Константин Юон
Персона

Константин Юон

Годы жизни:
24 октября 1875 — 11 апреля 1958
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

Константин Юон был мастером архитектурных пейзажей и театральных декораций. Он изображал русскую природу и памятники древнего зодчества в окружении современной ему жизни, писал старинные провинциальные русские города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь.

«Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», — писал Константин Юон в автобиографическом очерке «Москва в моем творчестве». Его отец был родом из Швейцарии и служил страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал Константин Юон. Заниматься живописью и рисованием он начал с восьми лет, еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи.

В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное — «краски пересилили», как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова. Еще в годы учебы картины приносили Юону стабильный доход, и на вырученные деньги художник путешествовал по России и Европе. В 1900 году его первый пейзаж с выставки передвижников — «У Новодевичьего монастыря весной» — приобрела Третьяковская галерея.

В том же году в небольшом селе Лигачеве в Подмосковье Юон познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая вскоре стала его супругой. Из-за неравного брака с художником несколько лет не общался отец.

После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.

Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин, который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.

Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи... Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!

Несмотря на то что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.

Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах...
Константин Юон

В 1900–10-е годы Юон путешествовал по старинным городам на берегах Волги и написал картину «Над Волгой». Нижний Новгород художник называл «чудесным историческим городом». Он приезжал туда в разное время года: «исчерпать, даже в малой степени, его содержательную красоту было невозможно». Юон писал городские мосты и пристани, лодки и бойких прибрежных торговцев.

В 1915 году Юон создал картину «Мартовское солнце» — одну из главных своих дореволюционных работ. Картину художник написал в подмосковном Лигачеве, где он жил подолгу и где наблюдал разные состояния природы… Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал: «Картина может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы включили «Февральскую лазурь» Грабаря, «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова…В «Мартовском солнце» мы находим многое из элементов пейзажа, которые мы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами... лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком».

Юон любил провинциальный русский пейзаж и часто писал виды Ростова Великого, Углича, Торжка и других старинных русских городов. В Троице-Сергиевой лавре были написаны «К Троице» (1903), «Троицкая лавра зимой» (1910).

У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.
Константин Юон

Памятники русского зодчества Юон изображал в окружении современной ему действительности. Он писал яркими, чистыми красками, а городской архитектурный пейзаж соединял с сюжетами из жизни народа. Юон использовал в картинах высокую панорамную точку зрения, которая позволяла передать простор и свет пейзажа.

Вместе с художниками Игорем Грабарем и Арбамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.

Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».

Большое оживление на этом мосту, соединяющем Красную площадь с Замоскворечьем, наглядно выражает неизменно господствовавшие в московской уличной жизни неразбериху и людскую сутолоку. Картина написана на фоне Кремля и части Китайгородской стены; в ней передан серебристо-серый, жемчужный колорит московского зимнего дня.
Константин Юон о картине «Москворецкий мост. Зима» (1911)

Юона увлекало искусство французских импрессионистов. Он писал: «Мной было принято то, что, казалось, поможет лучше увидеть красоту родного живого мира; моя палитра, бывшая до того несколько серой, после знакомства с этими мастерами стала просветляться и зазвучала звонче». Влияние импрессионизма проявилось в серии вечерних и ночных пейзажей с эффектами искусственного освещения, которые художник называл «московскими ноктюрнами».

После революции 1917 года Константина Юона захватила новая жизнь страны. Он создал серию акварельных работ о московских событиях 1917 года, мастерски сочетая сцены из городской жизни и архитектурный пейзаж. Юон был очевидцем революционных событий в Москве: он побывал на местах недавних битв и решил запечатлеть последние моменты борьбы.

На акварели «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот» он изобразил солдат и рабочих на грузовиках у забаррикадированных ворот Кремля.

Особняком в ряду полотен художника стоит картина «Новая планета» (1921). В те годы Юон много внимания уделял работе в театре, и полотно родилось из его эскиза к театральному занавесу для Большого театра, отчего на холсте господствует сценическая условность. Мнения зрителей и критиков о картине разделились: одни видели в ней образ нового мира — рождения «красной планеты» революции, другие — предчувствие грядущих потрясений XX века.

Главными впечатлениями новой жизни для художника стали революционные праздники, в которых он находил близкие образы прежних народных гуляний. Юон лично присутствовал на параде в 1922 году, с которого началось празднование годовщины Октябрьской революции. Впечатление от увиденного легло в основу работы «Парад Красной армии» (1923). Полотно лишено привычного для художника цветового колорита, а люди на нем изображены в строгой структуре военного строя.

В зрелые годы Константин Юон занимался общественной и педагогической работой. Он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, написал сборник статей и эссе «Об искусстве» и другие работы.

В 1940-е годы Юон создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов, работал театральным художником в Малом театре. В военное время он не покидал столицу и писал любимый город.

На полотне «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» Юон изобразил войска, марширующие холодным снежным днем. Он говорил о холсте: «На картине мной изображены заснеженные войска Красной армии 7 ноября 1941 года — в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей вглубь пространства».

До конца жизни главным в творчестве Юона оставался пейзаж, в том числе индустриальный. В 1949 году он создал картину «Утро индустриальной Москвы» — вид столицы из окна мастерской художника на улице Чкалова. Об этой работе Юон писал: «Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».

Константин Юон скончался в 1958 году в возрасте 82 лет в Москве. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России. В его наследии, помимо живописных полотен, — научные статьи по педагогике, истории и теории изобразительного искусства.

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.