Зинаида Райх

Годы жизни: 03 июля 1894 - 15 июля 1939
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер театра
Содержание
Зинаида Райх была дочерью революционера. В школе она состояла в подпольном кружке и мечтала заниматься общественной работой. Актриса впервые вышла на сцену в спектакле Всеволода Мейерхольда
«Лес», когда ей было 30 лет. Зинаиде Райх посвящали стихи ее первый муж Сергей Есенин
, поэты Алексей Ганин и Борис Пастернак
. Иностранные критики называли ее «искренней и глубоко чувствующей».

«Девушка из рабочей семьи»

Зинаида Райх. 1920-е. Москва. Фотография: Алексей Темерин / Мультимедиа арт музей, Москва
Зинаида Райх с отцом Николаем Райх. 1917. Фотография: fotoload.ru
Зинаида Райх. Фотография: izbrannoe.com
Зинаида Райх родилась 3 июля 1894 года в Ближних Мельницах, пригороде Одессы. Ее отец Август Райх был немцем, выходцем из Силезии. В России он сменил имя на Николай и устроился машинистом на железную дорогу. С 1897 года состоял в Российской социал-демократической рабочей партии. Мать будущей актрисы, Анна Викторова происходила из старинной дворянской семьи.
Когда Зинаиде Райх было 13 лет, ее семью выслали из Одессы из-за связи Николая Райха с революционерам. Райхи поселились в молдавском городе Бендеры. Там актриса поступила в женскую гимназию Веры Герасименко. Училась она хорошо, но с первых классов состояла в подпольном кружке, члены которого распространяли революционную литературу. Из-за этого Зинаиду Райх исключили из восьмого класса и признали «политически неблагонадежной». Тогда будущая актриса переехала в Киев, где поступила на Высшие женские курсы. Там же она стала членом Партии социалистов-революционеров, а вскоре в очередной раз сменила место жительства — перебралась в Петроград.
В столице Зинаида Райх продолжила образование: стала слушательницей Высших женских историко-литературных и юридических курсов Николая Раева, ходила на дополнительные занятия по иностранным языкам и посещала скульптурную мастерскую. Будущая актриса много читала, среди ее любимых писателей были Кнут Гамсун и Лев Толстой.
«Как девушка из рабочей семьи, она [Зинаида Райх — Прим. ред] была собрана, чужда богеме и стремилась прежде всего к самостоятельности. Дочь активного участника рабочего движения, она подумывала об общественной деятельности, среди ее подруг были побывавшие в тюрьме и ссылке. Но в ней было и что-то мятущееся, был дар потрясаться явлениями искусства и поэзии. Какое-то время она брала уроки скульптуры. Читала бездну. Одним из любимых ее писателей был тогда Гамсун, что-то было близкое ей в странном чередовании сдержанности и порывов, свойственном его героям. Она и всю жизнь потом, несмотря на занятость, много и жадно читала, а перечитывая «Войну и мир»
, кому-нибудь повторяла: «Ну как же это он умел превращать будни в сплошной праздник?»
Дочь Зинаиды Райх Татьяна Есенина, «Зинаида Николаевна Райх», 1971 год

«Разбойник с кудрявых полей»: Зинаида Райх и Сергей Есенин

Зинаида Райх. Фотография: fotoload.ru
Зинаида Райх с детьми — Константином и Татьяной Есениными. Фотография: fotoload.ru
Поэт Сергей Есенин. 1924. Фотография: Моисей Наппельбаум / Мультимедиа арт музей, Москва
После Февральской революции 1917 года
Зинаида Райх устроилась секретарем-машинисткой в недавно созданную газету эсеров «Дело народа». У нее было много поклонников. Художница Софья Вишневецкая вспоминала: «…Прелестные, как вишни, глаза и веки, как два лепестка… необыкновенная матовая кожа и абсолютная женственность».
В редакции «Дела народа» Райх познакомилась с поэтами Сергеем Есениным и Алексеем Ганиным. В июле 1917 года Ганин пригласил ее и Есенина поехать к нему на родину, на Белое море. В дороге и на отдыхе Райх много общалась с Сергеем Есениным. Вместе они посетили Мурманск, Архангельск
, Соловецкие острова. Во время этой поездки Ганин написал стихотворение «Русалка», которое посвятил Зинаиде Райх:
«Она далеко, — не услышит,
Услышит, — забудет скорей;
Ей сказками на сердце дышит
Разбойник с кудрявых полей.
Он чешет ей влажные косы —
И в море стихает гроза,
И негой из синего плеса,
Как солнце, заискрят глаза»
На обратном пути Есенин сделал Райх предложение. 30 июля 1917 года они обвенчались в Кирико-Улитовской церкви, в небольшой деревне недалеко от Вологды
.
В начале сентября 1917 года Райх и Есенин вернулись в Петроград. Поначалу они жили раздельно: как писала Татьяна Есенина, поэт и актриса договорились «друг другу не мешать». Но вскоре супруги съехались. Есенин потребовал, чтобы его жена оставила работу и занялась домашним хозяйством. Райх согласилась — она мечтала о семье и детях. Литературовед Борис Грибанов писал: «Зинаида Николаевна оказалась вполне хозяйственной женой — она была деловита, аккуратна, хорошо готовила. Есенин <…>, тоскуя по нормальной семейной жизни, вспоминал, как вкусно готовила Райх». Однако супруги часто спорили. Однажды они даже выбросили свои обручальные кольца в окно, а затем искали их под окнами дома.
В конце 1917 года Райх вновь нашла работу — стала машинисткой в народном комиссариате продовольствия РСФСР. В начале следующего года, после того, как столицу перенесли из Петрограда в Москву, вместе с Сергеем Есениным она переехала в Москву. Поселили супругов в номерах бывшей гостиницы на Тверской улице. Подруга Райх Зинаида Гейман вспоминала: «Сергей Есенин с Зинаидой жили в плохоньком номере какой-то гостиницы. У них было неуютно, мрачно, по-богемному… На столе крошки, вода, разбросано».
Вскоре Райх уехала в Орел
к родителям. Там она родила дочь Татьяну. Следующие полтора года актриса почти не бывала в Москве. В Орле она работала в Наркомпросе: была инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов, а затем стала заведующей театрально-кинематографической секцией Орловского окружного военного комиссариата. Иногда Райх приезжала к Есенину, но они часто ссорились. Актриса Августа Миклашевская вспоминала: «Она хотела иметь мужа, как все, а не так, как было с Есениным — по году не виделись».
Осенью 1919 года Райх вернулась в Москву. Здесь она устроилась в Народный комиссариат просвещения РСФСР, в подотдел народных домов и клубов. В феврале 1920 года у нее и Есенина родился сын Константин. Отношения супругов к тому моменту не наладились. Поэт и переводчик Вадим Шершеневич писал: «Есенин был слишком занят собой <…> Любовь у него всегда была на третьем плане. Он даже к еде относился с большим вниманием, чем к «любимой». А семьянином был просто никудышным».
Вскоре после рождения ребенок тяжело заболел. Райх увезла сына в Кисловодск. Там в конце 1920 года она попала в больницу с нервной болезнью. Весной 1921-го актриса выздоровела и вместе с сыном вернулась в Орел, где начала преподавать на театральных курсах историю. С Есениным в это время Райх почти не общалась: еще в феврале 1921 года, до ее возвращения, поэт подал на развод. Официально супруги расстались в октябре 1921-го.

Актриса ГосТиМа и жена Всеволода Мейерхольда

Зинаида Райх с мужем Всеволодом Мейерхольдом. Фотография: egoclub.org
Зинаида Райх (в центре) в роли Аксюши в спектакле Всеволода Мейерхольда «Лес». 1924. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва. Фотография: Алексей Темерин / Мультимедиа арт музей, Москва
Зинаида Райх в роли Анны Андреевны в спектакле Всеволода Мейерхольда «Ревизор». 1926–1929. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва. Фотография: Алексей Темерин / Мультимедиа арт музей, Москва
Осенью 1921 года Зинаида Райх оставила детей в Орле с бабушкой и дедушкой, а сама поехала в Москву. Там она стала студенткой Государственных экспериментальных театральных мастерских. Вместе с Сергеем Эйзенштейном
, Юрием Завадским
и Сергеем Юткевичем Райх училась на режиссерском отделении, которым руководил Всеволод Мейерхольд.
«Зинаида Николаевна Райх, бывшая жена Сергея Есенина, пришла в мастерские Мейерхольда в кожаной куртке, стриженая — молодая женщина поры военного коммунизма… Эпоха формировала новый лик женщины, и Зинаида Райх, как истая женщина, примеряла его на себя. Она была красива, заметна, умна, деятельна, честолюбива и скоро заняла видное положение в штабе Мейерхольда и, главное, в его жизни <…> Может быть, нужна была и та поздняя и страстная любовь, чтобы Мейерхольд стал тем, кем он стал в эти послереволюционные годы: дерзким и молодым экспериментатором»
Театровед Майя Туровская (по книге Антонины Гольцовой «Сергей Есенин и Зинаида Райх: орловские страницы биографии поэта»)
С Мейерхольдом Зинаида Райх познакомилась еще в 1918 году, во время работы в Наркомпросе, но близко общаться стала только на курсах. Помощник режиссера Александр Гладков вспоминал: «В запутанных кривых переулках между Тверской и Большой Никитской можно было встретить тесно прижавшихся друг к другу и накрытых одной шинелью мужчину и женщину». Мейерхольд и Райх поженились в начале 1922 года и вскоре забрали в Москву детей актрисы. В Москве их стал навещать Сергей Есенин. В 1924 году поэт написал о себе в стихотворении «Письмо от матери»
:
«Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому
,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут»
В том же году Зинаида Райх впервые вышла на сцену. Она сыграла Аксюшу в спектакле Мейерхольда «Лес» по одноименной пьесе
Александра Островского
. Авангардная постановка, в которой режиссер перенес действие из XIX века в 1920-е годы, принесла Райх известность. Критики писали, что артистка хорошо усвоила приемы биомеханики Мейерхольда — специальные упражнения, которые развивали физическую подготовку актера, помогали ему точно выполнять нужные для той или иной сцены движения. Илья Эренбург
вспоминал: «В сильном ансамбле, среди гротесковых пересечений особенно чисто, искренне зазвучала лирическая нота, ее с какой-то безошибочной внутренней убежденностью вела Аксюша — Зинаида Райх».
28 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице «Англетер» покончил с собой Сергей Есенин. Зинаида Райх была на похоронах поэта. Она тяжело переживала его смерть. Константин Есенин писал: «Мать лежала в спальне, почти утратив способность реального восприятия. Мейерхольд размеренным шагом ходил между спальней и ванной, носил воду в кувшинах, мокрые полотенца. Мать раза два выбегала к нам, порывисто обнимала и говорила, что мы теперь сироты».
В следующие несколько лет Райх часто играла главные роли в спектаклях Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМа). Она сыграла жену городничего Анну Андреевну в «Ревизоре» по одноименному произведению
Николая Гоголя
, Софью в «Горе уму» по пьесе Александра Грибоедова
«Горе от ума»
, дону Лауру в пушкинском «Каменном госте»
.
Кроме положительных рецензий, в советской прессе появлялись заметки, в которых Райх называли бездарной актрисой. Заступился за артистку поэт Владимир Маяковский: «Вот говорят: Зинаида Райх. Выдвинули ее на первое место. Почему? Жена. Нужно ставить вопрос не так, что потому-то выдвигают такую-то даму, что она его жена, а что женился на ней потому, что она хорошая артистка». Райх была одной из любимых актрис Бориса Пастернака. После выхода спектакля «Горе уму» он посвятил ей и Мейерхольду стихотворение «Мейерхольдам».
В конце 1920-х и начале 1930-х годов Зинаида Райх помогала арестованным писателям, в том числе сосланному в Енисейск драматургу Николаю Эрдману. В квартире Райх и Мейерхольда на Новинском бульваре проходили художественные вечера, на которых бывали актеры ГосТиМа, художники, писатели и политики, в том числе нарком внутренних дел Генрих Ягода и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Туда же часто приглашали иностранцев, которые посещали СССР — корреспондентов иностранных газет, деятелей искусства.
«Райх была чрезвычайно интересной и обаятельной женщиной <…> Всегда была она окружена большим кругом поклонников <…> Райх любила веселую и блестящую жизнь: любила вечеринки с танцами и рестораны с цыганами, ночные балы в московских театрах и банкеты в наркоматах. Любила туалеты из Парижа, Вены и Варшавы, котиковые и каракулевые шубы, французские духи <…> и любила поклонников. Нет никаких оснований утверждать, что она была верной женой В. Э. [Мейерхольду — Прим. ред] — скорее есть данные думать совершенно противоположное <…> Райх была неизменно притягательным центром общества. И привлекательность и очарование хозяйки умело использовали лубянские начальники, сделав из мейерхольдовской резиденции модный московский салон с иностранцами»
Юрий Елагин, «Темный гений»

Письмо Сталину и убийство

Зинаида Райх в роли Маргариты Готье в спектакле Всеволода Мейерхольда «Дама с камелиями». 1934–1937. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва. Фотография: Борис Фабисович / Мультимедиа арт музей, Москва
Слева направо: поэт Владимир Маяковский и фотограф Александр Родченко (стоят), композитор Дмитрий Шостакович и режиссер Всеволод Мейерхольд (сидят) у рояля. 1926. Фотография: onedio.ru
Зинаида Райх с мужем Всеволодом Мейерхольдом. Фотография: svoboda.org
В середине 1930-х отношение советской власти к театру Мейерхольда начало меняться. В прессе в его постановках находили «трагическое восприятие крушения индивидуалистической идеологии», а новаторские приемы режиссера называли «озорным ломанием». Новые спектакли критика встречала сдержанно. Без успеха прошла премьера «Бани» Владимира Маяковского, под запрет попали постановки пьесы Николая Эрдмана «Самоубийцы» и романа Николая Островского «Как закалялась сталь»
.
В 1934 году Мейерхольд поставил в ГосТиМе спектакль «Дама с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма-сына. В нем Зинаида Райх исполнила главную роль — Маргариты Готье. Спектакль стал популярным в СССР. По его мотивам скульптор Наталья Данько на Ленинградском фарфоровом заводе создала статуэтку Зинаиды Райх. Постановку хвалили и иностранные критики. Драматург Пиньеро Вирхилио писал: «Актерское исполнение не нуждается ни в каких исправлениях, но выше всех, много выше всех товарищ, игравшая роль Маргерит. <…> Она играет просто, без искусственного трагизма, человечная и искренняя, глубоко чувствующая». Однако успех «Дамы с камелиями» не спас Театр Мейерхольда от закрытия.
В 1936 году в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки», в которой критиковали оперу Дмитрия Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда». В ней впервые появилось слово «мейерхольдовщина»: «Левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это [опера Шостаковича — Прим. ред] — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде». После выхода статьи Зинаида Райх написала Иосифу Сталину письмо, в котором попросила его о встрече.
«Я с вами все время спорю в своей голове, все время доказываю вашу неправоту порой в искусстве. <…> Простите мою дерзость… Я дочь рабочего, — сейчас это для меня главное, — я верю в свой классовый инстинкт… <…> Вас так бесконечно, бесконечно обманывают, скрывают и врут, что вы правильно обратились к массам сейчас. Для вас я сейчас тоже голос массы, и вы должны выслушать от меня и плохое, и хорошее. Вы уж сами разберетесь, что верно, а что неверно. В вашу чуткость я верю. <…> Но вы поняли Маяковского, вы поняли Чаплина
, вы поймете и Мейерхольда»
Из письма Зинаиды Райх Иосифу Сталину от 29 апреля 1937 года
На письмо Райх Сталин не ответил, а уже 7 января 1938 года постановлением «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» ГосТиМ закрыли. В документе говорилось: «Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных, формалистических позиций». Закрытие ГосТиМа сказалось на здоровье Райх: она лечилась от депрессии. Несколько раз Мейерхольд пытался выехать с семьей за границу, однако не получил разрешения от советского правительства.
20 июня 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовали по подозрению в шпионаже. Его квартиру
в Москве опечатали, провели в ней обыск. Там же спустя несколько недель после ареста Мейерхольда, в ночь с 14 на 15 июля 1939 года, убили Зинаиду Райх. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище в Москве, недалеко от могилы Сергея Есенина.
Официальное следствие по делу посчитало, что убийство Райх совершили «с целью грабежа». Однако родственники и знакомые актрисы не согласились с ним. Они полагали, что преступление организовали сотрудники НКВД. Вскоре после смерти Райх в ее квартиру въехали подчиненные Лаврентия Берии.
В 1988 году Татьяна Есенина обратилась в ЦК КПСС с просьбой найти виновников убийства матери. Ей ответили, что это невозможно.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна