Кружевные хитросплетения в русской глубинке

Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.
Виктория Ельфина. Воротник «Вологодское стекло». 1987. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Виктория Ельфина. Воротник «Вологодское стекло». 1987. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.

А.Н. Целиковская. Кружево елецкое. 1980. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
А.Н. Целиковская. Кружево елецкое. 1980. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Кружево. Вторая половина XIX. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Кружево. Вторая половина XIX. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Михайловское Закрытое акционерное общество «Труженица». Салфетка. Урюпинский художественно-краеведческий музей, Волгоградская область
Михайловское Закрытое акционерное общество «Труженица». Салфетка. Урюпинский художественно-краеведческий музей, Волгоградская область
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Кружево вязаное из серебряной и золотой нитки. Середина XIX. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Кружево вязаное из серебряной и золотой нитки. Середина XIX. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинское белое кружево. 1925–1928. Тверской государственный объединённый музей, Тверь
Калязинское белое кружево. 1925–1928. Тверской государственный объединённый музей, Тверь
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Татьяна Маношина. Воротник. 1963. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Татьяна Маношина. Воротник. 1963. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Евгения Махова. Салфетка «Подсолнух». 2006. Киришский историко-краеведческий музей, Кириши, Ленинградская область
Евгения Махова. Салфетка «Подсолнух». 2006. Киришский историко-краеведческий музей, Кириши, Ленинградская область
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Наталья Храброва. Кружево «Снежинка». 2008. Харовский историко-художественный музей, Харовск, Вологодская область
Наталья Храброва. Кружево «Снежинка». 2008. Харовский историко-художественный музей, Харовск, Вологодская область
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Лидия Васильева. Косынка «Балахнинские напевы». 1988. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад, Московская область
Лидия Васильева. Косынка «Балахнинские напевы». 1988. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад, Московская область
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна