Кириак Костанди
Персона

Кириак Костанди

Годы жизни:
03 октября 1852 — 31 октября 1920
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Художник
,
Педагог
Содержание

Кириак Костанди был потомком греков, всю жизнь прожил в Одессе и изображал непарадные, повседневные сцены из жизни российской деревни. Художник и критик Петр Нилус называл его «художественной совестью Серебряного века». Живописец основал собственное движение, изменил методы преподавания в своей сфере и много сил вкладывал в развитие культурной жизни в южных регионах Российской империи и раннего Советского Союза.

Кириак Костанди родился 3 октября 1852 года в селе Дофиновка, недалеко от Одессы. Украина в XIX веке входила в состав Российской империи. Именно этим объясняются некоторые споры, украинским, русским или греческим художником он был. Сегодня скорее принято обозначать Костанди как украинского художника, по месту рождения и жизни. Его отца, греческого эмигранта, звали Константин Костантиди Василькети. Фамилия живописца, вероятно, образовалась от отчества родителя: Костантиди превратилось в Костанди.

Семья будущего художника была небогатой. Константин Василькети зарабатывал распространенным в приморской Одессе способом — ловил рыбу. Это было наследственное занятие: его тесть, также выходец из Греции, тоже рыбачил в Дофиновке.

У Василькети было много детей. Кириак родился шестым. Ему пришлось рано повзрослеть: когда мальчику было девять лет, его отец погиб в море. Чтобы помочь матери, братьям и сестрам, с 1862 года будущий художник начал сам зарабатывать деньги. До совершеннолетия он успел поработать в бакалейной лавке, винном погребе и небольшом кабаке.

С детства, еще до смерти отца, Кириак Костанди проявил склонность к живописи. В мемуарах он упоминал, что рисовал первые работы мелом и углем на стенах или заборах. В 1868 году 16-летний Костанди попал в фотомастерскую. Ее владелец по фамилии Бюллов решил обучать юного художника мастерству фотографии. Два года Костанди проработал у него ретушером.

Следующей ступенью образования для будущего живописца стали бесплатные художественные классы. Также Костанди учился в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. Преподаватели высоко оценивали его труд. За портреты, натюрморты и рисунки карандашом, которые будущий художник подготовил к выпускным экзаменам, он получил серебряную медаль. Руководство школы отправило работы в главное художественное учебное заведение империи — Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Однако Костанди был небогат и не мог оплатить пребывание в Академии. Учеба стала возможной лишь благодаря протекции. В Одессу приехал художник-маринист Иван Айвазовский, который к тому времени уже был влиятельным в художественной среде человеком. Ему представили юного живописца. Айвазовский решил ему помочь и добился, чтобы греческий консул в Одессе Иван Вучина выделил нужную сумму на учебу, а конференц-секретарь Академии художеств Петр Исаев ходатайствовал за Костанди перед преподавателями.

Обе протекции сработали. Костанди получил нужные средства для поездки, добрался в столицу и сдал вступительные экзамены. Но в Академию художеств его взяли лишь вольным слушателем: Кириак Костанди не окончил школу, а без документов о среднем образовании нельзя было поступить на полноценное место.

Началась скудная и многотрудная жизнь студента в Санкт-Петербурге. Костанди учился и зарабатывал тем, что умел: писал портреты на заказ и давал уроки рисования. Это не мешало ему одновременно совершенствоваться. Чтобы восполнить недостаток базовых технических знаний, студент Академии посещал петербургские художественные музеи, изучал полотна мастеров прошлого, копировал их.

В 1876 году Кириак Костанди получил две Малые серебряные медали за свои работы. Еще через год началась и «настоящая» учеба: он сдал гимназические экзамены и испытание по живописи и получил постоянное место студента в Академии.

Костанди попал в класс к Павлу Чистякову. Этот мастер исторической живописи и портрета считался в Академии художеств — заведении академическом и не всегда прогрессивном — вольнодумцем. Он ценил индивидуальность учеников и не требовал от них строго соответствовать канонам классицизма — основного направления, которому учили в то время. Костанди надолго сохранил с Чистяковым теплые отношения, переписывался с ним после выпуска.

В студенческие же годы Костанди заложил фундамент еще одного важного дела своей дальнейшей жизни — преподавания. С 1879 по 1881 год он дополнительно учился на педагогических курсах при Академии художеств. Они давали живописцу право преподавать в средних учебных заведениях.

1881 год стал особенно важным в жизни художника. Костанди получил звание учителя и принял российское подданство. Ему оставалось окончить Академию.

За время учебы живописец получил несколько наград за работы. Кроме двух Малых серебряных медалей, его удостоили двумя Большими. Первую ему присудили вскоре после получения официального места студента, в 1879 году. Вторую Костанди получил перед окончанием учебы, в 1881-м. Художник хотел отправиться в положенное лучшим выпускникам путешествие по Европе и подал эскиз на соискание Золотой медали — главной награды студентов Академии. Однако его тему не приняли. Кириак Костанди окончил Академию художеств в 1882 году со званием классного художника третьей степени.

После учебы художник остался в Санкт-Петербурге, где провел около трех лет. За это время он познакомился с участниками Товарищества передвижных художественных выставок. Движение, которое противостояло академической живописи и обращало внимание на народную жизнь и ее проблемы, существовало к тому моменту уже 20 лет. Общение с передвижниками было недолгим, но плодотворным. Художник принял участие в экспозиции передвижников в 1884 году. Выставленная работа «У больного товарища» заинтересовала критиков. Также она понравилась Илье Репину — одному из важнейших участников объединения, заметной фигуре художественного мира Российской империи. Тот дал рекомендацию меценату и коллекционеру Павлу Третьякову. Картина «У больного товарища» стала первым полотном Костанди, купленным для галереи Третьякова.

Несмотря на успехи в творчестве, жизнь в Петербурге тяготила художника. Даже живя там, он стремился хотя бы на время покинуть столицу, выбраться в Псковскую или Новгородскую область, писать там этюды. В 1885 году он решил вернуться в родные края. В Одессе Костанди прожил почти всю оставшуюся жизнь, не считая коротких поездок. Опыт знакомства с передвижниками помог ему найти свое место в художественном сообществе: он стал сам организовывать культурную жизнь и учить других.

Кириак Костанди отдавал много сил и времени обучению молодых художников. Вернувшись в Одессу, он стал старшим преподавателем в рисовальной школе при Обществе изящных искусств. При Костанди появились новые правила отношений между учителями и учениками. Другие педагоги могли грубо обращаться со студентами, обучали их в духе «казенного академизма». Новые веяния и направления не проникали в школу, ученики до прихода Костанди писали однотипные картины, далекие от реальной жизни и основанные на мифологических сюжетах. Метод, по которому работал Костанди, опирался на реализм — направление, близкое передвижникам.

Помощником и соратником Костанди был художник Геннадий Ладыженский. Они вместе меняли программы рисовальной школы, создавали новые правила, собирали упражнения для учеников. Сам Костанди преподавал рисунок и живопись.

Вести о новой Одесской рисовальной школе быстро разошлись по всей стране и привлекли внимание известных мастеров. Например, Илья Репин так писал о Костанди-учителе: «В Одессе, в школе рисования, К. Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс — результаты прекрасные!» В школу стали поступать просьбы со всей империи прислать лучшие работы, чтобы использовать их у себя как пример.

Преподавание из способа заработка стало делом жизни художника. В 1899 году он получил звание профессора и возглавил мастерскую. Кроме того Кириак Костанди 35 лет руководил натурным классом Одесского художественного училища Общества изящных искусств. Он учил таких живописцев, как Исаак Бродский, Петр Нилус, Алексей Шовкуненко.

Благодаря работе в Одесской рисовальной школе и новым соратникам оттуда Кириак Костанди смог воплотить юношеское желание — поехать за границу, чтобы получить новые впечатления и изучить европейскую живопись. В 1887 году вместе с группой товарищей художник посетил Францию, Италию, Австрию и Германию. Там они познакомились с импрессионизмом и барбизонской школой живописи. Работы в этих направлениях вдохновили Костанди на картины «Девочка с гусями» и «Больная на даче»: он создал их, когда вернулся на родину. Эти полотна показали публике на выставке передвижников, многие отмечали ключевую роль солнечного света на полотнах.

Вторая поездка — по Франции, Австрии и Германии — состоялась в 1894 году. Попутчиками Костанди стали Петр Нилус и Евгений Буковецкий. Путешествие было менее удачным, чем первое: художники отмечали кризис реализма в европейской живописи, а альтернативы этому направлению еще не было.

Помимо преподавания, Кириак Костанди формировал художественное сообщество на юге Российской империи. В 1890 году он вместе с другими живописцами основал Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ). Примером для них послужило Товарищество передвижных художественных выставок. Каждый год в октябре ТЮРХ устраивало выставку авторов со всей Украины.

Первое время Костанди был рядовым членом Товарищества. В 1902 году он занял пост председателя — и остался на нем, пока общество не распалось в 1920 году. В 1907 году художник стал действительным членом Императорской Академии художеств.

Школа и Товарищество отнимали у Кириака Костанди много времени. Художник был так занят их делами, что писать картины ему удавалось в основном летом, когда ученики и коллеги разъезжались на отдых. Костанди отправлялся на дачу на Большом Фонтане и там работал над новыми полотнами. Дом он снимал у Иверского монастыря. С этим местом связана история картины «Цветущая сирень»: Костанди начал ее в 1900 году. Поводом послужило знакомство на даче с послушником монастыря Василием Алексеевым. Новый знакомый много беседовал с живописцем, делился сомнениями, должен ли он принять постриг и стать монахом, или, может быть, он угоден Богу как художник. Костанди тронула эта тема, и он изобразил молодого послушника на своей картине. Полотно показали на 13-й периодической выставке Товарищества южнорусских художников, затем его приобрела Городская дума. Позже «Цветущая сирень» стала частью коллекции Одесского художественного музея.

У Кириака Костанди была большая семья. В 1889 году в Одессе он женился на Ефросинье Князевой. Живописец создавал портреты супруги дважды: в 1885-м, еще до свадьбы, и в 1890-м. Вторую картину затем показали на Первой выставке Товарищества южнорусских художников.

У супругов Костанди было девять детей. До взрослого возраста не дожил лишь один из них.

После революции Кириак Костанди остался в Одессе. Он продолжал преподавать, а еще стал директором Одесского городского художественного музея, где уже хранились некоторые его работы.

В 1919 году у Кириака Костанди ухудшилось здоровье, прогрессировала болезнь сердца. Несмотря на рекомендации врачей, он не оставил работу и по-прежнему писал картины. Поездки на дачу и в санаторий не улучшили его здоровья. Кириак Костанди умер 31 октября 1920 года в Одессе. Его сначала похоронили на Первом христианском кладбище, но в 1935 году могилу пришлось спасать: в городе начали уничтожать старые захоронения. Друзья и ученики Костанди добились, чтобы художника и педагога повторно погребли на Втором христианском кладбище Одессы.

В 1922 году соратники живописца основали Общество имени Кириака Костанди. Оно действовало до 1930 года и объединяло мастеров тех направлений, к которым был причастен и которые пытался при жизни примирить Костанди, — традиционалистов и умеренных модернистов.