «Лукка была поющей актрисой», — отмечал музыковед Абрам Гозенпуд. — «Знатоки находили, что в ее вокальной технике много недостатков, что в этой области она не может соперничать с Патти и Нильсон <…> Но точно так же Патти и Нильсон не могли сравняться с Луккой в драматической силе передачи партии, не говоря о диапазоне ее творческой индивидуальности». Век спустя так же характеризовали дарование оперной «внучки» Паулины Лукки — Галины Вишневской.
В 1952 году 25-летняя певица почти случайно попала на прослушивание в стажерскую группу Большого театра
 — так бывшая эстрадная и опереточная артистка стала солисткой главного театра СССР. Все могло сложиться иначе, узнай руководство, что отец Вишневской, бросивший ее в детстве, был осужден как «враг народа».

«Нокаут в глаза и в уши»

Галина Вишневская в роли Татьяны в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Большой театр СССР, Москва, XX век. Фотография: <a href="https://2011.bolshoi.ru/persons/people/2446/" target="_blank">bolshoi.ru</a>
Галина Вишневская в роли Лизы (слева) в опере Петра Чайковского «Пиковая дама». Большой театр СССР, Москва, XX век. Фотография: <a href="https://2011.bolshoi.ru/persons/people/2446/" target="_blank">bolshoi.ru</a>
Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой в опере Сергея Прокофьева «Война и мир». Большой театр СССР, Москва, 1966 (?) год. Фотография: <a href="https://2011.bolshoi.ru/persons/people/2446/" target="_blank">bolshoi.ru</a>
Первыми партиями Галины Вишневской в Большом театре были Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского (кстати, голос молодой Вишневской в этой партии можно услышать в фильме «Евгений Онегин» 1958 года) и Леонора в «Фиделио», первой постановке этой оперы в СССР. Над обеими ролями певица работала с режиссером Борисом Покровским
, который создавал новый театр, основанный на принципах Станиславского
, — в противовес клише, которыми за столетия оброс условный по своей природе оперный жанр.
Главный дирижер Большого театра Александр Мелик-Пашаев посвятил молодую солистку в музыкальные тонкости профессии. Под его руководством она спела свои лучшие роли: Аиду Джузеппе Верди, Баттерфляй Джакомо Пуччини, Купаву в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова
, Наташу Ростову в «Войне и мире» Сергея Прокофьева
, Лизу в «Пиковой даме» Петра Чайковского и многие другие.
«Она откуда-то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал. <…> Как будто кто-то свыше для проверки нашего художественного чутья и справедливости заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными музыкально-вокальными данными… с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и ядовито-дерзкой правдой на устах»
Борис Покровский
В 1959 году Галина Вишневская впервые отправилась на гастроли в США. Как вспоминала сама певица, американцы не ожидали увидеть коммунистку — светскую даму. Ее выступление назвали «нокаутом в глаза и в уши». Западные критики на протяжении всех последующих лет искали корни ее драматизма в романах Достоевского и «великом русском немом кино
». Галине стали поступать предложения из зарубежных театров, но такие решения принимали в Союзе не артисты, а Министерство культуры, поэтому выступления Вишневской за рубежом не были систематическими.
В 1955 году после четырех дней знакомства певица вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича
. Брак оказался счастливым, у артистов родились две дочери — Ольга и Елена. «Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу, мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов… Сюрпризом оказалось то, что он — большой музыкант, а я — хорошая певица», — писала Вишневская. Их тандем был еще и творческим: она пела, он аккомпанировал на рояле. В камерном жанре незаменимым оказался эстрадный опыт Вишневской, когда без декораций и костюмов за несколько минут она погружала слушателя в воображаемый мир.
В тембр голоса Галины Вишневской были влюблены видные композиторы той эпохи. Вокальные циклы и симфонические произведения для нее писали Борис Чайковский, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Марсель Ландовски. Особое место в репертуаре Вишневской занимала музыка Дмитрия Шостаковича
 — близкого друга семьи. Для Галины он написал партию сопрано в 14-й симфонии, вокальные циклы на стихи Александра Блока
и Саши Черного
, оркестровку «Песен и плясок смерти» Модеста Мусоргского
. Выдающийся дирижер Герберт фон Караян отзывался о фильме «Катерина Измайлова» по произведению Шостаковича с Вишневской в главной роли как о лучшей экранизации оперы. В 1971 году Караян выпустил запись «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, где партию Марины Мнишек исполнила Галина Вишневская.

Изгнание и возвращение

Галина Вишневская в роли Кручининой в художественном фильме Александра Белинского «Провинциальный бенефис». Санкт-Петербург, 1993 год. Фотография: Ж. Блинова (?) / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Галина Вишневская во время выступления. Москва, 1960-е годы. Фотография: Н.Г. Гранов / Российский национальный музей музыки, Москва
Галина Вишневская с мужем — пианистом и композитором Мстиславом Ростроповичем и с дочерьми Олей и Леной у себя дома. Москва, 1959 год. Фотография: Давид Шоломович / Российский национальный музей музыки, Москва
В 1970 году Мстислав Ростропович написал открытое письмо редакторам главных советских газет в защиту опального писателя Александра Солженицына
. За двенадцать лет до этого, в разгар травли Бориса Пастернака
, Галина Вишневская отказалась подписывать письмо творческой интеллигенции против писателя. Правительство начало чинить препятствия к выступлениям Ростроповича за рубежом и в СССР. Вишневская продолжала работать в Большом, но ее перестали упоминать в СМИ. В 1974 году супруги добились разрешения выехать из СССР в «творческий отпуск», и спустя несколько лет их лишили советского гражданства. Вернули его только в 1990 году — с этого времени артисты стали регулярно бывать в России.
В годы вынужденной эмиграции семья жила в США, Франции, Великобритании. Вишневскую приглашали работать крупнейшие театры. Одной из заметных ее работ того периода стала Леди Макбет в «Макбете» Джузеппе Верди, исполненная на Эдинбургском фестивале. В 1982 году певица приняла решение покинуть оперную сцену, дав серию спектаклей «Евгений Онегин» в парижской Гранд-опера. «Мне приятно думать, что после 30 лет карьеры я смогла спеть роль, с которой дебютировала в Большом, и спеть ее хорошо», — сказала она позже в одном из интервью. Творческое долголетие действительно редко встречается в опере, и тем удивительнее, что Вишневская покинула сцену на пике формы. «Лучше уйти на несколько лет раньше, чем на день позже», — любила повторять она.
В 1984 году вышла автобиографическая книга певицы «Галина: История жизни» на английском языке. В России ее впервые издали в 1991 году. В 1993 году вышел фильм «Провинциальный бенефис» по пьесам Александра Островского
, где Галина Вишневская исполнила главную роль. На сцене МХАТа им. Чехова
она играла Екатерину II
в спектакле «За зеркалом». Специально для Вишневской Александр Сокуров
написал сценарий фильма «Александра», который зрители увидели в 2007 году.
В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской
, где начинающие исполнители получают последипломное образование.
«Я — русская женщина, русская певица, и считаю своим долгом передать именно русским оперным певцам то, что я знаю, то, чему меня научили мои незабвенные учителя», — говорила она. С 2006 года проводится Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской — еще одна возможность для молодых певцов заявить о себе.
Галины Вишневской не стало 11 декабря 2012 года. Ее преемницей в руководстве многими проектами стала дочь Ольга Ростропович.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна