КЛАССИЦИ ЗМ

КЛАССИЦИ ЗМ
Классицизм — это художественный стиль, а также направление в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков.
Одна из важных черт живописи классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства.
Термин «классицизм» образован от латинского classicus, что переводится как «образцовый» или «достойный для изучения в классах». Так называли произведения античных авторов, которые изучали в учебных заведениях.

Интерес к античному искусству в Европе появился в эпоху Возрождения, в XVII веке. Тогда художники начали копировать древнегреческих и древнеримских мастеров. Они заимствовали из старинного искусства сюжеты, композицию, принципы изображения фигур. Известными представителями классицизма в Европе были Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид.
Ориентируясь на античность как на образец умеренности и гармонии, живописцы стремились придать композиции четкое построение и однозначность смыслов.
Людей всегда изображали в говорящих позах, которые выражали их эмоции. А еще все персонажи, как правило, были атлетично сложены.
Русский классицизм сформировался в 1760-х — в период становления просвещенной монархии Екатерины II и распространения идей гражданственности и патриотизма. Высшая цель искусства в понимании того времени — научать добродетелям и взращивать любовь к Отечеству, в служении которому и заключалось истинное благо человека. Развитие теории и практики классицизма было тесно связано с деятельностью Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Основными жанрами русского классицизма были парадные портреты, исторические полотна, картины на библейские сюжеты. В этом стиле написаны «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» Александра Иванова, «Коронационный портрет Екатерины II» Федора Рокотова, «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» Григория Угрюмова. К классицизму относят и картины Антона Лосенко, например полотно «Владимир и Рогнеда». «Художник намеренно ушел от исторической достоверности, чтобы подчеркнуть целомудрие и благородство русского князя», — отмечает искусствовед Мария Швец.
Классицизм был главенствующим стилем в русском искусстве в течение многих десятилетий — он развивался и существовал параллельно с другими направлениями вплоть до конца 1810-х, а потом лег в основу живописи академизма.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме