Василий Кандинский
Персона

Василий Кандинский

Годы жизни:
16 декабря 1866 — 13 декабря 1944
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник

Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников.

Волнующий Моне и сказочный Вагнер

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование: посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.

По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу, чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию. Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.

В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал директором московской типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°».

В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.

«Синий всадник» и теория абстракционизма

Василий Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук, который увлекался новейшими в те годы художественными техниками. Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой гамме и работать исключительно над формой.

Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.

Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.

В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само». В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.

Вскоре художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную теорию абстракционизма. В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми литографиями.

«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»

Геометрические и биоморфные абстракции

Когда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь художник познакомился с Ниной Андреевской, в 1917 году они поженились.

В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.

После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали.

В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. В СССР живописец не вернулся. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины. Преподаватели и студенты школы были увлечены идеей «гезамткунстверк» — синтеза искусств в одном произведении.

В эти годы художник — один из лидеров абстракционизма — был известен всему миру.

В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».

Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».

В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. В 1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.

Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.

Самые дорогие картины русских художников
Итоги аукционных торгов.
«Конкретное» искусство Кандинского
16 декабря 1866 года родился основоположник абстракционизма.
Жемчужины Эрмитажа
10 картин, которые обязательно нужно увидеть.
Человек-оркестр с палитрой в руках: Как понимать Кандинского?
Поговорили с искусствоведом Кириллом Алексеевым о том, как современному зрителю понять Кандинского.

Смотрите также

Карл Брюллов
Художник
Россия
23 декабря 1799 — 23 июня 1852
Игорь Грабарь
Художник
Искусствовед
Венгрия
25 марта 1871 — 16 мая 1960
Александр Дейнека
Художник
Россия
20 мая 1899 — 12 июня 1969
Константин Юон
Художник
Россия
24 октября 1875 — 11 апреля 1958