История советских пластинок: 8 альбомов-бестселлеров

В апреле 2024 года отмечает свое 60-летие «Мелодия» — единственный лейбл звукозаписи в Советском Союзе. К этой дате музыкальный журналист Денис Бояринов и автор просветительских курсов о музыке Ляля Кандаурова выпустили книгу «Фирма. 100 пластинок «Мелодии». «Культура.РФ» с некоторыми сокращениями публикует истории восьми знаковых пластинок, которые были популярны у советских слушателей.
Владимир Маковский. Слушают граммофон (фрагмент). 1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Владимир Маковский. Слушают граммофон (фрагмент). 1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Николай Римский-Корсаков. «Снегурочка» / 1949

Автор: Ляля Кандаурова
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
История знаковых записей «Снегурочки» — трогательной, мистической оперы-сказки Римского-Корсакова — начинается еще в «домелодийную» эру. В августе 1943 года труппа Большого возвращалась в Москву из эвакуации; Самуил Самосуд — главный дирижер театра — предложил Кириллу Кондрашину, которому не исполнилось еще и тридцати, выбрать себе спектакль, и тот остановился на «Снегурочке», желая изучить эту партитуру. Получив ноты, Кондрашин увидел в них отметки Вячеслава Сука, который дирижировал «Снегурочкой» с 1907 по 1927 год, причем с 1911‑го — канонической постановкой, принадлежавшей Владимиру Лосскому. То был условный, сказочный спектакль: Лосский ставил «Снегурочку» как притчу о величественной гармонии непознаваемых сил природы.
Художником постановки был Константин Коровин. <…> Постановка 1943 года была реконструкцией спектакля Лосского 30-летней давности, который воспринимался уже как ортодоксальный. Состав артистов был звездным: на записи спектакля, сделанной в 1949 году, Весну поет Надежда Обухова, Леля — Мария Максакова, Мороза — любимец Сталина, бывший дьякон, бас Максим Михайлов. <…> Эту запись часто называют неприступной вершиной в дискографии «Снегурочки», «Мелодия» издала ее в 1970‑х. Гордостью спектакля были Сергей Лемешев в роли Берендея и Снегурочка — пленительная 25-летняя Ирина Масленникова, получившая эту роль вскоре после того, как она поступила в театр.

Петр Чайковский. «Евгений Онегин» / 1956

Автор: Ляля Кандаурова
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Случилось так, что для двух главных звезд на этой записи — Сергея Лемешева и Галины Вишневской — роли в «Евгении Онегине» Чайковского стали точкой входа в профессию оперного певца, а десятилетиями позже — эпилогом ослепительных карьер и прощанием со сценой. «У меня есть самый любимый, самый близкий мне друг — Ленский. В Ленском я впервые вышел на сцену зимой 1925 года, в студии Станиславского», — писал Лемешев в своих мемуарах «Путь к искусству». В ноябре 1965 года, когда великому тенору было 63 и он, по собственному выражению, «по возрасту уже годился Ленскому почти в дедушки», он спел свой юбилейный спектакль в этой роли. «500-е выступление в роли Ленского народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Сергея Яковлевича Лемешева» — гласила афиша Большого. «Так пушкинским героем начался и завершился круг моей сорокалетней работы на сцене», — продолжает Лемешев в воспоминаниях, созданных в 1968 году, не зная о том, что ставит точку в своей «дружбе» с героем Чайковского слишком рано. Семь лет спустя, 30 июня 1972‑го, на праздновании в Большом своего юбилея, великий тенор исполнил роль Ленского действительно в последний, 501‑й раз. За дирижерским пультом, как и на этой записи, был Борис Хайкин; партию Татьяны также пела Галина Вишневская. <…>
Школьница Галя Иванова познакомилась с этой оперой в 1930‑х, когда ей подарили патефон и набор пластинок с записью «Онегина» из Большого. Через полтора десятка лет, в 1952‑м, она (уже носившая фамилию Вишневская) поступила в главный столичный театр стажеркой; год спустя Татьяна стала ее первой большой ролью. Вскоре была сделана эта запись на четырех пластинках — с ней и Лемешевым, который был на поколение старше и пел Ленского (попеременно с Козловским и Александром Алексеевым) в том самом спектакле Леонида Баратова, записи которого Вишневская, по ее словам, «с утра и до вечера» слушала в детстве. В 1982 году, когда Лемешева не было уже в живых, Вишневская вышла на сцену в оперной роли в последние восемь раз в своей жизни — то был блок спектаклей «Онегина» в Париже. Дирижировал муж певицы — Мстислав Ростропович; его дебют за дирижерским пультом произошел еще в 1968‑м, и снова с «Онегиным».

«Приключения Незнайки», «Незнайка-путешественник» / 1961

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Жанр музыкальной сказки на пластинке занимает особое место в истории отечественной культуры и в каталоге фирмы «Мелодия». <…> В стране функционировала мощная и развитая система производства развлекательного и образовательного (как бы сейчас сказали) «контента» для детей и школьников. <…>
Незнайка — обаятельный и незадачливый простак, живущий в волшебном мире маленьких человечков, — был придуман писателем Николаем Носовым в начале 1950‑х. <…> Начало многолетней и успешной жизни Незнайки в искусстве было положено спектаклями московского кукольного театра Сергея Образцова «Приключения Незнайки» и «Незнайка-путешественник», пьесы для которого написал сам Николай Носов. В 1961-м они были записаны и выпущены на пластинках, которые выдержали несколько переизданий в следующих десятилетиях.
«Приключения Незнайки» стали дебютом в большой музыкальной форме для композиторов Яна Френкеля и Ильи Шахова. <…> Молодые композиторы составили дивертисмент ярких музыкальных миниатюр, иллюстрирующих сценическое действие. Их отличает светлый юмор и искренняя любовь к джазу, который в конце 1950-х, когда шла работа над спектаклем, только начал возвращение к советскому слушателю из опалы. <…>
В «Приключениях Незнайки» впервые появляется и другой символ всесоюзного детства — песенка про сидевшего в траве кузнечика. Френкель и Шахов первыми распознали потенциал смешного стишка, написанного Носовым, сочинили на его основе полноценную песню и сделали ее лейтмотивом спектакля «Приключения Незнайки». Прием оценили коллеги: хитом на весь СССР «В траве сидел кузнечик» стал в начале 1970-х, но это была уже другая песенка — собственную ее версию для мультфильма о Незнайке сделал Владимир Шаинский. Он перевел ее из мажора в минор, превратив забавную потешку в щемящую трагикомедию. <…>

Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба» / 1963

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Оттепель в советской эстрадной музыке начинается с VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, открывшегося 28 июля 1957 года в Москве. <…> Перед большой аудиторией впервые выступали артисты, которым в дальнейшем предстояло изменить отечественную музыку. Он стал звездным билетом и для ленинградского ансамбля «Дружба», возникшего двумя годами ранее из студенческой самодеятельности при Ленинградской консерватории, и для его солистки Эдиты Пьехи. На закрытии фестиваля 20-летняя Эдита пела «Подмосковные вечера» в дуэте с актером, лауреатом Сталинской премии Владимиром Трошиным. «Дружба» — первый советский ду-воп-ансамбль, исполнявший песни композиторов разных стран, и его иностранка-вокалистка с очаровательным акцентом идеально подходили заявленному Страной Советов курсу на открытость, обновление и интернационализм.
Дочь польского шахтера Эдита родилась во Франции, росла в Польше, а в Ленинград приехала учиться, не зная русского и не предполагая, что ей — иностранной студентке философского факультета — выпадет судьба превратиться в одну из любимых певиц СССР. По словам Эдиты Станиславовны, артисткой ее — девушку из польской глубинки, считавшую лыжные ботинки верхом шика и стиля, — сделал основатель и художественный руководитель «Дружбы» Александр Броневицкий, ставший ей не только учителем, но и мужем. <…>
Первый диск-гигант ансамбля «Дружба» был выпущен Всесоюзной студией грамзаписи в 1960 году. На большую часть он состоял из адаптаций иностранных песен. <…> В 1963 году была выпущена новая, расширенная версия альбома, в том числе издававшаяся и на экспорт. С этого момента в ансамбле — и на сцене, и на обложках пластинок — на первый план выходит Эдита Пьеха, которой предстоит стать одной из ярчайших звезд 1960‑х и долгожительницей российской поп-музыки.

«Поет Валерий Ободзинский» / 1970

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Выходец из Одессы Валерий Ободзинский выделялся среди советских певцов своего времени. <…> Главное, что отличало артиста, — его репертуар. В нем был минимум гражданско-патриотической лирики, обязательной для каждого советского артиста; Ободзинский хотел петь баллады о делах сердечных. Таких в СССР не хватало, отчасти поэтому на добрую треть песенный запас певца-самоучки состоял из зарубежных шлягеров, переведенных на русский, что добавляло ему западнического лоска. Из 14 песен на его дебютном альбоме, выпущенном «Мелодией» в 1970‑м, четыре взяты из репертуара зарубежных звезд, в частности Энгельберта Хампердинка и Карела Готта, с которыми Ободзинский вступил во внутреннее соперничество. Однако главные хиты для певца написал композитор Давид Тухманов: модернизированный вальс «Эти глаза напротив» и легендарную «Восточную песню» — серенаду невинности и опыта, написанную под влиянием The Beatles.

«Алиса в Стране чудес» / 1976

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
…Первым лонгплеем, да еще и двойным, с песнями Высоцкого на «Мелодии» стала инсценировка сказки «Алиса в Стране чудес», поставленная его педагогом по актерскому мастерству Олегом Герасимовым. Для нее актер написал 27 песен и часть из них спел. <…>
Музыку для «Алисы в Стране чудес», стилизованную под Викторианскую эпоху, сочинил пианист и композитор Евгений Геворгян. Он был ярким представителем «поколения физиков» в советском джазе. <…> Его музыка была радикально свободной: Геворгяна считают одним из пионеров джазового авангарда в СССР. <…>
Еще один человек, без которого этой пластинки не было бы, — это звукорежиссер Эдвард Шахназарян, который записывал Высоцкого и для авторских альбомов. Впоследствии он вспоминал, что с бардом было удивительно легко работать: «Мне приходилось записывать многих других известных исполнителей песен, и не каждый вот так, сразу, одним духом может записаться. Ведь петь приходится, как правило, под фонограмму, без оркестра, без публики, разумеется. И многие в таких непривычных ситуациях теряются, не сразу приспосабливаются. Для Высоцкого этих студийных трудностей не было. <…> Вокальная сторона песни имела для него не столь важное значение, как образ, который она создает. Вот это качество плюс гражданственность его песен, по-моему, ставят Высоцкого вровень с лучшими исполнителями».
Из-за гражданственности поэзии Высоцкого «Алису в Стране чудес» чуть не положили на полку. По воспоминанию редактора этой записи Евгении Лозинской, на коллегии Минкульта основоположница детского музыкального театра в СССР Наталия Сац возмутилась тем, что детей развращают «чудовищными песнями» знаменитого актера. Только хвалебная статья Беллы Ахмадулиной, написавшей по личной просьбе Владимира Семеновича в «Литературной газете» о пластинке как о свершившемся факте, протолкнула ее в тираж.

Александр Градский. «Русские песни» / 1980

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Александр Градский носил звание первого советского рокера — и вполне по праву: с 14 лет прошел через ряд ранних московских ансамблей, подражавших The Beatles, — «Славяне», «Тараканы» и «Скифы», — а в 1966‑м собрал свой собственный — «Скоморохи». <…>
Гигантские амбиции Александра Градского выпирают из его дискографии. Начав со «Скоморохами» с песен на стихи Бёрнса и Вознесенского, Градский сочинял песенные сюиты, по сути рок-симфонии, по мотивам произведений Поля Элюара, Саши Чёрного, Николая Рубцова, Шелли и Владимира Набокова и записывал их на «Мелодии», максимально используя технические возможности студии. Он — автор трех рок-балетов и двух рок-опер, писавшихся десятилетиями: «Стадион» об убийстве чилийского певца Виктора Хары и «Мастер и Маргарита», в которой сам поет и за Мастера–Иешуа, и за Воланда, и за кота Бегемота.
Лучшая пластинка в дискографии Александра Градского — «Русские песни», в которой встречаются крещеная Русь и свингующий Лондон, пастушья свирель и синтезатор Synthi-100. <…>
…Столкнувшись с подлинным деревенским пением во время экспедиций по Рязанщине и Брянщине и в фольклорном кабинете консерватории, рок-музыкант открыл для себя суть русских песен. <…> От половины «Русских песен» по душе идет холод: «Таня белая», где хичкоковское напряжение создается контрастом между эмоциональной эквилибристикой голоса и равнодушием остинатного синтезаторного баса; жутковатый «Плач», в котором Градский поет и церковным дьячком, и истеричной старухой; печальная акапельная «Не одна во поле дороженька», где певцу аккомпанируют вороний грай да вой метели. Венчает пластинку революционный реквием «Вы жертвою пали…», заканчивающийся шумом прибоя и возносящимся в вечность распевом.
В отличие от «Ариэля» и «Песняров», Александр Градский в «Русских песнях» не пытается подогнать народную песню под рок-н-ролльные схемы, не занимается стилизацией и орнаментовкой. Он оставляет аутентичные элементы, свойственные народной песенной манере: необычные музыкальные размеры, вольно плавающие ударения, архаичные слова, — но при этом смело перекраивает мелодии, обходясь с древней песней как со своей, или, обуреваемый композиторскими амбициями и вдохновленный студийными экспериментами The Beatles и Джорджа Мартина, вставляет цитаты из Баха, Стравинского и «Прощания славянки», отсылки к Шаляпину, Лемешеву и musique concrète.

Эдуард Артемьев. «Картины-настроения» / 1984

Автор: Денис Бояринов
Иллюстрация предоставлена организаторами
Иллюстрация предоставлена организаторами
Эдуард Артемьев, родившийся в 1937-м, принадлежит к блистательному поколению отечественных композиторов, расцветшему в оттепельные 1960‑е. Он младший современник и коллега «большой тройки» представителей советского послевоенного авангарда — Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной и Альфреда Шнитке. <…>
Наиболее известна музыка Эдуарда Артемьева, звучавшая в кино, в первую очередь в культовых фильмах Андрея Тарковского — «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало». Соединяя для них в единую панораму акустические шумы, причудливые электронные тембры и голоса инструментов симфонического оркестра, композитор-визионер предвосхитил появление саунд-дизайна, эмбиента, индастриала и повлиял на последующие поколения кинокомпозиторов — от Рюити Сакамото до Йохана Йоханссона.
В фильмографии Артемьева свыше 200 работ. <…> В «Картины-настроения» вошли избранные темы из кинофильмов, записанные специально для этой пластинки на синтезаторе Synthi-100 вместе со звукорежиссером Юрием Богдановым, группой «Бумеранг» и Симфоническим оркестром Госкино. <…> В своих симфо-электронных полотнах Эдуард Артемьев объединяет музыкальные традиции Европы и Востока, соединяет необычные тембральные краски с проникновенными мелодиями, а также синтезирует влияния французского импрессионизма, британского прогрессивного рока и берлинской школы электроники в свой неповторимый стиль, который вписал его имя в историю российской и мировой музыки.

Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна