Марианна Веревкина
Годы жизни: 10 сентября 1860 - 06 февраля 1938
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Марианна Веревкина происходила из богатого аристократического рода. Ее учили живописи Василий Поленов, Илья Репин и Илларион Прянишников. После переезда в Германию она организовала в своей квартире салон, который посещали Василий Кандинский, Игорь Грабарь, Анна Павлова, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. Произведения Веревкиной участвовали в выставках группы «Синий всадник». Последнюю четверть жизни художница провела в швейцарском городе Аскона, где управляла местным музеем современного искусства и организовала художественное объединение «Большая медведица».
«Русский Рембрандт»: первые работы Марианны Веревкиной
![Илья Репин. Марианна фон Веревкина (фрагмент). 1888. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/399ca9e5-6076-5972-813a-a171abd2bc5c/t_average/1-jpg.png)
![Алексей Явленский. Портрет Марианны Веревкиной (фрагмент). 1906. Музей Висбадена, Висбаден, Германия](https://cdn.culture.ru/images/bb813bc5-f873-5968-baf8-989ee894eb55/t_average/6-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Автопортрет в матросской блузке (фрагмент). 1893. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/1b991cfd-028b-5e34-b1a8-b50a9b2e53e1/t_average/2-jpg.png)
Марианна Веревкина родилась 10 сентября 1860 года в Туле в богатой дворянской семье. Ее отец Владимир Веревкин командовал Екатеринбургским полком Российской армии и сражался в нескольких войнах. Мать Елизавета Веревкина, в девичестве Дараган, была непрофессиональной художницей, писала портреты и иконы. Дедушка Веревкиной по материнской линии служил тульским губернатором и генералом-лейтенантом, а бабушка писала книги для детей и руководила образовательным заведением для девушек.
Детство Веревкиной прошло в путешествиях по Российской империи: отца часто переводили служить в разные места. Отпуск семья обычно проводила в поместье Благодать, которое находилось на территории современной Литвы. Владимир Веревкин получил его от императора Александра II за заслуги в Крымской войне. Именно здесь будущая художница впервые заинтересовалась рисованием. Мать, с которой у Марии Веревкиной были очень теплые отношения, поддержала ее в этом увлечении и помогла советами.
Я любила свою мать, как никого другого, я любила в ней все: руки и тело, ее физическое присутствие, ее присутствие моральное, прикосновение ее пальцев и звук ее голоса.
Из книги Марии Олейник «Марианна Веревкина. Эволюция стиля от символизма к экспрессионизму»
![Марианна Веревкина. Любовный вихрь (фрагмент). 1917. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/bc895f42-459b-53b8-af8f-7f261232eb05/t_average/5-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Автопортрет в образе ангела (фрагмент). 1910-е. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/3628e473-48d6-599b-ae2e-93edb1106807/t_average/16-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Женский пансион (фрагмент). 1907. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/910b8c99-78e2-5530-84c7-609b0c20594d/t_average/21-jpg.png)
В 12 лет Марианну Веревкину отдали в Мариинское высшее женское училище в литовской столице. Там она проучилась четыре года.
В начале 1880-х Веревкины переехали в Москву. Марианна Веревкина поступила в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, в класс Иллариона Прянишникова. По совету мастера она также брала частные уроки у Василия Поленова. Ей хорошо удавались портреты и этюды в стиле реализма.
Несколько лет спустя семья вновь поменяла место жительства, теперь на Петербург: Владимир Веревкин получил должность коменданта Петропавловской крепости. После переезда художница продолжила заниматься живописью в мастерской Ильи Репина. Он признавал в своей ученице «недюжинный талант» и даже называл ее «русским Рембрандтом». В письмах Репин хвалил картины художницы «Улыбающийся литовец», «Чтец», «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка». Работы Веревкиной участвовали в выставках Общества петербургских художников, передвижников, Первого дамского кружка, в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
![Марианна Веревкина. Портрет Веры Репиной (фрагмент). 1881. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/a035bf43-b303-5f89-82fa-0890dd4d905e/t_average/28-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Молитва (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/28347474-23f2-58fe-9dc7-cc6fd9522081/t_average/26-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Портрет девушки в русском костюме (фрагмент). 1888. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/bfd69775-015e-5308-9f8b-27b0ec60dd2d/t_average/27-jpg.png)
В 1888 году с художницей произошел несчастный случай — во время охоты она случайно прострелила правую руку. Полностью восстановить ее подвижность не удалось даже после долгой реабилитации. Но в итоге Веревкина смогла держать кисть как левой рукой, так и правой — при помощи особого приспособления.
Несколько лет спустя Илья Репин познакомил Марианну Веревкину с молодым художником Алексеем Явленским. У них оказалось много общих интересов. Эта встреча стала началом многолетней дружбы и творческого союза.
Веревкина часто принимала у себя гостей. К ней приходили живописцы разных поколений — Николай Рерих, Константин Сомов, Филипп Малявин, Игорь Грабарь. Сама она посещала литературные собрания, где общалась с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским.
![Марианна Веревкина. Осень. Школа (фрагмент). 1907. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/9c012928-581f-52df-a70c-d425e3826d51/t_average/14-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Покинутый (фрагмент). 1907. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/38845f9a-637a-5d14-8453-d23731307fa6/t_average/22-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Женщины в черном (фрагмент). 1910. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/08ad5445-610f-52c7-ad1b-5916131dc8a3/t_average/11-jpg.png)
…Явленский познакомил меня со своим большим другом — Марианной Владимировной Веревкиной, тоже художницей, ученицей Репина. <…> Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара, Дега, Уистлера; Веревкина и Явленский были тогда особенно увлечены последним, картины которого знали по репродукциям.
Игорь Грабарь. «Моя жизнь. Автомонография»
Постепенно Веревкина отдалилась от реалистического стиля живописи. Она обратилась к другим направлениям и особенно увлеклась символизмом.
«Шик моих заграничных учителей»: Веревкина за рубежом
В середине 1890-х годов Марианна Веревкина решила изучать живопись за границей. Вместе со служанкой Еленой Незнакомовой и Алексеем Явленским она отправилась в Мюнхен. Там Веревкина и Явленский занимались в школе словенского художника Антона Ажбе. Тот обучал многих отечественных живописцев — Ивана Билибина, Давида Бурлюка, Кузьму Петрова-Водкина, Василия Кандинского.
В Мюнхене Кандинский поначалу записался в известную школу живописи словенца Антона Ашбе, где училось немало русских художников. С двумя из них — Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной он подружился надолго — со временем они вошли в созданную им и Францем Марком группу «Синий всадник».
Из книги Бориса Фаликова «Астральный цвет: Кандинский и теософия»
Вскоре Марианна Веревкина забросила собственную живопись и стала продвигать творчество Явленского. В их общей квартире она организовала салон, который быстро стал популярен среди художников, поэтов и представителей артистического мира. К ним приходили Анна Павлова, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Владимир и Давид Бурлюки, Василий Кандинский и многие другие.
![Марианна Веревкина. Портрет Алексея Явленского (фрагмент). 1896. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/5d1f528e-b40b-526c-916b-bb01c680f0d3/t_average/9-jpg.png)
![Алексей Явленский. Портрет Марианны Веревкиной (фрагмент). 1905. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/0b87adde-2629-50d8-9e36-ef6ec90a4827/t_average/30-jpg.png)
![Алексей Явленский. Портрет Елены Незнакомовой (фрагмент). 1894. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/4e3d7150-b54d-56cc-bce9-f003f759e4f2/t_average/31-jpg.png)
В 1901 году Веревкина начала вести дневник под названием «Письма к неизвестному». Туда она вносила личные переживания и философские размышления об искусстве. Считается, что Кандинский вдохновлялся ее идеями, когда писал сочинение «О духовном в искусстве».
Величие искусства состоит не в том, что уже создано, а во всем, что еще предстоит создать. Если бы искусство проявлялось через то, что существует, оно не имело бы ни малейшего смысла.
Марианна Веревкина. «Письма к неизвестному»
Явленский и Веревкина много путешествовали — они посетили разные уголки Франции, побывали в Италии и Швейцарии, изредка возвращались в Россию.
В 1902 году горничная Елена Незнакомова родила от Алексея Явленского мальчика. Свое отцовство он официально не признал. Незнакомова вместе с ребенком продолжила жить и работать у художников.
![Марианна Веревкина. Городок в Литве (фрагмент). 1913. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/4947d987-ad69-5ba5-8be5-c0ba832db5b1/t_average/10-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Фантастическая ночь (фрагмент). 1917. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/3ff897db-7103-52a3-ac3a-f5d17852a93e/t_average/13-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Мост (фрагмент). 1929. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/1080da13-0c86-5418-98e7-8b403d9b8a86/t_average/3-jpg.png)
Четыре года спустя Марианна Веревкина снова начала рисовать, а еще через год написала свои первые экспрессионистские работы. В своем творчестве она вдохновлялась стилем «поверхностной живописи» французского художника Поля Гогена и норвежца Эдварда Мунка. Свои новые картины художница в основном писала темперой, реже использовала карандаш, гуашь или пастель.
Часть лета 1908 года Веревкина провела в сельском городке Мурнау недалеко от Мюнхена. Там вместе с Явленским, Василием Кандинским и его возлюбленной Габриэль Мюнтер она регулярно по несколько часов работала на открытом воздухе. Вскоре после этого художница создала свои известные произведения — «Автопортрет», «Трагическая атмосфера», «Красное дерево».
![Марианна Веревкина. Автопортрет (фрагмент). 1910. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/e886ff8d-a645-5e99-8920-05a5ca2650b0/t_average/marianna-verevkina-avtoportret-1910-chastnoe-sobranie-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Трагическое настроение (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/b8cde60a-e0ae-5699-a1ec-80372cc1620d/t_average/2-2-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Красное дерево (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/c124b8a6-2806-5df2-98a9-2ccb3dbd6322/t_average/7-jpg.png)
Веревкина входила в состав объединений «Новая ассоциация мюнхенских художников» и «Синий всадник». Оба они пропагандировали современное искусство. Ее работы участвовали в выставках вместе с картинами Кандинского, Явленского, а также немецких художников Пауля Клее, Франца Марка и Августа Макке.
В 1914 году Марианна Веревкина прочитала доклад на конференции Ассоциации художников в городе Вильно, где рассказала о своих творческих поисках: «Сквозь все извилины принятого ложного художественного воспитания, сквозь реализм моего учителя Репина и шик моих заграничных учителей, сквозь мою личную талантливость, столь враждебную исканию чистых идеалов искусства, добралась я наконец до сознания, что в душе моей, рядом с моей любовью и верой, живут совершенно тождественные им линии и краски и что движения и сочетания их ближе всего могут передать суть моего двойственного Я».
«Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни». Жизнь в Швейцарии
![Марианна Веревкина. Живые и мертвые (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/0c05ec4d-825b-53e9-a642-f7e6be50afb4/t_average/8-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Ранняя весна (фрагмент). 1937. Художественный музей Мида, Амхерст, Массачусетс, США](https://cdn.culture.ru/images/74c2b791-ff39-5b2c-bd3e-885bdc0574de/t_average/19-jpg.png)
![Марианна Веревкина. После шторма (фрагмент). 1932. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/4beadbb8-5f0d-588d-8d3e-193564693e7a/t_average/25-jpg.png)
В 1914 году началась Первая мировая война и всем российским подданным приказали покинуть Германию в кратчайшие сроки. Марианна Веревкина и Алексей Явленский, а также Елена Незнакомова с сыном в спешке уехали из Мюнхена. Им пришлось оставить большую часть вещей, свои картины и даже кота. Они перебрались в нейтральную Швейцарию.
Сначала художники поселились недалеко от Женевы, потом в Цюрихе. Там Веревкина посещала выставки Поля Сезанна и Огюста Ренуара, ходила в кафе «Одеон», где собирались творческие люди из разных уголков мира. Она познакомилась с дадаистами Хансом Арпом и Тристаном Тцарой, а также писателями Райнером Марией Рильке и Германом Гессе.
После революции 1917 года Марианне Веревкиной перестали приходить ежегодные денежные выплаты из России и она оказалась практически без средств. Вскоре Алексей Явленский тяжело заболел. Чтобы восстановить его здоровье, они переехали в курортный город Аскона в южной части Швейцарии. В дневнике художница написала, что начинает «свою новую жизнь».
В начале 1920-х Марианна Веревкина и Алексей Явленский расстались — он уехал в Германию, женился на Незнакомовой и признал сына. Художница включилась в культурную жизнь Асконы. Она стала директором городского музея современного искусства, для которого отдала несколько собственных картин и попросила знакомых художников прислать свои работы. На просьбу откликнулись Пауль Клее, Куно Амье и другие мастера.
![Марианна Веревкина. Аве Мария (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/74030f96-4e12-50e9-a8b7-5d15715ab30c/t_average/4-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Ночная смена (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/6b040945-b45e-5dd9-acb4-dd602dc372cc/t_average/17-jpg.png)
![Марианна Веревкина. Город скорби (фрагмент). 1930-е. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/d3b3c663-0d2b-5e61-9e5b-a76768a2609a/t_average/18-jpg.png)
В 1924 году художница основала творческую группу «Большая медведица». Формально Веревкина не была ее участницей, но выполняла роль организатора. В объединение вошло семь европейских художников — по числу звезд в созвездии. Они творили на стыке примитивизма, экспрессионизма и сюрреализма. Выставки их работ проходили в Асконе, Берне, Цюрихе и Берлине. На некоторых из них присутствовали и картины Марианны Веревкиной. В этот период Веревкина написала одни из лучших своих полотен — «Ночная смена», «Аве Мария», «Город скорби».
В последние годы жизни Марианна Веревкина находилась в трудном материальном положении. Ей приходилось расплачиваться своими картинами, рисовать и продавать открытки. Финансовую поддержку художнице оказывали обеспеченные супруги из Цюриха — Диего и Кармен Хагман.
Незадолго до смерти Веревкина написала в дневнике:
Именно пройдя через личные страдания, мы, художники, должны примириться с жизнью и принять ее во всех ее формах. <…> Мы должны страдать за всех и со всеми; другие не должны страдать вместе с нами, а находить в наших произведениях веру, любовь, надежду. Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни.
6 февраля 1938 года Марианна Веревкина скончалась. Проводить ее в последний путь пришло почти все население городка. Художницу похоронили по православному обычаю на кладбище в Асконе.
Смотрите также