Они первыми играли джаз

Джаз музыкальному миру подарила встреча двух культур — европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.
Певец Леонид Утесов и его оркестр. 1956 год. Фотография: Валентин Мастюков, Борис Трепетов / ТАСС
Тео ван Дусбург. Фотопортрет Валентина Парнаха, исполняющего танец «Эпопея». 1925 год.
Джазовый музыкант Олег Лундстрем на вечере, посвященном его 75-летию. 1991 год. Фотография: Роман Денисов / ТАСС

Валентин Парнах — пионер советского джаза

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.
В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства — нынешнего ГИТИСа
 — собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович — на саксофоне, Тизенгайзен — на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой — решили музыканты.
На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз — это соединение традиций разных континентов и культур в один «интернациональный сплав». Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд
, который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях «Великодушный рогоносец» и «Д.Е». Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. «Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе!» — трубила советская пресса.

Александр Цфасман: джаз как профессия

Музыкант Александр Цфасман. Начало 1970-х годов. Российский национальный музей музыки, Москва
Музыкант Александр Цфасман. Начало 1970-х годов. Российский национальный музей музыки, Москва
Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича
гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории
, которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок — сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.
«Утомленное солнце нежно с морем прощалось» зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием «Московские ребята».
Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска — про неудачное свидание. «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час», — распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.
«Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически».
Александр Медведев, музыковед
Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе»
, а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол
Сергея Образцова
.

Леопольд Теплицкий. Классика в джазовой обработке

Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах «Эрмитаж» и «Люкс» еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз — музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.
Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал «Первый концертный джаз-банд» из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика — музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов — Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов
называл его «первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру».
Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция «Джаз-банд и музыка будущего» музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка — с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леопольд Теплицкий был арестован и осужден по статье «шпионаж». Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался — переехал в Петрозаводск.
С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил — играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде — в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив «Кантеле», для которого Теплицкий написал «Карельскую прелюдию». Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки «Звезды и мы».

Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Певец Леонид Утесов. 1930-е годы. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Певец Леонид Утесов. 1930-е — 1940-е годы. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Громкая премьера на рубеже 1930-х годов — «Теа-джаз» Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла.
Эти впечатления и воплотились в создании «Теа-джаза». Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, «Теа-джаз» в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в «Концертный джаз-оркестр».
Утесов набрал новый состав «Теа-джаза» — музыканты ставили целые спектакли. Один из них — «Музыкальный магазин» — позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова «Веселые ребята» с Любовью Орловой
в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом.
«До «Веселых ребят»
американцы знали Россию Достоевского
. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».
Чарли Чаплин
В репертуаре «Теа-джаза» были джазовые рапсодии Исаака Дунаевского
на темы народных песен и песни на стихи советских композиторов. Так с легкой руки Утесова — блестящего исполнителя, который «пел сердцем», — по стране прокатилась волна «песенного джаза». Песни Дунаевского подхватили многие джаз-оркестры: их включали в импровизации, фантазии и обработки.

Олег Лундстрем. «Джазовый король Дальнего Востока»

Олег Лундстрем. Фотография: classicalmusicnews.ru
Олег Лундстрем. Фотография: kp.ru
Олег Лундстрем
вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».
В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз — в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории
. Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке». Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.
«Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой — вот кредо оркестра».
Олег Лундстрем
Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса — как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого «Дорогого старого Юга», когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.
Автор: Наталья Летникова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна