Колос, цветок и 16 красавиц: главные фонтаны ВДНХ

Выставка достижений народного хозяйства появилась в Москве как место, где работники со всего Советского Союза могли обменяться опытом и познакомиться с передовыми технологиями своего времени. Помимо павильонов, в которых гостям демонстрировали успехи советских тружеников, там находились и декоративные объекты. Рассказываем, как на ВДНХ
появились три исторических фонтана, что они символизировали и как изменились за 80 лет.

Как на выставке появились фонтаны

Фонтан «Дружба народов» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, Москва. 1956 год. Фотография: Николай Акимов / ТАСС
Фонтан «Золотой колос» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, Москва. 1956 год. Фотография: Николай Акимов / ТАСС
Фонтан «Каменный цветок» и общий вид Площади колхозов на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Москва. 1958 год. Фотография: Владимир Савостьянов, Валентин Мастюков / ТАСС
Выставка достижений народного хозяйства открылась в 1939 году — и тогда называлась Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой, или ВСХВ. Ее архитектурная история разделилась на два больших периода: с 1939 года до Великой Отечественной войны
и с 1954 года до наших дней. За десятилетия облик комплекса сильно изменился, и фонтаны не стали исключением.
На ВСХВ в летние сезоны 1939–1941 годов работали 17 фонтанов. Большинство назывались в честь ближайших к ним павильонов. На Главной аллее собственные фонтаны получили Грузинская, Азербайджанская, Белорусская, Киргизская ССР и Татарская АССР. Один из фонтанов выполнили в виде реально существующего объекта: на фасаде павильона «Поволжье» размещалась действующая модель Куйбышевской ГЭС.
Два фонтана 1939 года находились там же, где сейчас расположены современные: Главный — на площади Колхозов, и «Колос» — на пруду. Их создал архитектор Вячеслав Олтаржевский. Для главной площади он разработал лаконичную форму: в центре располагалась чаша с бьющими вверх струями, а по бокам ее обрамляли полукруглые водяные арки и два больших рога изобилия.
В запрудной зоне разместился высокий колос из медных листов. Источником вдохновения для Олтаржевского стал французский фонтан «Кактус» архитекторов Андре Гране и Роже-Анри Экспера. Его выставляли в Париже в 1931 году на Колониальной выставке.
ВСХВ работала три сезона — с 1939 по 1941 год. На время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы ее закрыли. Пауза в работе продлилась до 1954 года. За это время многие объекты обветшали, и выставку решили перестроить. Фонтан «Колос» разобрали еще в 1949 году: медь оказалась недолговечным материалом, она быстро темнела и разрушалась. Фонтан на площади Колхозов решили переконструировать к открытию выставки после войны: его оформление конца 1930-х посчитали недолговечным и слишком скромным.
Новые фонтаны спроектировал архитектор Константин Топуридзе. Он разработал «Дружбу народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». Эти фонтаны расположились на главной оси выставки (с 1959 года она называлась ВДНХ
) — от площади у Центрального павильона до дальних прудов.

«Каменный цветок»: самый большой

Фонтан «Каменный цветок», Москва. 1970 год. Фотография: З. Вишневский, В. Дружков / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Фонтан «Каменный цветок», Москва. 1954–1959 годы. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Фонтан «Каменный цветок», Москва. 1955 год. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
По первому плану на площади Колхозов вместо фонтана Олтаржевского должна была появиться круглая чаша с 16 скульптурами — олицетворениями советских республик. Над фонтаном работали Константин Топуридзе и скульптор Прокопий Добрынин. Его назвали «Золотой сноп». В 1951 году фонтан решили перенести ближе ко входу на ВДНХ и расположить сразу за Центральным павильоном. А вместо него разработали новый проект — «Каменный цветок» по мотивам уральского сказа Павла Бажова
.
Центром композиции стала чаша в форме цветка с высокими позолоченными тычинками в центре. Из сердцевины били вверх высокие струи воды. Фигура стояла на трехъярусном круглом пьедестале. Он состоял из двух слоев, похожих на необработанный камень, и россыпи самоцветов, выполненных из разноцветной смальты — непрозрачного декоративного стекла. Композиция расположилась в 100-метровом четырехугольном бассейне с простыми гранитными бортами. По периметру разместили 16 «изобильных столов» — невысоких тумб, на которых располагались литые фигуры в виде рогов изобилия, спелых колосьев, всевозможных угощений. Создала эти конструкции скульптор Зоя Рылеева. Вместе с коллегой Валентиной Александровой-Рославлевой она отлила и самые маленькие украшения фонтана — бронзовые фигурки гусей, смотрящих внутрь бассейна, и осетров, которые находились на дне и пускали струйки воды изо рта.
Фонтан «Каменный цветок», Москва. 2020 год. Фотография: Photojuli / фотобанк «Лори»
Фонтан «Каменный цветок», Москва. 2022 год. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Фонтан «Каменный цветок», Москва. 2020 год. Фотография: Юлия Батурина / фотобанк «Лори»
Фонтан «Каменный цветок» открылся в 1954 году. По вечерам он подсвечивался. По одной из версий, эта конструкция стала первым светомузыкальным фонтаном в СССР, к подсветке добавляли аудиозапись Праздничной увертюры Дмитрия Шостаковича
. Но подтверждений этому в документах не сохранилось.
«Каменный цветок» стал самым большим фонтаном ВДНХ. Сейчас он может выбрасывать одновременно 1000 струй, это около 2000 литров воды в секунду. Выше всех поднимаются струи в центральной композиции — на 15–20 метров.

«Дружба народов»: самый узнаваемый

История «Дружбы народов» началась с фонтана «Золотой сноп». По задумке авторов, он должен был воплощать успехи сельского хозяйства и прославлять труд советских колхозников. Однако позже его переименовали в «Дружбу народов». 16 скульптур девушек в национальных костюмах воплощали собой республики Советского Союза — в их число тогда входила и Карело-Финская ССР, которая образовалась после советско-финской войны. Когда она сменила статус на более низкий, став Автономной ССР, и из ее состава вышла часть финских территорий, скульптуру с фонтана демонтировать не стали.
Версии о том, по какому принципу размещали фигуры девушек, разнятся. Одни исследователи считают, что их порядок зависел от численности населения каждой республики. Другие же утверждают, что скульптуры располагались в той же очередности, что и надписи «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках всех союзных республик на гербе СССР.
Фонтан «Дружба народов», Москва. 2014 год. Фотография: Александр Курлович / фотобанк «Лори»
Фонтан «Дружба народов», Москва. 2014 год. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Фонтан «Дружба народов», Москва. 2022 год. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Моделями для изваяний стали реальные женщины. Известны имена некоторых из них: Туркменская ССР была похожа на пианистку Гозель Аннамамедову, Эстонскую отлили с балерины Вирве Кипле-Парсаданян, а Грузинскую — со сценаристки документального кино Родам Амирэджиби. Каждую скульптуру дополняли изображения тех сельскохозяйственных культур, которыми славилась та или иная республика: у РСФСР это был сноп пшеницы, у Узбекской ССР — коробочки хлопка, у Литовской — лен, ячмень и листья дуба.
Размеры фонтана чуть уступали «Каменному цветку». В чаше на 4000 квадратных метров установили почти 800 водных струй. Парадные — самые высокие, расположенные в центре снопа — били на 24 метра вверх. В советские времена «Дружбу народов» подсвечивали 250 прожекторов, которые меняли рисунок 16 раз в час. В наши дни систему усовершенствовали, перевели на современное оборудование, но оставили историческое расположение приборов.

«Золотой колос»: самый высокий

Фонтан «Золотой колос», Москва. 1964 год. Фотография: Ковровский историко-мемориальный музей, Ковров, Владимирская область
Фонтан «Золотой колос», Москва. 1961 год. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Фонтан «Золотой колос», Москва. 1968 год. Фотография: Краеведческий музей Сокольского округа, Сокол, Вологодская область
Третий крупный фонтан расположился вдалеке от основной аллеи. И первый «Колос» 1939 года, и существующий поныне стояли в одном и том же месте — зоне отдыха напротив Главного ресторана, на Третьем пруду, который устроили на месте реки Каменки. Обе композиции символизировали изобилие и успех сельского хозяйства.
«Колос» 1954 года отличался от первого большей реалистичностью изображения. Сначала проект нового фонтана предполагал конструкцию из меди, которую должны были покрыть специальным защитным составом. Но архитекторы Константин Топуридзе и Григорий Константиновский отказались от этой идеи — фонтан мог выглядеть слишком темным. Они создали крупные узнаваемые зерна на стебле и облицевали их золотой смальтой. Колос прорастал прямо из пьедестала в виде трех рогов изобилия и груды разноцветных фруктов и овощей. Высота фонтана составила 16 метров, из центральной фигуры били 66 струй, 30 из них достигали максимальной высоты для фонтанов ВДНХ — 25 метров.
Фонтан «Золотой колос», Москва. 2022 год. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Фонтан «Золотой колос», Москва. 2019 год. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Фонтан «Золотой колос», Москва. 2016 год. Фотография: Юлия Батурина / фотобанк «Лори»
Судьба «Золотого колоса» оказалась сложной: в 1990-х годах его отключили, потому что сооружение обветшало, а гидравлика была неисправна. Запустили фонтан вновь лишь в 2014 году, после масштабной реконструкции. Историческое смальтовое покрытие сняли, почистили и почти полностью вернули на место. Гидравлику тоже обновили, и сегодня самый высокий фонтан ВДНХ вновь работает в летний сезон.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна