Деятели культуры на Великой Отечественной войне
В Великой Отечественной войне участвовали многие деятели культуры: режиссеры, писатели, скульпторы, композиторы. «Культура.РФ» вспоминает тех, к чьим фронтовым историям не так часто обращаются в прессе.
Эрнст Неизвестный
![Николай Лаврентьев. Скульптор Эрнст Неизвестный. Москва, 1975. Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/68587147-79df-5c54-8ab6-52b9906398d3/t_average/ernst1-jpg.png)
![С. Берменьев. Скульптор Эрнст Неизвестный. Москва, 1996. Государственный центральный музей современной истории России, Москва](https://cdn.culture.ru/images/7f0b69bc-fd85-5913-a9bf-ee3b400bf479/t_average/ernst2-jpg.png)
![Л. Иванов. Скульптор Эрнст Неизвестный. Москва, 1960-е. Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/0d7933d0-98ed-54cc-8c3f-a0aad839f885/t_average/e3-jpg.png)
Один из самых известных советских скульпторов Эрнст Неизвестный воевал младшим лейтенантом на 4-м Украинском фронте в составе воздушно-десантных войск. Он участвовал во многих боевых операциях, в том числе в штурме Будапешта.
Всего за пару недель до конца войны Неизвестный был тяжело ранен в Австрии: «Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать. Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что в конце концов я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем. И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили — что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали…»
Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Евгений Вучетич
![В.П. Коновалов. Скульптор Евгений Вучетич знакомит Леонида Брежнева с мемориалом на Мамаевом кургане в день открытия памятника-ансамбля. Волгоград, 1967. Волгоградский областной краеведческий музей, Волгоград](https://cdn.culture.ru/images/a74879a2-6192-5d81-a83b-245e493d75c0/t_average/vuch2-jpg.png)
![](https://cdn.culture.ru/images/a65e7917-4146-5085-a5bf-000ae4451cdb/t_average/vuch-fotografiya-evzerikhin-emmanuil-tass-jpg.png)
![В.П. Коновалов. Скульптор Евгений Вучетич (в центре) на Мамаевом кургане. Волгоград, 1967. Волгоградский областной краеведческий музей, Волгоград](https://cdn.culture.ru/images/3de15a40-3bbd-5647-bd13-001c229a5772/t_average/vuch3-jpg.png)
Автор легендарного монумента памяти Великой Отечественной войны «Родина-мать» Евгений Вучетич с первых дней войны ушел добровольцем на фронт. Первое время он служил рядовым солдатом-пулеметчиком, но уже через год получил звание капитана. «Во время одного из наших наступлений, — вспоминал Вучетич, — между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал. Поравнявшись с ним, я обернулся, буквально на мгновение, но побежал дальше: наступление продолжалось… »
В 1942 году во время штурма Любани Вучетич был контужен и долгие месяцы провел в госпитале. Как только он снова начал ходить и смог восстановить речь, он был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. После войны Евгений Вучетич был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В творчестве скульптора военный опыт стал определяющим. Вучетич говорил: «Ты думаешь, мне не хочется изваять обнаженную женщину, полюбоваться красотой тела? Хочется! Но я не могу, не имею права. Я должен в каждой вещи своей нести идею, быть солдатом».
Михаил Аникушин
![В.К. Голубовский. Скульптор Михаил Аникушин. Санкт-Петербург, 1990-е. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/5ef20e66-de28-5b2c-acb6-e51aadae84d0/t_average/a1-jpg.png)
![В.К. Голубовский. Скульптор Михаил Аникушин. Санкт-Петербург, 1990-е.Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/9ef16715-4d6d-5c0e-8025-0b701d705f76/t_average/a2-jpg.png)
![Б.М. Горохов. Портрет скульптора Михаила Аникушина. Ленинград, 1977. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/4bf558b3-f213-5ed8-a7e2-b6614b6196fe/t_average/a3-jpg.png)
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Аникушин, автор памятника Пушкину на площади Искусств в Петербурге, воевал в ополчении. Долгое время он участвовал в обороне Ленинграда, а в свободные от боя минуты писал этюды, лепил фигурки бойцов.
Читайте также:
Один случай особенно врезался в память Аникушину: «Зимой сорок второго — сорок третьего годов по каким-то неотложным фронтовым делам я оказался в городе. На площади у Технологического института увидел небольшую группу бойцов в белых маскировочных халатах. Вооруженные автоматами, очевидно разведчики, они направлялись на передовую. Внезапно из ближайшей парадной выбежала девочка лет четырнадцати — худенькая, в наспех накинутом на плечи шерстяном платке — и, что-то крикнув, бросилась к одному из солдат. Он шагнул к ней, порывисто обнял, поцеловал. Бойцы остановились, выжидая. Кто он был, солдат, этой девочки отец, брат? Не знаю. Всего несколько мгновений длилась эта сцена. Потом разведчики двинулись дальше, а девочка скрылась в парадной. До сих пор необычно осязаемо вижу всю эту картину».
9 мая 1945 года война для Аникушина не закончилась: его отправили на Забайкальский фронт участвовать в войне с Японией. После окончания Второй мировой войны Михаил Аникушин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».
Андрей Эшпай
![Соломон Мельник. Композитор Андрей Эшпай. Москва, 1957. Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/396080be-7442-5051-9db3-e03cd57d2308/t_average/esh3-jpg.png)
![Композитор Андрей Эшпай за работой. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл](https://cdn.culture.ru/images/98c60bea-9332-5a80-9e8a-3db347839530/t_average/esh-jpg.png)
![Фотопортрет композитора Андрея Эшпай. 1941–1945. Национальный музей Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан](https://cdn.culture.ru/images/2dc5d6e1-be6c-5529-86bd-5ee7b4c8108a/t_average/esh2-jpg.png)
Когда началась война, будущий известный композитор Андрей Эшпай был совсем юн. В свои шестнадцать лет он так сильно мечтал попасть на фронт, что прошел пешком до летной части 30 километров по 30-градусному морозу, чтобы записаться в добровольцы. Однако тогда Эшпаю отказали, и на войну он попал только в конце 1944 года, когда окончил Оренбургское пулеметное училище.
Окончил Эшпай и курсы военных переводчиков, что помогло ему при допросе пленных выяснить множество фашистских огневых точек. За этот вклад в будущую победу он был награжден орденом Красной Звезды. Среди многих медалей композитора — «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы».
Вот как Эшпай вспоминал о военных событиях спустя годы после Дня Победы: «Я всегда с осторожностью говорю о войне. Все герои в земле сырой — война унесла лучших. Это запах гари. Гарь, гарь, гарь от Москвы до Берлина. Среди дыма и огня дружба бойцов — совершенно особое чувство, я хорошо это понял там, под Берлином. Само понятие «я» как-то исчезает, остаётся только «мы». У меня были два любимых друга, храбрейшие из храбрейших — Володя Никитский из Архангельска, Гена Новиков из Ташкента. Мы были неразлучны, не раз выручали друг друга. Оба они прошли всю войну и оба погибли в боях за Берлин, в последние часы войны. О войне нельзя говорить словами. Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война…»
Николай Уллас
![Архитектор Николай Уллас. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск](https://cdn.culture.ru/images/c9fa6256-a10d-5f99-99f1-8df9034f0d2e/t_average/u1-jpg.png)
![Архитектор Николай Уллас. 1932. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск](https://cdn.culture.ru/images/794e4b51-9e9a-526f-891a-c41f60df2f3f/t_average/u2-jpg.png)
![Архитектор Николай Уллас. 1948. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск](https://cdn.culture.ru/images/ae797d19-d532-5de7-a8be-1b50abe009ac/t_average/u3-jpg.png)
В историю архитектуры Николай Уллас вошел как автор Центрального стадиона в Лужниках и обелиска на месте смерти Юрия Гагарина. Он многое сделал и для развития градостроения — разработал генплан Юго-Западных территорий Москвы, план застройки нескольких столичных районов. Николай Уллас прошел всю войну в составе Юго-Западного фронта. Он участвовал в боях за освобождение Северного Кавказа, Украины, Югославии, Венгрии и Австрии.
Вот как он вспоминал свои последние военные дни: «В декабре 1944 года мы вышли к столице Венгрии. Пешт был занят войсками 2-го Украинского фронта, а Буду, стоящую на холмах, должны были взять мы. Тяжелые уличные бои шли около трех месяцев. Мне, как начальнику инженерной службы, приходилось собирать саперные подразделения из разных полков и с ними наступать…»
После окончания войны Уллас был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда».
Автор: Лидия Утёмова
Смотрите также