Публикации раздела Литература

Автор сценария: Иван Бунин

Впервые произведение Ивана Бунина хотели экранизировать еще при жизни писателя. В октябре 1933 года к нему обратился один голливудский продюсер с просьбой купить рассказ «Господин из Сан-Франциско». Бунин отправил ему авторский договор, но так и не получил ответа.

Долгое время проза Бунина оставалась без внимания режиссеров, первую картину по Бунину сняли только в 1967 году в СССР. Позже режиссеры со всего мира обратили внимание на произведения писателя: ленты снимали испанские, польские, украинские, бразильские и американские кинематографисты, и почти 20 фильмов выпустили в России. Среди них — «Суходол» Александры Стреляной, «Солнечный удар» Никиты Михалкова и другие. О пяти экранизациях классика — в материале портала «Культура.РФ».

Иван Бунин. Фотография: Михаил Рогозин / ТАСС

«Грамматика любви» (1988)

Кадр из художественного фильма Льва Цуцульковского «Грамматика любви» (1988)

В 1988 году к творчеству Ивана Бунина обратился советский режиссер Лев Цуцульковский. На киностудии «Лентелефильм» он снял фильм-спектакль «Грамматика любви». В основу сюжета лег одноименный рассказ 1915 года, а также произведения из сборника «Темные аллеи»: «Таня», «В Париже», и «Холодная осень». Бунин написал их в эмиграции во Франции, и все они посвящены воспоминаниям о первой любви, юности и родине. Создатели картины сохранили бунинский слог в диалогах, настроение и характер персонажей. Главные роли — писателя и эмигрантки из России — исполнили Геннадий Коротков и Анна Исайкина.

В 1994 году Цуцульковский снова решил экранизировать Бунина. На этот раз он снял ленту «Посвящение в любовь» по мотивам трех рассказов — «Легкое дыхание», «Холодная осень» и «Руся». В фильме сыграли 17-летние актеры Егор Бероев и Александра Флоринская, а закадровый текст от автора читал Иннокентий Смоктуновский.

«Несрочная весна» (1989)

Кадр из художественного фильма Владимира Толкачикова «Несрочная весна» (1989)

В 1989 году режиссер Владимир Толкачиков начал работу над художественным двухсерийным фильмом «Несрочная весна», который отсылает к одноименной лирической повести Ивана Бунина. Кроме повести, в основу картины легли дневниковые записи писателя и произведения «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ» и «Суходол». Съемки проходили в Лошицком усадебно-парковом комплексе в Белоруссии. В них участвовали артисты Леонид Куравлев, Николай Крюков и Юрий Назаров.

Фильм вышел на советские экраны 2 июня 1990 года — к 120-летию со дня рождения Бунина. На фестивале белорусского кино в Минске лента «Несрочная весна» получила приз как лучший фильм «Весна-90».

После премьеры картину по неизвестным причинам перестали показывать. Спустя 23 года фильм снова запустили в телеэфир, но лишь в отредактированном варианте: картину сократили на четыре минуты — и это исказило авторский замысел.

«Мещерские» (1995)

Кадр из художественного фильма Бориса Яшина «Мещерские» (1995)

В фильме «Мещерские» режиссер Борис Яшин объединил сюжетные линии бунинских рассказов «Таня», «В Париже» и «Натали», где главный герой носил фамилию Мещерский.

...То, что писал Бунин в цикле «Темные аллеи», — это рассказы о России, о ее людях, понимаете? Он писал, он выбрал форму рассказа, а мы эти повествования соединили, они легко соединяются, на мой взгляд, потому что они едины по стилистике, по тематике.
«Пусть все идет как идет... Беседы Гаянэ Амбарцумян с кинорежиссером Борисом Яшиным», 2006 год

Внутреннюю часть усадьбы снимали в павильоне на киностудии «Мосфильм», а чтобы показать экстерьер, использовали виды старинных особняков в Звенигороде, а также веранды Музея Толстого. Съемочная группа даже побывала во французской столице, где работала над частью фильма по мотивам рассказа «В Париже». В фильме сыграли Елена Дробышева, Анастасия Немоляева, Лев Дуров, Владимир Гостюхин и другие артисты.

По версии еженедельника «Огонек» «Мещерские» заняли восьмое место в хит-параде «10 фильмов 1995 года». В следующем году картина получила приз имени Франсуа Шале на IV фестивале «Русское кино» во французском Онфлере. Также ленту номинировали на премию «Ника-1996» за музыку к фильму, которую написал композитор Юрий Саульский — автор хитов «Черный кот», «Осенняя мелодия», «Обычная история».

«Суходол», 2011

Кадр из художественного фильма Александры Стреляной «Суходол» (2011)

Повесть «Суходол» в жанре «деревенской прозы» Иван Бунин написал в 1912 году. В центре сюжета — история исчезновения дворянского рода и их разоренной усадьбы Суходол. Спустя 100 лет после первой публикации произведения режиссер Александра Стреляная выпустила одноименный фильм. Его продюсировал Алексей Учитель, автор ленты о жизни Бунина «Дневник его жены».

Дебютная работа Стреляной завоевала много кинонаград. Среди них — диплом режиссеру за любовь к авторскому кино на XIV фестивале независимого кино «ДебоширФильм — Чистые грезы», Гран-при на XIII Всероссийском Шукшинском фестивале. Также в 2012 году исполнительница главной роли Яна Есипович победила в номинации «Лучшая женская роль» на XVIII Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.

«Солнечный удар» (2014)

Кадр из художественного фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» (2014)

Экранизировать бунинскую прозу режиссер Никита Михалков планировал еще в 1970-х. В одном из интервью 2014 года он говорил: «Я написал заявку на «Солнечный удар» почти 37 лет назад, когда Бунин был просто запрещен».

Работа над фильмом «Солнечный удар» началась летом 2012 года. В основе сюжета — одноименный рассказ и дневник под названием «Окаянные дни», который Иван Бунин вел с 1918 по 1920 год. В нем автор резко критиковал революцию и действия большевиков, а также описал конец Белой армии и эмиграцию русской интеллигенции.

Потом эта тема невыносимо-пассионарного Солнца появляется все время — «УС», «УС-2» («Утомленные солнцем» и «Утомленные солнцем-2» — дилогия Никиты Михалкова. — Прим. ред.), вот сейчас — «Солнечный удар». И тема эта и правда стержневая для России.

Очень правильный ход — соединить рассказ Бунина о любви и его же «Окаянные дни». Почему это правильно? Да потому что рассказы Бунина о любви… подсвечены этим самым Солнцем, этим закатным пожаром, уничтожившим и героев, и «страну, которой нет» и где они жили и «легко дышали». Без этого «солнечного эффекта» трагическое ощущение от Бунина — неполное.
Леонид Радзиховский, публицист

Съемки проходили во Владимирской, Нижегородской областях, Одессе и на Женевском озере: в Швейцарию пришлось ехать, поскольку в России не оказалось ни одного колесного парохода. Такой транспорт был необходим для воссоздания пароходного движения начала XX века. Многие сцены снимали в павильонах «Мосфильма». В одном из них построили трюм баржи, где в финальных эпизодах вместе с главным героем участвовала массовка из 450 человек.

Мировая премьера «Солнечного удара» прошла в октябре 2014 года в сербском Белграде, а затем и в России. На телевидении картина вышла в 2015 году в пяти сериях. Ленту также выдвинули на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но она так и не попала в номинацию.


Автор: Ирина Малахова

Смотрите также