ПАСТÉЛЬ

ПАСТÉЛЬ
Пастель — это художественный материал, а также особая техника рисования.

Этот термин возник в XVI веке. С итальянского он переводится как «тесто». Так называлась популярная в то время техника а раstello, или «техника трех карандашей». Одним из первых ее упомянул в своем трактате «Об искусстве живописи» итальянский художник Джованни Паоло.

Такой техникой часто пользовались художники для создания эскизов. Набросок делали сангиной — твердыми красными палочками из глины, — а также углем и белым мелом. В а раstello были выполнены, например, наброски Леонардо да Винчи к «Тайной вечере».

В XVII веке французский художник Даниэль дю Монтье изобрел новый способ изготовления мелков. Он добавил в массу, из которой их делали, специальное связующее вещество. Так мелки стали прочнее. А еще их начали красить в разные цвета. Вскоре возникла новая техника рисования такими мелками, которую и назвали пастелью. Особенно популярной она стала в XVIII — начале XIX века во Франции. Пастелью писали Эжен Делакруа, Франсуа Буше, Жан-Батист Грез.

В Россию пастель завезли иностранные художники в конце XVIII века. Но популярной у российских художников она стала только в 1890-е годы благодаря Исааку Левитану. А в XX веке особенно часто использовали пастель члены объединения «Мир искусства», а также Зинаида Серебрякова и Леонид Пастернак.

Сегодня существует три вида пастели — сухая, масляная и восковая. Эти художественные материалы производят из красящего пигмента. Когда изготавливают масляную пастель, в массу добавляют льняное масло. А чтобы сделать восковую — воск.

Масляная пастель считается учебной, поскольку она легко растушевывается. Ей рисуют в основном эскизы. А вот для полноценных работ используют уже сухую пастель.

Обычная бумага для такой техники не подходит. Она гладкая, без текстуры, поэтому на ней плохо держится пигмент. Художники рисуют пастелью на бархатной или наждачной бумаге. Используют они и специальные пастельные доски, которые изготавливают из пробок.

Пастельные мелки хорошо передают цвет, а готовый рисунок получается бархатистым на ощупь. Но чтобы работа сохранилась надолго и не осыпалась, ее нужно покрыть специальным фиксатором или лаком. А еще пастельные картины стоит беречь от прямых солнечных лучей и яркого света, чтобы они не выцвели и не поменяли тон.
Материалы по теме