Давид Бурлюк
Персона

Давид Бурлюк

Годы жизни:
21 июля 1882 — 15 января 1967
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Художник
,
Поэт
Содержание

Давид Бурлюк учился живописи в лучших европейских школах, был одним из лидеров авангардного движения, участвовал в российских и международных художественных объединениях «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник». Он выпускал поэтические сборники вместе с Велимиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским, устраивал выставки русского авангарда в Японии и прославился своим талантом в США. О жизни художника и поэта читайте на нашем портале.

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии. Он был старшим из шестерых детей. Его отец работал управляющим имения и изучал агрономию, а мать увлекалась живописью.

Родился в доме день туманный,
И жизнь туманна вся,
Носить венец случайно данный,
Над бездной ужасов скользя…

В семье Бурлюков часто ставили домашние спектакли и читали книги вслух. Любимыми авторами Давида Бурлюка были Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко. Помимо чтения, он любил рисовать. В раннем возрасте во время игры с Бурлюком произошел несчастный случай: он лишился левого глаза и затем всю жизнь ходил со стеклянным протезом.

Семья часто переезжала, поэтому старший сын успел поучиться в сумской и тамбовской гимназиях, а затем — в художественных училищах Казани и Одессы. Давид Бурлюк интересовался философией, иностранными языками, немецкой литературой и, по его словам, «выделялся прекрасными сочинениями по русскому, получая ремарки учителей: «Вы настоящий поэт». Писать прозу и сочинять первые стихотворения он начал еще в 1890-х годах.

В 1902 году Давид Бурлюк не смог поступить в Императорскую Академию художеств, поэтому уехал изучать живопись в Германию. Там он учился в мюнхенской Королевской академии художеств. Еще Бурлюк посещал частную художественную школу живописца Антона Ажбе. Через несколько лет он переехал в Париж, где ходил на занятия художника и педагога Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств.

Из Европы Давид Бурлюк вернулся в середине 1900-х годов. Он сразу же погрузился в российскую художественную жизнь и вскоре стал одним из лидеров творческого объединения «Стефанос». Его участники выступали за новейшее искусство, поиск свежих техник и приемов живописи. В их творчестве большую роль играли западные течения: фовизм, пуантилизм, постимпрессионизм. В основной состав группы входили, помимо Давида Бурлюка, его младший брат Владимир и сестра Людмила, а также Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Александра Экстер. Они устраивали выставки, но их творчество большинство искусствоведов не одобряло.

Когда входишь на выставку, то получаешь впечатление, что, кроме Бурлюков, здесь никого нет, и кажется, что их много: десять, может быть, двадцать Бурлюков. Потом оказывается, что их только трое и что один пишет квадратами и цифрами, другой запятыми, а третий — шваброй.

Несколько лет спустя объединение распалось, а его участники вошли в состав «Бубнового валета» и других авангардных групп.

В начале 1910-х годов Давид Бурлюк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался у художников Леонида Пастернака и Абрама Архипова. Там же Бурлюк познакомился с Владимиром Маяковским. Как вспоминал поэт, «в училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…» Впоследствии обоих отчислили за пропаганду идей футуризма.

У Давида Бурлюка была невеста — подруга детства Мария Еленевская, которая часто позировала для его картин. 26 марта 1912 года Бурлюк и Еленевская обвенчались.

…Мы поженились в Москве. Теперь, летом, я писал ее портреты только на больших полотнах, когда Мария располагалась в тени, рядом со мной под южным солнцем, читая мне книги вслух неустанно.
Из книги Ноберта Евдаева «Давид Бурлюк в Америке»

В те же годы Давид Бурлюк стал одним из лидеров авангардного движения, начал публиковать статьи, манифесты и обращения, организовывал публичные дискуссии. Сначала он примкнул к художественному объединению «Бубновый валет», потом к «Ослиному хвосту» и «Союзу молодежи».

Вместе с братом Николаем, тоже поэтом, Давид Бурлюк помог основать литературную группу «Гилея». Еще в нее вошли писатели Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский. Они выпустили несколько альманахов со своими произведениями, а самый знаменитый сборник — «Пощечина общественному вкусу» — сопроводили одноименным манифестом.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней…
Из манифеста «Пощечина общественному вкусу», 1912 год

В 1913–1914 годах гилейцы отправились в турне по Российской империи. Они давали гастроли в разных городах — Харькове, Самаре, Казани. Свою программу, которая состояла из докладов и стихов, они называли «поэзоконцертом» или «стихобойней». Выступления поэтов в ярких нарядах и с раскрашенными лицами неизменно эпатировали публику.

В тот же период работы Давида Бурлюка выставлялись на авангардных экспозициях в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. По приглашению художника Василия Кандинского он участвовал в выставках мюнхенского объединения «Синий всадник». А сам Кандинский называл его «отцом русского футуризма».

В Первую мировую войну Бурлюка не призвали в армию из-за поврежденного глаза. Он жил в Москве, писал картины, сочинял и издавал стихи. После революции футурист вместе с семьей отправился в Уфу, потом в Сибирь и на Дальний Восток. Там он выступал с лекциями и организовывал выставки.

Свой первый сборник стихотворений «Лысеющий хвост» Давид Бурлюк выпустил в 1919 году. По словам поэта, издание быстро раскупили, и его пришлось допечатывать. В этот период он вместе с семьей жил во Владивостоке, выступал там с лекциями, устраивал выставки и помог организовать художественный кружок. А год спустя Бурлюк отправился в Японию, чтобы показать отечественную живопись за рубежом.

В Японии Давид Бурлюк прожил до 1922 года. В то время многие японцы интересовались творчеством футуристов. Вместе с художником Виктором Пальмовым Бурлюк организовал в Токио «Первую выставку русской живописи». Вместе с работами инициаторов в ней участвовали произведения около 30 мастеров, в том числе Казимира Малевича, Владимира Татлина и Василия Каменского. Вскоре они организовали вторую выставку в Осаке, за ней последовали и другие.

Одновременно Бурлюк продолжал заниматься литературой и писать картины. Начался восточный период в творчестве художника, результатом которого стали полотна «Японец, разделывающий рыбу», «Японский рыбак», «Пильщик красного дерева».

В Японии, с 1920 года, я принялся за отображение жизни этой необыкновенной страны. За два года пребывания там мной написано около трехсот пейзажей, из них сто двадцать пять осталось в музеях и частных коллекциях Японии.
Из книги Давида Бурлюка «Фрагменты из воспоминаний футуриста»

Благодаря выставкам Бурлюк заработал достаточно средств для переезда в США. Он получил визу в американском посольстве и вместе с женой и двумя сыновьями покинул Японию. Осенью 1922 года Бурлюки прибыли в Нью-Йорк. Там художнику долго не удавалось стать известным. Он давал лекции о жизни в СССР, работал журналистом в просоветских газетах. Несколько лет спустя он получил американский паспорт.

За первые годы жизни в США Давид Бурлюк издал около 20 собственных книг со стихами, рисунками и отрывками из дневников, также его работы вошли в несколько русскоязычных альманахов. Вместе с супругой он основал журнал «Цвет и рифма», на страницах которого больше 30 лет рассказывал о себе, своей семье и друзьях.

После 1930-х годов Бурлюк в основном сосредоточился на живописи и постепенно добился успеха. Его произведения участвовали в международных выставках в американских музеях и галереях. По мнению критиков, в новых полотнах отразился профессионализм Давида Бурлюка. Кроме Нью-Йорка его персональные выставки проходили в Вашингтоне и Сан-Франциско. Они принесли футуристу известность и материальное благополучие: в начале 1940-х семья Бурлюков приобрела небольшое имение на Лонг-Айленде. Там же художник построил студию и открыл галерею.

Давид и Мария Бурлюки часто путешествовали: ездили в Европу, дважды побывали в СССР и даже совершили кругосветный вояж.

…В Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни «беременного мужчины». Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция.

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года, на 85-м году жизни. Родственники развеяли его прах над Атлантическим океаном.

1. Давид Бурлюк поддерживал известных российских поэтов — Велимира Хлебникова, Василия Каменского и других. Владимир Маяковский считал его своим наставником: «Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая». Позже Бурлюк ответил на это так: «Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто».

2. В 1917 и 1918 году в Москве работало «Кафе поэтов». Бурлюк вместе с Василием Каменским, Валентиной Ходасевич и другими художниками оформил там стены. Надписи на них гласили: «Доите изнуренных жаб» и «К черту вас, комолые и утюги». Бурлюк также выступал с лекциями и читал стихи на сцене кафе.

3. В романе «Чапаев и Пустота» современный русский писатель Виктор Пелевин упомянул творчество художника: «Это был кусок пыльного сероватого картона, судя по всему, довольно старого. На нем черной краской сквозь грубый трафарет было косо отпечатано слово «Бог». Это русская концептуальная икона начала века, сказал Кавабата. Работа Давида Бурлюка. Слышали про такого?»

4. Давид Бурлюк посмертно стал членом Американской академии искусств и литературы. В нее также входили поэт Иосиф Бродский и скульптор Александр Архипенко.

5. Работы Бурлюка хранятся в коллекциях по всему миру: в американском музее Метрополитен, английском музее Гросвенора, японском Художественном музее префектуры Хёго, испанском музее Тиссена-Борнемисы и других.