Марианна Веревкина

Годы жизни: 10 сентября 1860 - 06 февраля 1938
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Марианна Веревкина происходила из богатого аристократического рода. Ее учили живописи Василий Поленов
, Илья Репин
и Илларион Прянишников. После переезда в Германию она организовала в своей квартире салон, который посещали Василий Кандинский
, Игорь Грабарь
, Анна Павлова
, Сергей Дягилев
и Вацлав Нижинский
. Произведения Веревкиной участвовали в выставках группы «Синий всадник». Последнюю четверть жизни художница провела в швейцарском городе Аскона, где управляла местным музеем современного искусства и организовала художественное объединение «Большая медведица».

«Русский Рембрандт»: первые работы Марианны Веревкиной

Илья Репин. Марианна фон Веревкина (фрагмент). 1888. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Алексей Явленский. Портрет Марианны Веревкиной (фрагмент). 1906. Музей Висбадена, Висбаден, Германия
Марианна Веревкина. Автопортрет в матросской блузке (фрагмент). 1893. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина родилась 10 сентября 1860 года в Туле в богатой дворянской семье. Ее отец Владимир Веревкин командовал Екатеринбургским полком Российской армии и сражался в нескольких войнах. Мать Елизавета Веревкина, в девичестве Дараган, была непрофессиональной художницей, писала портреты и иконы
. Дедушка Веревкиной по материнской линии служил тульским губернатором и генералом-лейтенантом, а бабушка писала книги для детей и руководила образовательным заведением для девушек.
Детство Веревкиной прошло в путешествиях по Российской империи: отца часто переводили служить в разные места. Отпуск семья обычно проводила в поместье Благодать, которое находилось на территории современной Литвы. Владимир Веревкин получил его от императора Александра II
за заслуги в Крымской войне. Именно здесь будущая художница впервые заинтересовалась рисованием. Мать, с которой у Марии Веревкиной были очень теплые отношения, поддержала ее в этом увлечении и помогла советами.
Я любила свою мать, как никого другого, я любила в ней все: руки и тело, ее физическое присутствие, ее присутствие моральное, прикосновение ее пальцев и звук ее голоса.
Из книги Марии Олейник «Марианна Веревкина. Эволюция стиля от символизма к экспрессионизму»
Марианна Веревкина. Любовный вихрь (фрагмент). 1917. Частное собрание
Марианна Веревкина. Автопортрет в образе ангела (фрагмент). 1910-е. Частное собрание
Марианна Веревкина. Женский пансион (фрагмент). 1907. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
В 12 лет Марианну Веревкину отдали в Мариинское высшее женское училище в литовской столице. Там она проучилась четыре года.
В начале 1880-х Веревкины переехали в Москву. Марианна Веревкина поступила в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, в класс Иллариона Прянишникова. По совету мастера она также брала частные уроки у Василия Поленова
. Ей хорошо удавались портреты и этюды в стиле реализма.
Несколько лет спустя семья вновь поменяла место жительства, теперь на Петербург: Владимир Веревкин получил должность коменданта Петропавловской крепости
. После переезда художница продолжила заниматься живописью в мастерской Ильи Репина
. Он признавал в своей ученице «недюжинный талант» и даже называл ее «русским Рембрандтом». В письмах Репин хвалил картины художницы «Улыбающийся литовец», «Чтец», «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка». Работы Веревкиной участвовали в выставках Общества петербургских художников, передвижников, Первого дамского кружка, в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде
.
Марианна Веревкина. Портрет Веры Репиной (фрагмент). 1881. Частное собрание
Марианна Веревкина. Молитва (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Портрет девушки в русском костюме (фрагмент). 1888. Частное собрание
В 1888 году с художницей произошел несчастный случай — во время охоты она случайно прострелила правую руку. Полностью восстановить ее подвижность не удалось даже после долгой реабилитации. Но в итоге Веревкина смогла держать кисть как левой рукой, так и правой — при помощи особого приспособления.
Несколько лет спустя Илья Репин познакомил Марианну Веревкину с молодым художником Алексеем Явленским. У них оказалось много общих интересов. Эта встреча стала началом многолетней дружбы и творческого союза.
Веревкина часто принимала у себя гостей. К ней приходили живописцы разных поколений — Николай Рерих
, Константин Сомов, Филипп Малявин
, Игорь Грабарь
. Сама она посещала литературные собрания, где общалась с Зинаидой Гиппиус
и Дмитрием Мережковским.
Марианна Веревкина. Осень. Школа (фрагмент). 1907. Частное собрание
Марианна Веревкина. Покинутый (фрагмент). 1907. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Женщины в черном (фрагмент). 1910. Частное собрание
…Явленский познакомил меня со своим большим другом — Марианной Владимировной Веревкиной, тоже художницей, ученицей Репина. <…> Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане
, Клода Моне
, Ренуара, Дега, Уистлера; Веревкина и Явленский были тогда особенно увлечены последним, картины которого знали по репродукциям.
Игорь Грабарь. «Моя жизнь. Автомонография»
Постепенно Веревкина отдалилась от реалистического стиля живописи. Она обратилась к другим направлениям и особенно увлеклась символизмом.

«Шик моих заграничных учителей»: Веревкина за рубежом

В середине 1890-х годов Марианна Веревкина решила изучать живопись за границей. Вместе со служанкой Еленой Незнакомовой и Алексеем Явленским она отправилась в Мюнхен. Там Веревкина и Явленский занимались в школе словенского художника Антона Ажбе. Тот обучал многих отечественных живописцев — Ивана Билибина
, Давида Бурлюка
, Кузьму Петрова-Водкина
, Василия Кандинского
.
В Мюнхене Кандинский поначалу записался в известную школу живописи словенца Антона Ашбе, где училось немало русских художников. С двумя из них — Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной он подружился надолго — со временем они вошли в созданную им и Францем Марком группу «Синий всадник».
Из книги Бориса Фаликова «Астральный цвет: Кандинский и теософия»
Вскоре Марианна Веревкина забросила собственную живопись и стала продвигать творчество Явленского. В их общей квартире она организовала салон, который быстро стал популярен среди художников, поэтов и представителей артистического мира. К ним приходили Анна Павлова
, Сергей Дягилев
, Вацлав Нижинский
, Владимир и Давид Бурлюки, Василий Кандинский и многие другие.
Марианна Веревкина. Портрет Алексея Явленского (фрагмент). 1896. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Алексей Явленский. Портрет Марианны Веревкиной (фрагмент). 1905. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Алексей Явленский. Портрет Елены Незнакомовой (фрагмент). 1894. Частное собрание
В 1901 году Веревкина начала вести дневник под названием «Письма к неизвестному». Туда она вносила личные переживания и философские размышления об искусстве. Считается, что Кандинский вдохновлялся ее идеями, когда писал сочинение «О духовном в искусстве».
Величие искусства состоит не в том, что уже создано, а во всем, что еще предстоит создать. Если бы искусство проявлялось через то, что существует, оно не имело бы ни малейшего смысла.
Марианна Веревкина. «Письма к неизвестному»
Явленский и Веревкина много путешествовали — они посетили разные уголки Франции, побывали в Италии и Швейцарии, изредка возвращались в Россию.
В 1902 году горничная Елена Незнакомова родила от Алексея Явленского мальчика. Свое отцовство он официально не признал. Незнакомова вместе с ребенком продолжила жить и работать у художников.
Марианна Веревкина. Городок в Литве (фрагмент). 1913. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Фантастическая ночь (фрагмент). 1917. Частное собрание
Марианна Веревкина. Мост (фрагмент). 1929. Частное собрание
Четыре года спустя Марианна Веревкина снова начала рисовать, а еще через год написала свои первые экспрессионистские работы. В своем творчестве она вдохновлялась стилем «поверхностной живописи» французского художника Поля Гогена и норвежца Эдварда Мунка
. Свои новые картины художница в основном писала темперой, реже использовала карандаш, гуашь или пастель.
Часть лета 1908 года Веревкина провела в сельском городке Мурнау недалеко от Мюнхена. Там вместе с Явленским, Василием Кандинским и его возлюбленной Габриэль Мюнтер она регулярно по несколько часов работала на открытом воздухе. Вскоре после этого художница создала свои известные произведения — «Автопортрет», «Трагическая атмосфера», «Красное дерево».
Марианна Веревкина. Автопортрет (фрагмент). 1910. Частное собрание
Марианна Веревкина. Трагическое настроение (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Красное дерево (фрагмент). 1910. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Веревкина входила в состав объединений «Новая ассоциация мюнхенских художников» и «Синий всадник». Оба они пропагандировали современное искусство. Ее работы участвовали в выставках вместе с картинами Кандинского, Явленского, а также немецких художников Пауля Клее, Франца Марка и Августа Макке.
В 1914 году Марианна Веревкина прочитала доклад на конференции Ассоциации художников в городе Вильно, где рассказала о своих творческих поисках: «Сквозь все извилины принятого ложного художественного воспитания, сквозь реализм моего учителя Репина и шик моих заграничных учителей, сквозь мою личную талантливость, столь враждебную исканию чистых идеалов искусства, добралась я наконец до сознания, что в душе моей, рядом с моей любовью и верой, живут совершенно тождественные им линии и краски и что движения и сочетания их ближе всего могут передать суть моего двойственного Я».

«Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни». Жизнь в Швейцарии

Марианна Веревкина. Живые и мертвые (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Ранняя весна (фрагмент). 1937. Художественный музей Мида, Амхерст, Массачусетс, США
Марианна Веревкина. После шторма (фрагмент). 1932. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
В 1914 году началась Первая мировая война
и всем российским подданным приказали покинуть Германию в кратчайшие сроки. Марианна Веревкина и Алексей Явленский, а также Елена Незнакомова с сыном в спешке уехали из Мюнхена. Им пришлось оставить большую часть вещей, свои картины и даже кота. Они перебрались в нейтральную Швейцарию.
Сначала художники поселились недалеко от Женевы, потом в Цюрихе. Там Веревкина посещала выставки Поля Сезанна и Огюста Ренуара, ходила в кафе «Одеон», где собирались творческие люди из разных уголков мира. Она познакомилась с дадаистами Хансом Арпом и Тристаном Тцарой, а также писателями Райнером Марией Рильке
и Германом Гессе
.
После революции 1917 года Марианне Веревкиной перестали приходить ежегодные денежные выплаты из России и она оказалась практически без средств. Вскоре Алексей Явленский тяжело заболел. Чтобы восстановить его здоровье, они переехали в курортный город Аскона в южной части Швейцарии. В дневнике художница написала, что начинает «свою новую жизнь».
В начале 1920-х Марианна Веревкина и Алексей Явленский расстались — он уехал в Германию, женился на Незнакомовой и признал сына. Художница включилась в культурную жизнь Асконы. Она стала директором городского музея современного искусства, для которого отдала несколько собственных картин и попросила знакомых художников прислать свои работы. На просьбу откликнулись Пауль Клее, Куно Амье и другие мастера.
Марианна Веревкина. Аве Мария (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Ночная смена (фрагмент). 1924. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
Марианна Веревкина. Город скорби (фрагмент). 1930-е. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария
В 1924 году художница основала творческую группу «Большая медведица». Формально Веревкина не была ее участницей, но выполняла роль организатора. В объединение вошло семь европейских художников — по числу звезд в созвездии. Они творили на стыке примитивизма, экспрессионизма и сюрреализма. Выставки их работ проходили в Асконе, Берне, Цюрихе и Берлине. На некоторых из них присутствовали и картины Марианны Веревкиной. В этот период Веревкина написала одни из лучших своих полотен — «Ночная смена», «Аве Мария», «Город скорби».
В последние годы жизни Марианна Веревкина находилась в трудном материальном положении. Ей приходилось расплачиваться своими картинами, рисовать и продавать открытки. Финансовую поддержку художнице оказывали обеспеченные супруги из Цюриха — Диего и Кармен Хагман.
Незадолго до смерти Веревкина написала в дневнике:
Именно пройдя через личные страдания, мы, художники, должны примириться с жизнью и принять ее во всех ее формах. <…> Мы должны страдать за всех и со всеми; другие не должны страдать вместе с нами, а находить в наших произведениях веру, любовь, надежду. Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни.
6 февраля 1938 года Марианна Веревкина скончалась. Проводить ее в последний путь пришло почти все население городка. Художницу похоронили по православному обычаю на кладбище в Асконе.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна