Юрий Саульский

Годы жизни: 23 октября 1928 - 28 августа 2003
Страна: СССР
Сфера деятельности: Композитор
Содержание
Юрий Саульский получил академическое музыкальное образование, однако его интересовала не только классика. Саульский дирижировал оркестром, заседал в жюри джазовых фестивалей, сочинял музыку для кино и театра, писал эстрадные песни. Всенародную славу ему принесла композиция «Черный кот» на слова Михаила Танича. Также он написал хиты «Татьянин день», «Я жду весну» и песню «Тополиный пух», которую исполнял Вадим Мулерман.

Джазовый дух свободы

Юрий Саульский родился 23 октября 1928 года. Еще в детстве мальчик увлекся музыкой: мать-хористка брала сына на спектакли, а отец любил играть дома на пианино. Самого Саульского больше привлекала не классика, а джаз
. Он любил слушать импровизации ансамбля Александра Цфасмана и биг-бэнда Александра Варламова, выступления Леонида Утесова
и оркестра под управлением Рея Нобла. Сфера его интересов мальчика была предопределена — и это была музыка.
В 1938 году Юрий Саульский поступил в школу Гнесиных
по классу фортепиано. Перспективы юного пианиста были прекрасны. Однако произошел несчастный случай: он порезал палец, началось заражение крови. Руку врачам удалось спасти, но палец так и не сгибался. О карьере пианиста пришлось забыть, Саульского перевели в класс виолончели. Окончить школу Гнесиных юноша не успел: началась война
.
Вместе с семьей он эвакуировался в Сибирь. Здесь Юрий Саульский поступил в военно-музыкальное училище по классу валторны. Во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года он уже играл в сводном оркестре Московского военного округа.
В Москве Саульский поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории
по классу валторны. Инструмент так нравился молодому музыканту, что он также изучал искусство концертного исполнительства на валторне. Проучившись несколько лет по этой специальности, Саульский перешел на теоретико-композиторский факультет. По вечерам с друзьями-джазменами он выступал на самой популярной площадке того времени — в «Коктейль-холле», а утром спешил на занятия.
После войны джаз стал для молодого поколения символом мира и свободы. Однако официальное отношение к джазовой музыке в то время определяла статья Максима Горького
: «Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому. И послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума на сексуальной почве».
В 1946 году в Советском Союзе запретили многие музыкальные инструменты, из лексики убрали слово «джаз», а джазовые оркестры переименовали в «эстрадные». Этот период вошел в историю под названием «Эпоха разгибания саксофонов».

«Черный кот» Юрия Саульского

«Черный кот». Музыка Юрия Саульского, слова Михаила Танича, исполняет Тамара Миансарова
В 1954 году Юрий Саульский закончил консерваторию с красным дипломом — ему прочили карьеру академика-музыковеда. Но Саульский выбрал полузапрещенный джаз. Он отказался от гарантированного благополучия и согласился стать музыкальным руководителем оркестра Дмитрия Покрасса, а через год — самого известного в стране джазового оркестра Эдди Рознера. Вместе с коллективом Рознера он снялся в фильме «Карнавальная ночь»
Эльдара Рязанова
. В 1957 году Саульский перешел в молодежный биг-бэнд Центрального дома работников искусств (ЦДРИ). Дирижер постепенно зарабатывал авторитет в музыкальной среде и в итоге стал известной фигурой в советском джазе.
В 1957 году в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В программе события был джазовый конкурс, в котором оркестр ЦДРИ под управлением Саульского стал призером. Однако вскоре после фестиваля газета «Советская культура» выпустила разгромную статью о выступлении молодых артистов: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельного творческого облика представляет собой, в частности, молодежно-эстрадный оркестр ЦДРИ, руководитель — Ю. Саульский. И манера исполнения — крикливая, грубая, физиологическая, рассчитанная на дешевый, «чисто джазовый» эффект. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Саульского объявили музыкальным антисоветчиком.
После этой публикации Юрий Саульский лишился официальной работы — в основном он брал частные заказы по аранжировке. В это сложное время вместе с Аркадием Островским он написал музыку для комедии «Девушка с гитарой»
. Картина была посвящена Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, поэтому для музыкального оформления Саульский переработал народные песни Польши, Румынии, Грузии. Также он сочинил для фильма композиции «Звучи, звени над миром эта песня», «Семь нот» и «То пришла любовь», которые исполнила Людмила Гурченко
.
Опала длилась четыре года. В 1961 году Юрия Саульского назначили главным дирижером Московского мюзик-холла, а через год его приняли в Союз композиторов СССР. В 1963 году в творчестве Саульского произошло знаковое событие — он сочинил композицию «Черный кот» на слова поэта Михаила Танича
. Песню впервые спела Тамара Миансарова. В ее исполнении «Черный кот» стал главным советским хитом. На Саульского обрушились всесоюзная слава и денежное благосостояние. В 1966 году Саульский написал музыку к фильму «Западня».

Известный джазовый композитор

В 1966 году Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр — «ВИО-66». Это было совершенно новое воплощение джазового коллектива: он состоял не только из биг-бенда, но и из вокальной группы. В его составе были лучшие джазмены той эпохи: Валентина Толкунова, Алексей Козлов, Игорь Бриль. Вскоре начались гастроли, и после первых выступлений артисты столкнулись с финансовыми трудностями. Поэтому композитору пришлось составить вторую песенную программу. В 1968 году для спектакля «Глазами клоуна» в Театре Моссовета
Саульский сочинил музыку на стихи Григория Поженяна — «Вальс клоуна», «Молитва клоуна» и «Мари». Фонограмму к спектаклю записала группа «ВИО-66» под управлением самого композитора.
К концу 1960-х годов официальное отношение к джазу снова резко ухудшилось. Это время совпало с творческим кризисом Саульского — он не мог больше совмещать дирижерство и композиторство. К тому моменту он создал множество джазовых композиций и несколько известных эстрадных песен, музыку для кино и театра. В оркестре Саульский все больше занимался не творчеством, а был, скорее, администратором. В 1970 году он покинул коллектив, чтобы писать музыку.
В это время в СССР стали появляться контрабандные пластинки с записями зарубежных рок-звезд. К 1970-м годам рок стал новой проблемой советской идеологии, а Юрий Саульский увлекся новым революционным направлением: он слушал отечественные группы «Машина времени», «Славяне», «Аквариум». Во многом благодаря Саульскому музыка вышла из подполья: в 1980 году композитор стал одним из организаторов и председателем жюри на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Многие рок-музыканты впервые попали на официальную сцену.
К началу 1980-х Юрий Саульский был известным композитором. Он написал музыку на стихи Евгения Евтушенко
, Игоря Шаферана, Михаила Танича, Наума Олева и Леонида Завальнюка. Среди известных песен композитора — «Песня о дельфинах», «Осенняя мелодия», «Татьянин день». Также Саульский продолжал сотрудничать с театральными и кинорежиссерами. В его фильмографии к тому моменту было 14 картин, среди них — «Опровержение», «Стакан воды», «Безответная любовь», «В последнюю очередь». Однако композитор мечтал сочинить мюзикл. Случай представился в 1987 году: вместе с другими авторами он написал музыку к картине «Остров погибших кораблей».
К началу 1990-х без Юрия Саульского не обходилось ни одно светское мероприятие. Он был президентом Международного джазового ангажемента и проводил джаз-фестивали в Москве, Сочи, Оренбурге, Минске. Новых песен в этот период композитор уже почти не писал, зато сочинял новые джазовые композиции, выступал на концертах и фестивалях, работал художественным руководителем в Государственном музыкальном училище эстрады и джаза.
В 2002 году Юрий Саульский, уже тяжело больной, провел авторский концерт, посвященный закладке именной звезды на «Площади звезд». Здесь прозвучали его эстрадные песни, музыка из кинофильмов и джазовые композиции.
Юрий Саульский умер 28 августа 2003 года. Похоронили композитора на Ваганьковском кладбище.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна