Павел Бажов

Годы жизни: 27 января 1879 - 03 декабря 1950
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Писатель, Публицист
Содержание
Павел Бажов прославился как автор сказов по мотивам уральского фольклора. Произведения о Хозяйке Медной горы, Даниле-мастере и других персонажах вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». В этих историях Бажов соединял сказочные сюжеты с описанием реального быта горняков, который был знаком ему с детства.

Учитель русского языка и доброволец в Красной армии

Иван Таушканов. Портрет писателя Павла Бажова. 1957. Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинск
Алексей Заусаев. Певец Урала. Павел Бажов на Думной горе (фрагмент). 1952. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Юлий Бершадский. Портрет уральского писателя Павла Бажова. 1943. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Павел Бажов родился в 1879 году в поселке Сысертский Завод неподалеку от Екатеринбурга. Его отец Петр Бажов работал на горных заводах, мать вела домашнее хозяйство, шила и плела кружево
на заказ. Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Его отдали на обучение в местную земскую школу, затем он окончил духовное училище в Екатеринбурге и Пермскую духовную семинарию.
В 1899 году Бажову предложили поступить в духовную академию. Но он не хотел становиться священником, отказался и устроился учителем
в деревенскую начальную школу. Спустя пару месяцев будущий писатель вернулся в Екатеринбург и стал преподавать русский язык
в том же духовном училище, которое окончил сам. В 1911 году Бажов женился на своей бывшей выпускнице Валентине Иваницкой, а три года спустя переехал с женой в город Камышлов Пермской губернии.
В 1917 году Павла Бажова избрали в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Камышлова. Будущий писатель выпустил брошюру «Программа трудового крестьянства», в газетах публиковали его статьи, которые выходили под псевдонимом Деревенский. В том же 1917 году Бажов добровольцем ушел в Красную армию. Во время Гражданской войны он сражался на Урале
, проводил лекции о политике для бойцов, сотрудничал с партизанскими отрядами.

Военная история Урала и местный фольклор

Павел Бажов. Фотография: А. Шубин / Объединенный музей писателей Урала, Екатеринбург
Павел Бажов. 1939 год. Фотография: Объединенный музей писателей Урала, Екатеринбург
Павел Бажов. 1938 год. Фотография: М. Ананьин / Объединенный музей писателей Урала, Екатеринбург
С 1923 года Павел Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты». Он разбирал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах. В 1924 году вышла книга Бажова под названием «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов». В 1920–30-х годах в журналах публиковали его очерки и повести о военной истории Урала.
Еще работая в школе Павел Бажов во время летних каникул ездил по округе и собирал местный фольклор. Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. Бажов записывал афоризмы и побасенки — короткие рассказы из жизни, изучал быт мастеров и историю горной промышленности Урала. В годы Гражданской войны весь архив этих материалов погиб. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти.
В 1930-х Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках он обращался к «заводским старикам» — так прозаик называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера часто получали увечья, многие оставались инвалидами. Рабочих переводили на легкий труд: они служили сторожами, кладовщиками. Старики рассказывали предания, которые слышали еще от своих дедов, и дополняли их собственными деталями.
Народ у нас, конечно, тяжеловат. На первый взгляд, может быть, вам покажется трудным. Верно, пока к вам не пригляделись наши, будут держаться нелюдимыми. Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда.
Лев Кассиль. «Дорогое имячко», из сборника «Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о Павле Бажове»

«Малахитовая шкатулка»

Виталий Волович. Данила-мастер. Из серии иллюстраций к сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». 1963. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область
Виталий Волович. Малахитовая шкатулка (фрагмент). Из серии иллюстраций к сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». 1963. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область
Виталий Волович. Хозяйка медной горы. Из серии иллюстраций к сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». 1963. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область
Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах».
В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих.
Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос.
Однако Хозяйка горы не сводится на роль только пособницы, соучастницы, хранительницы собранного (кладов). Нет, она распоряжается не кладами, а «земельными богатствами», и распоряжается самостоятельно. По своему желанию может допустить разработку, может и не допустить, может с помощью подвластных ей ящериц «увести богатство», может и собрать.
Павел Бажов. «У старого рудника»
Из уральского фольклора в сказы Бажова пришел персонаж Великий Полоз — хозяин земных сокровищ, огромный змей с короной на голове. «Сила ему такая дана: золото, какое он пожелает, к себе в землю притягивать» — говорилось в сказе «Золотой волос».
Встречаются в сказах писателя и другие персонажи народных преданий, например девка Азовка, которая охраняет клады горы Азов. Она упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов вспоминал, что об Азовке рассказывали по всему Уралу. По одной версии, ее считали духом татарской царевны, по другой — пленницей, которую прокляли после смерти и превратили в духа-сторожа.
По всему Уралу бродил и «серебряный олень» и его разновидности «зверь (лось) — золотые рога» и «козел — серебряное копытце». Случалось слышать и о «синих огонечках», и об «огненных ушах», и о «синем паучке» — хранителе богатства.
Павел Бажов. «У старого рудника»

Редактор и писатель

Павел Бажов. 1950 год. Фотография: Государственный исторический музей, Москва
Павел Бажов в кабинете за рабочим столом. 1947 год. Фотография: А. Шубин / Объединенный музей писателей Урала, Екатеринбург
Павел Бажов в саду. 1950 год. Фотография: Государственный исторический музей, Москва
В 1939 году вышла автобиографическая детская повесть Бажова «Зеленая кобылка». Это рассказ о жизни подростка на уральском заводе рубежа XIX–XX веков. По сюжету трое друзей-мальчишек встретили беглого преступника, осужденного за политическую деятельность, и помогли ему скрыться от властей. По мотивам повести режиссер Олег Николаевский в 1960 году снял приключенческий фильм «Тайна зеленого бора».
В том же 1939 году Павел Бажов стал членом Союза писателей СССР. Во время Великой Отечественной войны
он продолжал ездить в удаленные рабочие поселки, встречался с местными старожилами, исследовал историю горных заводов, жизнь мастеров. Он изучал письменные источники, фиксировал важные события, записывал имена и прозвища — семейные и те, которые давали в рабочем коллективе. Бажов собирал присловья — выражения в речи, которые употребляли для украшения или шутки, а также побасенки и поговорки. Одновременно Бажов редактировал книги по краеведению и газеты, создавал очерки и повести. Он тщательно работал над черновиками: переписывал по многу раз, подбирал имена героям.
По мотивам сказов Бажова снимали фильмы. В 1946 году вышел «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко
 — одна из первых полнометражных цветных картин в Советском Союзе. Главные роли в ней исполнили Владимир Дружников и Тамара Макарова
, над сценарием работали Павел Бажов и Иосиф Келлер. По мотивам сказов появились рисованные и кукольные мультфильмы: «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце» и другие.
В 1949 году вышла повесть «Дальнее — близкое» об истории Свердловска — современного Екатеринбурга. Это автобиографическое произведение рассказывает о большом городе, каким его впервые увидел маленький мальчик.
В последние годы жизни Павел Бажов входил в высший орган советской власти — Верховный совет СССР. Как депутат он помогал колхозам провести электричество, отстаивал права рабочих. Также прозаик возглавлял Свердловское отделение Союза писателей СССР, был редактором альманаха «Уральский современник».
Павел Бажов умер в 1950 году в Москве. Похоронили его в Екатеринбурге.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна