Константин Юон
Годы жизни: 24 октября 1875 - 11 апреля 1958
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Константин Юон был мастером архитектурных пейзажей и театральных декораций. Он изображал русскую природу и памятники древнего зодчества в окружении современной ему жизни, писал старинные провинциальные русские города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь.
Живописец, театральный художник и педагог
![Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/ba81341b-fad7-5041-b591-8971cf33de5a/t_average/konstantin-yuon-avtoportret-1912-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Ночной час. Портрет жены художника (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/05671ca1-16d5-5691-88fb-c2820a41f9e1/t_average/konstantin-yuon-nochnoi-chas-portret-zheny-khudozhnika-fragment-1911-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1953. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/47c41027-5f9a-5688-bd74-617065cea4c8/t_average/konstantin-yuon-avtoportret-1953-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
«Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», — писал Константин Юон в автобиографическом очерке «Москва в моем творчестве». Его отец был родом из Швейцарии и служил страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал Константин Юон. Заниматься живописью и рисованием он начал с восьми лет, еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи.
В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное — «краски пересилили», как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова. Еще в годы учебы картины приносили Юону стабильный доход, и на вырученные деньги художник путешествовал по России и Европе. В 1900 году его первый пейзаж с выставки передвижников — «У Новодевичьего монастыря весной» — приобрела Третьяковская галерея.
![Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк (фрагмент). 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/bbe5e563-8043-5ca4-97eb-be742c2eab55/t_average/konstantin-yuon-komsomolki-podmoskovnyi-molodnyak-fragment-1926-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Утро в деревне. Хозяйка (фрагмент). 1920. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан](https://cdn.culture.ru/images/3fa6ffae-4fd3-5d6a-af25-00fd591e7b0f/t_average/2-jpg.png)
![Константин Юон. Молодые. Смех (фрагмент). 1930. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/89c39442-ffc6-5e0b-8ce9-b9eac8dbe0c9/t_average/konstantin-yuon-molodye-smekh-fragment-1930-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
В том же году в небольшом селе Лигачеве в Подмосковье Юон познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая вскоре стала его супругой. Из-за неравного брака с художником несколько лет не общался отец.
После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.
![Константин Юон. Начало весны (фрагмент). 1935. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/052907e6-d597-56f6-a702-db09ca55fd6b/t_average/konstantin-yuon-nachalo-vesny-fragment-1935-chastnoe-sobranie-jpg.png)
![Константин Юон. Речная пристань (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/ceca3568-5721-578e-a70a-7ef4fda03f1b/t_average/konstantin-yuon-rechnaya-pristan-fragment-0000-gosudarstvennyi-russkii-muzi-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Синий домик. Петровское (фрагмент). 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a8ee5f7f-557c-502a-92b0-560796492642/t_average/konstantin-yuon-sinii-domik-petrovskoe-fragment-1916-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин, который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.
Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!
Федор Шаляпин, из письма Максиму Горькому
Пейзажист русской провинции
![Константин Юон. Зимнее солнце. Лигачево (фрагмент). 1916. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия](https://cdn.culture.ru/images/74648d83-a686-5385-8075-b30575b2fe6a/t_average/konstantin-yuon-zimnee-solnce-ligachevo-fragment-1916-latviiskii-nacionalnyi-khudozhestvennyi-muzei-riga-latviya-jpg.png)
![Константин Юон. Конец зимы (фрагмент). 1929. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/52b87b0b-245a-5a7b-91ee-771aa19ab155/t_average/konstantin-yuon-konec-zimy-fragment-1929-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Мартовское солнце (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/e386d896-5ac6-55df-ab16-f33b9dc19721/t_average/konstantin-yuon-martovskoe-solnce-fragment-1915-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
Несмотря на то что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.
Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах…
Константин Юон
![Константин Юон. Августовский вечер. Последний луч (фрагмент). 1948. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/2fe2812d-a475-5cef-8289-6849850180f1/t_average/konstantin-yuon-avgustovskii-vecher-poslednii-luch-fragment-1948-chastnoe-sobranie-jpg.png)
![Константин Юон. Окно. Москва. Квартира родителей художника (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/0b29d8ea-02a0-579c-bc31-7f634b909a05/t_average/konsatntin-yuon-okno-moskva-kvartira-roditelei-khudozhnika-fragment-1905-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Интерьер (фрагмент). 1907. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь](https://cdn.culture.ru/images/e56c5fb0-fd84-5b6c-8bd9-8007a377f3d4/t_average/konstantin-yuon-interer-fragment-1907-sevastopolskii-khudozhestvennyi-muzei-imeni-m-p-kroshickogo-sevastopol-jpg.png)
В 1900–10-е годы Юон путешествовал по старинным городам на берегах Волги и написал картину «Над Волгой». Нижний Новгород художник называл «чудесным историческим городом». Он приезжал туда в разное время года: «исчерпать, даже в малой степени, его содержательную красоту было невозможно». Юон писал городские мосты и пристани, лодки и бойких прибрежных торговцев.
В 1915 году Юон создал картину «Мартовское солнце» — одну из главных своих дореволюционных работ. Картину художник написал в подмосковном Лигачеве, где он жил подолгу и где наблюдал разные состояния природы… Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал: «Картина может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы включили «Февральскую лазурь» Грабаря, «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова…В «Мартовском солнце» мы находим многое из элементов пейзажа, которые мы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами… лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком».
Летописец каменного зодчества
![Константин Юон. Весенний солнечный день (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/4ca851e2-6fd7-59b0-956b-92b8e68f25c6/t_average/konstantin-yuon-vesennii-solnechnyi-den-fragment-1910-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Троицкая лавра зимой (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/1b3716ca-3f03-5f15-835b-6a8ef8ef1f1c/t_average/konstantin-yuon-troickaya-lavra-zimoi-fragment-1910-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Весна в Троицкой лавре (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/b273f664-269a-547d-9851-3ee293ad7479/t_average/konstantin-yuon-vesna-v-troickoi-lavre-fragment-1911-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
Юон любил провинциальный русский пейзаж и часто писал виды Ростова Великого, Углича, Торжка и других старинных русских городов. В Троице-Сергиевой лавре были написаны «К Троице» (1903), «Троицкая лавра зимой» (1910).
У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.
Константин Юон
Памятники русского зодчества Юон изображал в окружении современной ему действительности. Он писал яркими, чистыми красками, а городской архитектурный пейзаж соединял с сюжетами из жизни народа. Юон использовал в картинах высокую панорамную точку зрения, которая позволяла передать простор и свет пейзажа.
Москва: от сценок из жизни окраин до величественного Кремля
![Константин Юон. Лубянская площадь зимой (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/d8d84091-bb66-513b-a7a1-8a4a58df7bd4/t_average/konstantin-yuon-lubyanskaya-ploshad-zimoi-fragment-1905-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Вербный базар на Красной площади (фрагмент). 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/e15923f1-3360-543e-82f5-3d4fd8e631ce/t_average/konstantin-yuon-verbnyi-bazar-na-krasnoi-ploshadi-fragment-1916-akvarel-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Москворецкий мост. Зима (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/7fa33f54-35b6-599a-b14d-532057156ab3/t_average/konstantin-yuon-moskvoreckii-most-zima-fragment-1911-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
Вместе с художниками Игорем Грабарем и Арбамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.
Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».
![Константин Юон. Ночь. Тверской бульвар (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/1c814cd2-7e6c-57ff-883b-758fb53c7dc0/t_average/konstantin-yuon-noch-tverskoi-bulvar-fragment-1909-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Августовский вечер (фрагмент). 1922. Симферопольский художественный музей, Симферополь, Республика Крым](https://cdn.culture.ru/images/a51f13d4-2e36-504d-b5b6-76674bf77ac6/t_average/konstantin-yuon-avgustovskii-vecher-fragment-1922-simferopolskii-khudozhestvennyi-muzei-simferopol-jpg.png)
![Константин Юон. Тройка у старого Яра (фрагмент). 1909. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Киргизия](https://cdn.culture.ru/images/515fc3c2-a4ec-5362-bb7e-7a739a382968/t_average/1-jpg.png)
Большое оживление на этом мосту, соединяющем Красную площадь с Замоскворечьем, наглядно выражает неизменно господствовавшие в московской уличной жизни неразбериху и людскую сутолоку. Картина написана на фоне Кремля и части Китайгородской стены; в ней передан серебристо-серый, жемчужный колорит московского зимнего дня.
Константин Юон о картине «Москворецкий мост. Зима» (1911)
Юона увлекало искусство французских импрессионистов. Он писал: «Мной было принято то, что, казалось, поможет лучше увидеть красоту родного живого мира; моя палитра, бывшая до того несколько серой, после знакомства с этими мастерами стала просветляться и зазвучала звонче». Влияние импрессионизма проявилось в серии вечерних и ночных пейзажей с эффектами искусственного освещения, которые художник называл «московскими ноктюрнами».
Мастер советского искусства
![Константин Юон. Парад Красной Армии (фрагмент). 1923. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/6edc9372-9833-5362-91ca-9389901f9636/t_average/konstantin-yuon-parad-krasnoi-armii-fragment-1923-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Новая планета (фрагмент). 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/9b8d0925-e71a-5801-a753-a2bfd13c49ac/t_average/konstantin-yuon-novaya-planeta-fragment-1921-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года (фрагмент). 1942. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/1997546b-abf7-55e6-82f7-6702db72c2a8/t_average/konstantin-yuon-parad-na-krasnoi-ploshadi-v-moskve-7-noyabrya-1941-goda-fragment-1942-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
После революции 1917 года Константина Юона захватила новая жизнь страны. Он создал серию акварельных работ о московских событиях 1917 года, мастерски сочетая сцены из городской жизни и архитектурный пейзаж. Юон был очевидцем революционных событий в Москве: он побывал на местах недавних битв и решил запечатлеть последние моменты борьбы.
На акварели «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот» он изобразил солдат и рабочих на грузовиках у забаррикадированных ворот Кремля.
![Константин Юон. Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Никольские ворота (фрагмент). 1927. Государственный центральный музей современной истории России, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b56f2f14-f275-5767-9064-935065de1b25/t_average/1-jpg.png)
![Константин Юон. Утро индустриальной Москвы (фрагмент). 1949. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b314a344-e43b-531d-8bba-bbc4b904eb6c/t_average/2-jpg.png)
![Константин Юон. Утро Москвы (фрагмент). 1942. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск](https://cdn.culture.ru/images/f7800f89-e077-5085-bbd1-d487aa9d630f/t_average/3-jpg.png)
Особняком в ряду полотен художника стоит картина «Новая планета» (1921). В те годы Юон много внимания уделял работе в театре, и полотно родилось из его эскиза к театральному занавесу для Большого театра, отчего на холсте господствует сценическая условность. Мнения зрителей и критиков о картине разделились: одни видели в ней образ нового мира — рождения «красной планеты» революции, другие — предчувствие грядущих потрясений XX века.
Главными впечатлениями новой жизни для художника стали революционные праздники, в которых он находил близкие образы прежних народных гуляний. Юон лично присутствовал на параде в 1922 году, с которого началось празднование годовщины Октябрьской революции. Впечатление от увиденного легло в основу работы «Парад Красной армии» (1923). Полотно лишено привычного для художника цветового колорита, а люди на нем изображены в строгой структуре военного строя.
![Константин Юон. Гулянье на Девичьем поле (фрагмент). 1947. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/3a3320c8-dbb7-5d8e-bbcb-c0b59336e10d/t_average/konstantin-yuon-gulyane-na-devichem-pole-fragment-1947-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
![Константин Юон. Сени. Лигачево (фрагмент). 1929. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/d02bbd7c-3df3-525f-9ec6-ee831a57915e/t_average/konstantin-yuon-seni-ligachevo-fragment-1929-chastnoe-sobranie-jpg.png)
![Константин Юон. Кормление голубей на Красной площади (фрагмент). 1946. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск](https://cdn.culture.ru/images/468ee6dc-6fcf-5f31-8e3b-630fac25e4ef/t_average/konstantin-yuon-kormlenie-golubei-na-krasnoi-ploshadi-fragment-1946-chelyabinskaya-oblastnaya-kartinnaya-galereya-chelyabinsk-jpg.png)
В зрелые годы Константин Юон занимался общественной и педагогической работой. Он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, написал сборник статей и эссе «Об искусстве» и другие работы.
В 1940-е годы Юон создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов, работал театральным художником в Малом театре. В военное время он не покидал столицу и писал любимый город.
На полотне «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» Юон изобразил войска, марширующие холодным снежным днем. Он говорил о холсте: «На картине мной изображены заснеженные войска Красной армии 7 ноября 1941 года — в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей вглубь пространства».
![Константин Юон. Деревня Новгородской губернии (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/c999c4dd-7b90-5dab-bac0-4de069f45d69/t_average/konstantin-yuon-derevnya-novgorodskoi-gubernii-fragment-1912-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg-jpg.png)
![Константин Юон. Вид с балкона осенью (фрагмент). 1910. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/771dbaf0-7b2e-59a7-be9e-df92bc06dcc0/t_average/konstantin-yuon-vid-s-balkona-osenyu-fragment-1910-chastnoe-sobranie-jpg.png)
![Константин Юон. Голубой куст (фрагмент). 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b0921e3c-992b-56c5-b0e9-dbf2b063fe8b/t_average/kosntantin-yuon-goluboi-kust-fragment-1908-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-moskva-jpg.png)
До конца жизни главным в творчестве Юона оставался пейзаж, в том числе индустриальный. В 1949 году он создал картину «Утро индустриальной Москвы» — вид столицы из окна мастерской художника на улице Чкалова. Об этой работе Юон писал: «Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».
Константин Юон скончался в 1958 году в возрасте 82 лет в Москве. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России. В его наследии, помимо живописных полотен, — научные статьи по педагогике, истории и теории изобразительного искусства.
В публикациях
Смотрите также