Мстислав Ростропович

Годы жизни: 27 марта 1927 - 27 апреля 2007
Страна: СССР
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
Мстислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели — в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 год преподавал в Московской
и Ленинградской
консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына
, а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович. Середина XX века. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Мстислав Ростропович (слева) и композитор Сергей Прокофьев. 1957 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Мстислав Ростропович. Москва, 1953 год. Фотография: Давид Шоломович / Российский национальный музей музыки, Москва
Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.
В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных
, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.
После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского
. Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война
, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург
). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище
, в котором преподавал его отец.
Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.
В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями».

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

Мстислав Ростропович с женой — певицей Галиной Вишневской на набережной. Ленинград, начало 1960-х годов. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Выступление Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской на сцене Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Москва, 1961 год. Фотография: А. Сайков / Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Мстислав Ростропович с женой — певицей Галиной Вишневской и с дочерьми Олей и Леной у себя дома. Москва, 1959 год. Фотография: Давид Шоломович / Российский национальный музей музыки, Москва
В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.
Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской
и Ленинградской
консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.
Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.
Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.
В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской
и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.
К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.
«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях — Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии»
Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович (в центре) покидает СССР. Москва, 1974 год. Фотография: Борис Косарев / <a href="https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?index=1&amp;paginate_page=4&amp;page=4&amp;query=мстислав+ростропович" target="_blank">russiainphoto.ru</a>
Мстислав Ростропович. 1965 год. Фотография: Семен Хенкин / Российский национальный музей музыки, Москва
Мстислав Ростропович (в центре) покидает СССР. Москва, 1974 год. Фотография: Борис Косарев / <a href="https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?index=1&amp;paginate_page=4&amp;page=4&amp;query=мстислав+ростропович" target="_blank">russiainphoto.ru</a>
Мстислав Ростропович. Санкт-Петербург, 1994 год. Фотография: Юрий Белинский / Фотохроника ТАСС
Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову
, уничтожали Осю Бродского
, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…»
. Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына
и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».
Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым
и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра
, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.
Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.
Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.
В 1990 году, после 16 лет жизни за границей, Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской вернули гражданство СССР — теперь они свободно гастролировали в Москве и Ленинграде, а Ростропович стал одним из самых популярных исполнителей в стране. После августовского путча 1991 года, который музыкант активно поддерживал, семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург.
Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева
, Дмитрия Шостаковича
, Святослава Рихтера
и других известных музыкантов.
Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна