Свинарка и пастух
Художественные фильмы

Свинарка и пастух

Год выхода:
1941
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Семейный
Длительность:
75 мин.
В ролях:
Николай Крючков, Осип Абдулов, Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Никита Китаев, Елена Счастливцева, Григорий Алексеев
Режиссёр:
Иван Пырьев
Производитель:
Мосфильм

Еще до съёмок этого фильма режиссер Иван Пырьев запомнился и полюбился зрителям фильмами «Трактористы» и «Богатая невеста». Палехская шкатулка, приобретенная им на Сельскохозяйственной выставке (сегодняшнее название – ВДНХ) вдохновила его на создание нового кинохита. На ее крышке была изображена очаровательная свинарка с поросятами, заслушавшаяся трелями привлекательного пастуха. Миловидная зарисовка легла в основу сюжета.

Знаковая сцена фильма – знакомство главных героев происходит также на Сельскохозяйственной выставке. Дагестанец и русская девушка влюбляются друг в друга с первого взгляда. Всю бурю и глубину эмоций передают Владимир Зельдин и Марина Ладынина.

Для Ладыниной роль Глаши стала любимой, в ней она видела себя саму – юную девушку, приехавшую в город из сибирского села. Пырьев, выбрав на главную роль жену, был строг и требователен к ней не меньше, чем к другим актерам. Труднее всего ей далась сцена, где Глаша должна была не только носить на руках своих подопечных, но и делать им искусственное дыхание. Для этих трогательных сцен поросят приходилось усыплять. По рассказам актрисы, не все из них смогли пережить такие манипуляции на съемках.

На роль Мусаиба актера искали довольно долго. В итоге роль досталась молодому актеру Центрального театра транспорта Владимиру Зельдину. Ассистент режиссера увидел его в роли пограничника-грузина и пригласил на пробы. Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял после того, как женский коллектив съемочной группы, отсмотрев отснятый материал, единогласно выбрал Зельдина. Своей колоритной внешностью он без труда смог пленить женщин на съёмочной площадке. Его даже не пришлось сильно гримировать. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы.

Владимир умел носить черкеску, танцевать лезгинку, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух». Зельдин наотрез отказался от помощи дублера и сам уверенно сыграл сцены, где горец лихо скакал в седле по извилистым дорогам. Как рассказывал сам актер: «Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника». Роль дагестанского пастуха стала для Зельдина ярким и успешным дебютом в кино.
Одну из лучших своих острохарактерных ролей сыграл в фильме Николай Крючков, до этого игравший героических личностей. В «Свинарке и пастухе» его герой – деревенский повеса Кузьма, всеми правдами и неправдами пытающийся жениться на Глаше. Эта роль чуть не стоила ему карьеры. «Когда я начал сниматься в этой картине, – вспоминал Крючков, – ко мне заявился «под градусом» мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже «сослать в Сибирь». А я ему в ответ пропел: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля». Утром он звонил, извинялся".

Фильма могло и не быть. Съемки начались в апреле 1941 года. Весть о начале Великой Отечественной войны застала съемочную группу, возвращавшуюся со съемок из Кабардино-Балкарии, в поезде. Иван Пырьев, не раздумывая, ушел воевать добровольцем, а Зельдин поступил в танковое училище. Но через месяц, их отозвало вышестоящее руководство, настоявшее на возобновлении съемок.

Сложно представить, что съемки на Сельскохозяйственной выставке шли во время бомбежек в первые четыре месяца войны. Съёмочной группе приходилось постоянно прятаться в бомбоубежищах.

Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Критики картину ругали, называли «деревенским балаганом». Пырьев болезненно воспринимал упрёки в идеализации действительности: «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссёров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, – это их дело… Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, «какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть».

И хотя реальность предвоенных лет действительно была далека от той, какой ее изображал Пырьев, тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни и о любви понравилась зрителям. Оптимизм ее героев внушал надежду и веру в светлое будущее, что в тот момент и требовалось. Песни из фильма, музыку к которым написал Т. Хренников, сразу после его выхода распевала вся страна.

В подборках

Трактористы и казаки: вспоминаем фильмы Ивана Пырьева
Пересматриваем старые советские ленты, снятые советским режиссером.
Москва в кино
Столичные улицы, попавшие в кадр.
Три «мюзикла» Григория Александрова
«Страна должна знать своих героев»

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин