Эрнст Неизвестный
Персона

Эрнст Неизвестный

Годы жизни:
09 апреля 1925 — 09 августа 2016
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Скульптор

Творчество Эрнста Неизвестного исследователи периодически пытаются причислить к тому или иному направлению, но оно не вписывается ни в одно из них. Неизвестный не просто скульптор, он философ, изучавший механизмы человеческой души, пытавшийся вместе с другими мыслителями — Пятигорским и Мамардашвили — разработать методологию творчества. Главный объект его скульптур — человеческое тело, которое, как говорил художник, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции.

В его произведениях реалистические формы соединены с элементами абстракции. Художник осознанно, для усиления выразительности, прибегал к деформации. В расцвете творчества Неизвестный обратился к монументальной скульптуре. Одновременное использование объемов и полостей позволило ему добиться невозможного — в одном произведении совместить монументальность и динамичность. Все работы скульптора несут колоссальную смысловую нагрузку, погружают зрителя в иррациональный мир, обращаются не только к мысли, но и воздействуют на подсознание.

Среди важнейших графических и живописных произведений Неизвестного — «Гигантомахия» (1958) и «Образы Достоевского» (1963). В 1970 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с рисунками Эрнста Иосифовича; он рисовал иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к Откровению Святого Иоанна Богослова. Скульптуры художника нашли свое место в самых разных городах мира. «Большое распятие» хранится в Ватикане, монумент «Золотой ребенок» установлен в Одессе, «Кентавры» — в Женеве и Милане, «Древо жизни» — около здания ООН в Нью-Йорке, а также в Москве. В советское время он создал «Прометея» в пионерском лагере «Артек», после перестройки — «Маску скорби» (в память о жертвах ГУЛАГа) в Магадане. Среди последних работ — памятник Сергею Дягилеву в Перми и монумент шахтерам в Кемерово.

Скульптор Эрнст Неизвестный. Фотография: Игорь Пальмин. 1972

Отец Эрнста Неизвестного — известный в тогдашнем Свердловске врач, в годы Гражданской войны — адъютант Александра Антонова, возглавившего Тамбовское восстание против большевиков (Антоновский мятеж). Мать — талантливый поэт и детский писатель. На улицах родного города — «победивший социализм» и жизнь, которая не вязалась с врожденной внутренней свободой художника.

«Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть свое происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы, будучи мудрым человеком, и, как я понимаю сейчас, эти две буквы нас, в общем-то, спасли. Он был блестящий детский хирург. И пользовались его услугами все — в том числе и дети начальников. Папа 50 лет руководил детской клиникой, стал заслуженным врачом России. Начальство смотрело на него сквозь пальцы. Он был им нужен».
Эрнст Неизвестный
Эрнст Неизвестный в мастерской. Москва, 1950-е

Лет в четырнадцать-пятнадцать Эрнст решил жить по своим правилам: «Или так, как хочу, или пусть убьют». Судьба хранила юношу, одновременно проверяя дух на прочность. Он мог погибнуть в блокаду, но как ученика школы при Всероссийской академии художеств его в 1942 году вывезли в Самарканд. Потом — фронт, куда пошел добровольцем и где в 1945 году в Австрии, за две недели до конца войны, его ранили. Хотя по бумагам — убили и даже наградили посмертно орденом Красной Звезды. В художественных работах сквозным лейтмотивом осталась постоянная память о войне.

С поврежденным позвоночником, но он выжил. Потом бесконечные боли и лечение, учеба в Академии художеств в Риге, и, наконец, Москва. Здесь в 1947 году, чтобы рисовать и работать с формой, Неизвестный поступил в Суриковский институт, а чтобы мыслить — на философский факультет в МГУ.

Талантливого юношу заметили: работа третьекурсника завоевала международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Скульптура «Строитель Кремля Федор Конь», созданная студентом пятого курса, была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» — гигантской скульптуре, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, который выражал суть теоретических и практических изысканий мастера, стал главным проектом его жизни.

Эрнст Неизвестный впервые представляет эскиз монумента «Древо жизни». Москва, 1962

Эмигрант по эстетическим мотивам

В 1976 году Эрнст Неизвестный решил уехать из Советского Союза «из-за эстетических разногласий с режимом». Такую формулировку он придумал вместе с другом и философом Мерабом Мамардашвили. До эмиграции в мастерской художника собирались самые интересные и талантливые люди того времени — «интеллектуальная мафия», как их называл хозяин. Большинство были диссидентами. Себя он таковым не считал.

«Нельзя назвать человека диссидентом, если он защищался от плевка в лицо. Это нормальное человеческое поведение. У меня программа была простая — «Оставьте меня в покое!».

Неизвестному не давали работать, против него возбуждались уголовные дела — от обвинений в валютных махинациях до шпионажа, ему угрожали, его избивали. Но, смыв кровь, он шел в мастерскую творить, вновь и вновь побеждал на всесоюзных конкурсах, получал правительственные награды.

Никита Хрущев во время знаменитой выставки в Манеже 1962 года назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», но именно к Неизвестному обратились родные опального генсека с просьбой сделать надгробный памятник.

Его звал работать знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер, были заказы от компартий — французской, итальянской, но Неизвестный вдруг оказался невыездным. Единственным выходом стала эмиграция.

Уезжая, он не знал, увидит ли вновь родных и друзей. Первой остановкой на его пути была Швейцария, затем Нью-Йорк. Он читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах. Благодаря связям Мстислава Ростроповича скульптор стал вхож в дома американской элиты. Энди Уорхол, Пауль Сахар, Генри Киссинджер, Артур Миллер, Рокфеллер, принцесса Грейс приняли его в свой круг.

Несколько скульптурных изображений распятия, созданных Эрнстом Неизвестным, приобрел папа римский Иоанн Павел II для музея Ватикана

Появились крупные заказы, пришло мировое признание. В 1976 году Неизвестный стал почетным членом Европейской академии искусства и науки, в 1989-м — действительным членом Европейской академии искусства и науки, в 1986-м — действующим членом Нью-Йоркской академии наук, иностранным членом шведской Королевской академии изящных искусств. Но он ни на минуту не забывал о родной земле. «Родина для меня — это Россия, это Урал, где я родился. В США мой дом, а сердцем я на Урале».

Мемориальный комплекс «Маска скорби» у подножия сопки Крутая в Магадане. Открыт 12 июня 1996 года. Авторы: скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор Камиль Казаев

Документальный фильм «Эрнст Неизвестный: Моя свобода — одиночество»

Смотрите также

Марк Антокольский
Скульптор
Литва
02 ноября 1843 — 14 июля 1902
Вера Мухина
Скульптор
Художник
Россия
01 июля 1889 — 06 октября 1953
Петр Клодт
Скульптор
Россия
05 июня 1805 — 20 ноября 1867